Детская тифлопсихология Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Организация ранней помощь детям дошкольного возраста с нарушениями зрения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 6
1.1. Процесс развития зрительного восприятия в норме 6
1.2. Особенности развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения 11
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 24
2.1. Процедура и методы изучения особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения 24
2.2. Создание коррекционной среды для детей с нарушением зрения (амблиопией и косоглазием) посредством серии игр 26
2.3. Связь образной памяти и зрительного восприятия детей дошкольного возраста 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

 

  

Введение:

 

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями зрения. Одним из ведущих составляющих симптомокомплекса зрительного дефекта является нарушение зрительного восприятия.
Проблеме развития зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения уделялось серьезное внимание как в публикациях теоретического, так и экспериментального характера.
Сегодня можно выделить ряд исследователей, объектом изучения которых является развитие зрительного восприятия детей со зрительной депривацией: Л.П. Григорьева (система развития зрительного восприятия у слепых и слабовидящих, включающей в себя как психофизиологические, так и психолого-педагогические методы его развития), Л.И. Плаксина (различение детьми с нарушениями зрения цветов, их оттенков) и другие.
Коррекция нарушения зрительного восприятия особенно осложняется в период дошкольного детства ребенка, что связано, с присущей этому возрасту, физической и психической приспособляемостью ребёнка к зрительной депривации и являющейся для него психической травмой.
Установлено, что нарушения зрительного восприятия у детей дошкольного возраста со зрительным дефектом препятствуют их успешному, продуктивному обучению, негативно влияют на процесс адаптации и социализации (Л.П. Григорьева, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина и др.).
В отечественной психологии зрительное восприятие рассматривается как сложная система перцептивных и опознавательных действий (Л. А. Венгер, A. B. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко и др.).
В научных исследованиях Т.П. Зинченко отмечается, что зрительное восприятие обладает всеми известными в общей психологии свойствами: предметностью, избирательностью, осмысленностью, обобщённостью, апперцепцией и константностью [6]. Проблеме развития зрительного восприятия посвящены исследовательские работы Т.Г. Бетелевой, которая выделила основные его виды: восприятие цвета, восприятие формы, восприятие пространства [1]. Важно отметить, что зрительное восприятие является одной из основных психических функций детей дошкольного возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем мире.
Зрительное восприятие является фундаментом зрительного внимания, зрительной памяти и мышления. Известно, что в дошкольном возрасте зрительное восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющие свои цели, задачи, средства и способы осуществления.
Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет ребенок. Поэтому главными линиями развития зрительного восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов (Л.А. Венгер, А.А. Люблинская и др.).
По данным исследований Л.П. Григорьевой, Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколзиной и др. нарушение зрительного восприятия при зрительных дефектах значительно затрудняет формирование образов окружающей действительности и препятствует ребенку в полном объеме отражать в сознании предметы и явления.
Тифлопсихологические исследования становления зрительного образа у дошкольников со зрительной патологией показывают, что процесс восприятия подчиняется тем же закономерностям, что и при сохранном зрении, но в то же время отличается своеобразием, характеризуется большей длительностью и развернутостью (Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина и др.).
Зрительные дефекты приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи, с чем возникающие образы искажаются и часто бывают, неадекватны действительности.
У большинства дошкольников со зрительной депривацией проявляются особенности в формировании зрительных образов, которые зависят от сложности предметов и изображений, опыта ребенка в оперировании ими, характера и степени нарушения зрения [3].
В результате у дошкольников со зрительной патологией часто формируются искаженные, суррогатные образы и создается своя, типичная для этой категории детей, система образов, характеризующихся чрезмерной конкретностью, недостаточной обобщенностью как отдельных образов так и всей поступающей извне сенсорной информации.
Целью данной работы является изучение особенностей зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Задачами данной работы являются:
 изучение особенностей зрительного восприятия в норме и с нарушением зрения;
 выявление особенностей зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
В ходе исследования была использована комплексная методика, включающая в себя: наблюдение, методы статистической обработки данных, анализ психолого-педагогической литературы.
Объект исследования: процесс зрительного восприятия.
Предмет исследования: особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
Структура курсовой работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью данной работы было изучение особенностей зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
В работе рассматривались такие заболевания как косоглазие и амблиопатия. Косоглазие — это отклонение зрительной линии одного из глаз от совместной точки фиксации. Амблиопия — это понижение зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. При этом один из двух глаз почти (или полностью) не задействован в зрительном процессе.
Является доказанным фактом то, что нарушения зрительной системы наносят значительный ущерб формированию психических процессов ребенка с нарушением зрения и его двигательной сферы. Это, в свою очередь, довольно сильно ограничивает естественную социализацию детей [2].
Также в работе рассмотрен процесс компенсации зрительной недостаточности у дошкольников с нарушением зрения, раскрывается значение развития осязания и мелкой моторики в данном процессе, описываются две составляющие разработанного курса занятий по проблеме исследования.
Работа содержит оценку эффективности данного курса, в ней говорится о положительном влиянии разработанных упражнений на процесс развития организма ребенка и различных возможностей детей с косоглазием и амблиопией.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с нарушением зрения (амблиопией и косоглазием) в дошкольных учреждениях компенсирующего вида является создание коррекционно-развивающей среды, позволяющей обеспечить их полноценную социальную адаптацию и успешную интеграцию в современное общество. Понятие коррекционной среды включает в себя и понятие доступности, так как для детей с нарушением зрения требуется дидактический материал, специально подготовленный или адаптированный с учетом их зрительных возможностей ииндивидуальных особенностей.
Дети с амблиопией и косоглазием получают недостаточно информации об окружающем мире. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие чего снижается их качественный уровень представлений о том, что их окружает. Поэтому одним из направлений работы тифлопедагога с детьми, имеющими нарушения зрения, является развитие их сенсорной культуры, усвоение сенсорных эталонов, расширение чувственного опыта.
Формированию представлений о сенсорных эталонах помогают дидактические игры, которые тифлопедагог включает в специальные коррекционные занятия.
Все пособия и дидактический материал подбираются не только в соответствии с требованиями программы, но и с задачами лечебно-восстановительного процесса.
В результате проведенного исследования удалось установить, что создание доступной среды посредством серии игр из бамбука и дифференцированный подход к детям на занятиях помогает успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта.
Это подтверждается данными тифлопедагогического обследования воспитанников коррекционной группы, которое проводится в начале и в конце учебного года.

