Курсовая с практикой на тему Основные этапы становления научной психологии в Европе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ В МИРЕ 5
1.1 Роль донаучного этапа в формировании основных идей психо- логической научной мысли 5
1.2 Характеристика периода становления психологии как самостоятельной науки 11
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ЕВРОПЕ 16
2.1 Вклад европейских ученых в мировую психологию 16
2.2 Сравнительный анализ основных исторических этапов становления научной психологии в Европе, России и США 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Рассмотренная тема интересна тем, что в ней есть возможность проследить развитие такой науки, как психология, и раскрыть ее историю. Тема охватывает большой исторический период, показывая нам выдающихся людей, которые жили и работали в разные времена и чьи философские, психологические и педагогические идеи внесли значительный вклад в развитие этой науки. Пытаясь охватить панораму развития психологии, мы сосредоточиваемся на истории этой науки, на том времени, когда в процессе научного процесса вырабатывалось некое новое качество, которое находило свое воплощение в новых понятиях и формах. Психология неразрывно связана с формированием сознания будущего поколения. Психология — наука одновременно и очень старая, и очень молодая. Первые научные идеи о психологии появились в древних рабовладельческих обществах (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция) и зародились в недрах философии как проверка религиозного догмата о том, что душа — это особая сущность, связанная с телом внешним и случайным образом. Развитие этих идей стимулировалось потребностями социальной практики, терапии и образования. Древние врачи определили мозг как орган психики и разработали учение о темпераменте. Около 2500 лет назад древнегреческий ученый Аристотель дал первый систематический отчет о психологических явлениях. Вершиной античной психологии было учение Аристотеля («Теория души»), в котором душа рассматривалась как организованная форма материального тела, способного жить (а не как материальная или нефизическая сущность). Первоначально душа представляется как вид материи: «душа как огонь» (Гераклит, Демокрит), воздух (Анаксимен), смещение четырех элементов (Эмпедокл) и т.д. Аристотель разработал первую концептуальную систему психологии, основанную на объективных и генетических методах, и поэтому его считают основателем психологии. В феодальную эпоху развитие психологии как науки резко замедлилось, но на этом оно не остановилось. Прогрессивные врачи и мыслители арабоязычного мира (Авиценна, Ибн аль-Хайсам, Ибн Раид и другие) использовали свои идеи, чтобы подготовить почву для последующего развития естественнонаучной психологии в Западной Европе, а с началом капитализма появилась надежда, что человек будет изучаться экспериментально как естественное существо, чей поведение подчинялось законам природы (Леонардо да Винчи, Х. Л. Вивес, Х. Уарте и др.) Рассмотренные выше обстоятельства свидетельствуют о своевременности, теоретической и практической значимости этой работы.
Объект исследования: психологические особенности становления научной психологии в Европе.
Предмет исследования: этапы становления научной психологии в Европе.
Цель исследования состоит в изучен6ии основных этапов становления научной психологии в Европе.
Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:
— исследовать теоретический анализ основных этапов становления научной психологии в мире;
— изучить специфику становления научной психологии в Европе.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Введение эксперимента сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки, «……». . Она не только вооружила психологию новым и очень мощным методом научного мышления, но и ввела новые научные требования и стандарты для различных экспериментальных исследований психологии в целом».
Эксперименты были заимствованы психологией из естественных наук, начиная с физиологии органов чувств и нервной системы. Эти и другие бурные события в области естествознания, прогресс в объяснении явлений жизни, возникновение психофизики и психометрии стали важнейшими предпосылками для того, чтобы психология стала самостоятельной наукой, а ее развитие было подчинено законам естествознания.
Ориентация на естественные науки отражается в понимании научной природы психологии. Психолог и методолог психологии Хуго Мюнстерберг (1863-1916) говорил, что психология, которая пытается понять душу как связующее звено смысла и цели и пытается рационализировать психологические явления, не является наукой. Научная психология считает, что «психические явления — восприятие, память, ощущения и т.д. — это объекты, перед которыми разум выступает в роли рефлексирующего пассивного стороннего наблюдателя. Как и все объекты, они допускают лишь обсуждение того, каковы их составные части, как они взаимосвязаны, каковы их причины и какие действия они порождают.
Научная психология строится как естественная наука. Его целью было свести более сложное к более простому, а методом — лабораторные эксперименты с обязательными процедурами измерения, при которых экспериментатору не разрешалось вмешиваться в экспериментальный процесс; объяснение психических явлений сводилось к выявлению их физиологических механизмов.
Практика, как приложение психологии, объясняет культурные явления и находит средства и методы для выполнения практических задач, таких как обучение, воспитание, восстановление нарушенных психических функций и т.д.
В 19 веке естественные науки достигли больших успехов в механике, химии и биологии, а также нашли применение в инженерном деле. Теории получили большое развитие.
В результате мы находим
— Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском объектов изучения, которыми в разное время были различные абстрактные аспекты человеческой психики: сознание и его проявления, поведение, бессознательное, общая структура психики, личность, деятельность и т.д.
— Самостоятельная проекция интегральной психологии человека, как базовой категории объяснительных принципов природы психики, формирует самостоятельные научные школы и направления
— Каждая научная школа, исходя из своей категоричной и односторонней концепции природы разума, строит свою концепцию человека, на основе которой создает различные практики и психологические техники.
Односторонняя и неполная концепция психологии человека многих научных школ ограничивает возможности реального решения различных важных человеческих проблем.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ В МИРЕ
1.1 Роль донаучного этапа в формировании основных идей психо- логической научной мысли
Исторически первой формой психологии было учение о душе. Существует следующий греческий миф. Эрос, сын Афродиты, влюбился в Психею. Афродита узнала об этом и выразила свое недовольство: недопустимо, чтобы сын богов влюбился в простую смертную. Чтобы не дать влюбленным влюбиться друг в друга, она подвергла Психею ряду испытаний, но та с достоинством выдержала их. Все это произвело впечатление на богов, и они помогли ей выполнить все требования Афродиты. Эросу удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные соединились навсегда. Именно поэтому Психея, смертная, обретшая бессмертие, стала символом души в поисках идеала.
На протяжении многих веков психология оставалась описательным знанием, прежде чем стать наукой, изучающей процессы, с помощью которых человек активно отражает объективную реальность в виде ощущений, восприятий, мыслей, эмоций и других психических процессов и явлений. Объяснение природы психических явлений было предметом ожесточенной борьбы между материализмом и идеализмом.
Наиболее известный вклад в психологию внесли древнегреческие философы. Они считали, что душа существует в природе везде, где есть движение и тепло.
Демокрит (460-370 гг. до н.э.) считал, что душа — это субстанция, состоящая из атомов огня, шарообразная, легкая и подвижная. Демокрит пытался объяснить все явления души с точки зрения физических и даже механических причин.
Сократу (ок. 470-399 гг. до н.э.), одному из самых блестящих мыслителей Древней Греции, принадлежала идея помочь собеседнику найти реальные ответы с помощью правильно подобранных вопросов, которые привели бы его от смутных представлений к логически ясному пониманию обсуждаемого предмета. Обсуждается широкий спектр «светских идей», таких как справедливость и несправедливость, доброта и красота, мужество и т.д.
Девиз Сократа гласит « Познай самого себя», что подразумевает анализ поступков, моральных оценок и норм поведения человека во всех жизненных ситуациях. Это приводит к новому пониманию природы души и к новым отношениям между человеком и самим собой как носителем интеллектуальных и моральных качеств.
Древнегреческий философ Платон (428-348 гг. до н.э.) придавал большое значение изучению души. В своих трудах он классифицировал феномен души. По его словам, душа состоит из трех частей — страстей, страстей и разума. Преобладание той или иной части души человека объясняет его индивидуальность. Платон рассматривал процесс мышления как воспоминание о том, что душа знала во время своей космической жизни, но забыла, когда была вселена в тело. Исследуя процесс познания, Платон говорил об ощущениях, памяти и мышлении. Он был первым ученым, который заговорил о памяти как об отдельном психическом процессе. Он открыл роль внутренней речи и мыслительной деятельности в когнитивном процессе.
У греческого философа-энциклопедиста Аристотеля была более сложная концепция души. Согласно его учению, мир состоит из множества мельчайших неделимых частиц — атомов разного размера и текучести. Самые маленькие и подвижные из них — это атомы души. Трактат Аристотеля «О душе» был первым специализированным психологическим произведением и создал первую систематическую психологическую доктрину. На протяжении многих веков она была самым важным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, а также ряда других наук. Аристотель считал, что душа — это способ организации живых существ. Считалось, что душа присуща всем живым организмам (включая растения). Аристотель предложил научное объяснение пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, и первым систематически описал феномен души.
Гениальный провидец Аристотель, возможно, один из первых систематических ученых человечества, которому психология обязана своим рождением, на протяжении большей части века определял содержательные аспекты психологического знания: рациональный, чувственный и волевой. Такое же или примерно такое же понимание человеческой психики мы находим в учебниках по психологии конца XIX — начала XX веков. Возникновение психологии как науки относится ко второй половине 19 века.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — величайший философ Древней Греции, который впервые предложил «функциональное» определение души и автор первого специализированного труда о душе, систематизировавшего взгляды того времени на душу и психические процессы.
Настоящим революционером в психологии стал немецкий ученый-физиолог В. Вундт. Однако между нитями, связывающими этих двух гигантов — Аристотеля и Вундта, отчетливо просматривается научная фигура другого ученого, чьи работы оказали сильнейшее влияние на формирование человеческих знаний о душе — Рене Декарта, известного многими философскими идеями, прежде всего своим учением о рефлексах и таким образом вошел в историю естествознания и психологии.