Также была доказана, в ходе проведенного эксперимента, связь между уровнем образной памяти и зрительного восприятия и характеризуется она, как значительная.
Результаты статистической обработки данных показывают, что связь между уровнем развития образной памяти и зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте характеризуется прямой положительной корреляцией.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1. Процесс развития зрительного восприятия в норме

Известно, что в дошкольном возрасте зрительное восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющие свои цели, задачи, средства и способы осуществления.
Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет ребенок. Поэтому главными линиями развития зрительного восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов (Л.А. Венгер, А.А. Люблинская и др.).
По данным исследований Л.П. Григорьевой, Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколзиной и др. нарушение зрительного восприятия при зрительных дефектах значительно затрудняет формирование образов окружающей действительности и препятствует ребенку в полном объеме отражать в сознании предметы и явления.
Тифлопсихологические исследования становления зрительного образа у дошкольников со зрительной патологией показывают, что процесс восприятия подчиняется тем же закономерностям, что и при сохранном зрении, но в то же время отличается своеобразием, характеризуется большей длительностью и развернутостью (Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина и др.).
Зрительные дефекты приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи, с чем возникающие образы искажаются и часто бывают, неадекватны действительности.
У большинства дошкольников со зрительной депривацией проявляются особенности в формировании зрительных образов, которые зависят от сложности предметов и изображений, опыта ребенка в оперировании ими, характера и степени нарушения зрения [3].
В результате у дошкольников со зрительной патологией часто формируются искаженные, суррогатные образы и создается своя, типичная для этой категории детей, система образов, характеризующихся чрезмерной конкретностью, недостаточной обобщенностью как отдельных образов так и всей поступающей извне сенсорной информации.
Для детей дошкольного возраста с нарушением зрения характерны нарушения форменного, стереоскопического, глубинного зрения, которые не позволяют адекватно воспринимать форму и телесность предметов, расстояние между ними, оценивать глубину пространства. При нормальном бинокулярном, стереоскопическом зрении ребенок правильно производит оценку глубины пространства, расстояния между предметами.
Дети с нарушением зрения относительно легко воспринимают формы плоских, двумерных предметов. Значительно сложнее осуществляется восприятие объемных предметов, различение расстояния между ними, оценка глубины пространства.
Нарушение бинокулярного зрения чаще всего обусловлено косоглазием и приводит к отклонениям в оценке глубины пространства и отношений между разноудаленными предметами, что осложняет создание синтезированного зрительного образа.
Зрительное запоминание и воспроизведение пространственных отношений между объектами у детей дошкольного возраста с нарушением зрения происходит медленнее и носит фрагментарный характер. Все эти сложности зрительно-пространственной ориентации обуславливают обедненность чувственного опыта пространственной ориентировки детей с нарушением зрения [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы