Курсовая с практикой на тему Организация работы с учебником по предмету «Окружающий мир» в начальных классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
§1.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА.. 5
§2.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С
УЧЕБНИКАМИ.. 10
§3.
ОСОБЕННОСТИ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.. 15
§4.
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 30
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ… 31
Введение:
Актуальность исследования. На современном этапе развития
начального образования перед учителями встал важная задача — обеспечение возможности
получения полноценного образования в общеобразовательной школе с целью
дальнейшего профессионального становления и социализации личности школьника.
Сегодня особенно актуальны формирования и совершенствования умений
учиться и создание психолого-педагогических условий для индивидуального
развития каждого ребенка. Одновременно с усвоением содержания учебного предмета
учащиеся должны овладеть ключевые компетентности, которые будут способствовать
их личностному, социальному и интеллектуальному развитию.
Эти задачи можно успешно решить в процессе учебной деятельности, сущность
которой заключается в усилении аспекта, который предусматривает самостоятельное
получение учащимися знаний из разных источников информации для овладения
обще-учебными умениями и навыками Основой такой деятельности, по нашему мнению,
должна стать четко организованная и спланированная учителем начальных классов
работа с учебником «Окружающий мир».
На смену традиционным учебникам приходят учебники нового поколения, с
которыми связывают возможности повышения уровня качества образования, рост
мотивации учащихся к освоению предметного содержания, успешность подготовки их
к сдачи экзаменов, реализацию «творческого потенциала учителя», переход к
индивидуальным траекториям обучения и тому подобное. Таким образом, современные
учебники по «Окружающему миру» выполняют развивающую, информационную,
мотивационную и познавательную функции, побуждают учеников к самообразованиям,
имеют четкую структуру, яркие иллюстрации, цветные и шрифтовые выделения.
Учебники также имеют значительное практическое направления, поскольку к каждому
разделу учебников разрабатываются задачи, которые способствуют выработке
исследовательских умений и побуждают школьников к самостоятельным наблюдений.
Таким образом, актуализируется проблема связана с совершенствованием и
осовремениванием структурных компонентов учебника, определение его
содержательного наполнения, согласно современным методическим требованиям к
учебникам по предмету «Окружающий мир» для начальной школы.
Проведенный анализ последних исследований и научно-педагогической
литературы свидетельствует о том, что вопрос организации работы учащихся с
учебным учебником изучалось многими учеными-методистами. Отдельные вопросы
методики формирования компетенций учащихся начальных классов в процессе работы
с учебником «Окружающий мир» освещены в исследованиях Л.П. Виноградовой [Виноградова
Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в
процессе развивающего обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Комсомольск-на
-Амуре, 2004. – 21 с.], С.А. Смирнова [Смирнов С.А. Педагогика учеб.пособие для
студентов высш. учеб. заведений / С.А. Смирнов. – М.: Академия, 2004. – 464 с.],
И.П. Подласого [Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие для студ высших учеб.
заведений /И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 462 с.] и других современных
ученых.
Проблема: каково значение разных видов работ с учебником в
обучении младших школьников «Окружающему миру».
Противоречие возникает между необходимостью использование учебников
на уроках окружающий мир, как средства организации усвоения учащимися новых
знаний, и недостаточностью разработанности методика работы с компонентами
учебника.
Цель исследования: раскрыть методические аспекты
использования учебника по предмету «Окружающий мир», как средства организации
усвоения младшими школьниками новых знаний.
Объект исследования: процесс использования учебника на
уроках, как средства организации усвоения учащимися новых знаний.
Предмет исследования: методы и приемы использования
учебника на уроках «Окружающий мир».
Задачи исследования:
1. Изучить методическую литературу для выявления содержания и структуры
школьного учебника.
2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста,
способствующие работе с учебником на уроках в начальной школе
3. Проанализировать особенности организации современного урока «Окружающий
мир»
4. Рассмотреть специфику организации работы с учебником по предмету «Окружающий
мир» в начальных классах.
Методы исследования: теоретический анализ научной,
педагогической и методической литературы по исследуемой теме, обобщение
передового педагогического опыта учителей.
Заключение:
Учебник, написанный в соответствии с программой, является основным
пособием учащихся и в то же время важным помощником в работе учителя.
Анализируя учебник, учитель найдет нужные методические рекомендации. Все
содержание учебного материала и весь аналитический аппарат учебника направлены
на организацию наблюдений и опытов, практических работ непосредственно в
природе, постоянное использование чувственных восприятий детей. В этом
отношении учебник представляет собой конкретную методичку учителя.
В процессе нашего исследования мы пришли к выводу о том, что
деятельность, направленная на развитие интереса к работе с учебником у младших
школьников, должна быть разнообразной и включать в себя такие упражнения,
которые были бы интересны детям рассматриваемого нами возраста.
Анализ программы «Школа России», показывает, что курс «Окружающий мир»
представляет собой объединенный курс для четырехлетней общеобразовательной
начальной школы. В данный курс непосредственно входят такие общеобразовательные
области, как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость такого курса
состоит в воспитании у младшего школьника целостной картины окружающей его
природной и социальной среды, а также его места в данной среде как личности.
Учебники по «Окружающему миру» имеют интегрированный характер. Их
содержание раскрывается в системе биологических, экологических, географических,
химических, физических и астрономических понятий. Для успешного овладения
учебным материалом учебника у учащихся нужно сформировать такие умения:
анализировать, сравнивать, выделять существенное, устанавливать
причинно-следственные связи, классифицировать; использовать учебник и учебные
пособия как источник новой информации; целенаправленно изучать и пересказывать
содержание, вспоминать прочитанное, составлять план, находить ответы;
воспроизводить образы реальных объектов и явлений природы по тексту учебника и
иллюстрациями.
Таким образом, правильно организованная работа с учебником по предмету «Окружающий
мир» в начальных классах будет побуждать младших школьников к активному участию
в учебном процессе, способствовать развитию познавательных интересов, учитывать
особенности учащихся разных психологических типов и стилей обучения, направлять
обучение на отдельную личность с учетом культурных ценностей общества.
Фрагмент текста работы:
§1. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА Современный учебник – учебная книга, выделяющаяся системным подходом к
применению современных методологических, научно-методических, а также
научно-методических основ при формировании содержания учебного материала и его
методический концепции.
В.А. Сластенин [Сластенин В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. — М.:
Academia, 2019. — 400 c.] дает следующее определение, учебник – это книга, в
которой изложены основы знаний по определенному учебному предмету в
соответствии с целями обучения, программой и требованиями дидактики. Содержание
учебника формируют с учетом современных достижений науки и культуры. В нем
помещены объем и систему знаний, которые нужны для обязательного изучения. По
мнению С.А. Смирнова [Смирнов С.А. Педагогика учеб. пособие для студентов высш.
учеб. заведений / С.А. Смирнов. – М.: Академия, 2004. – 464 с.] считает, что для
младшего школьника учебник – основной источник учебной информации. Поэтому,
важной задачей учителя является содействие развитию мышления, памяти, речи,
умение самостоятельно работать с учебной книгой.
П.В. Чертков [Чертков П. В. Учебник как средство организации
самостоятельной работы младших школьников на уроках окружающего мира / П. В.
Чертков, В. В. Поддубная // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С.
659-662.] выделяет в структуре учебника выделяют две основные части – текст и
внетекстовые компоненты.
Н.Ф. Головина [Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО /
Н.Ф. Голованова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 377 c.] определяет текст, как
литературное или иное произведение или его отрывок для чтения и анализа. В зависимости
от его содержания и использования в учебном процессе выделяют основной,
дополнительный и пояснительный тексты.
М.С. Смирнова [Смирнова М. С. Как изучать «Окружающий мир» в начальной
школе: учеб. пособие / М. С. Смирнова. – М.: Перо, 2016. – 65 с.] к
внетекстовым компонентам учебника относит иллюстрации, аппарат организации
усвоения и аппарат ориентировки. Иллюстрация – это изображение в учебнике или
журнале, объясняет или дополняет содержание текста. Иллюстрациями есть рисунки,
фотографии, фотомонтажи, репродукции, фотосхемы, планы, карты.
Аппарат организации усвоения состоит из вопросов, стоящих ответов,
таблиц, указателей и инструктивных материалов. Аппарат ориентировки – это вступление,
предисловие, содержание, символы ориентирования, рубрикации, выделение в тексте
(шрифтовые, цветные), библиография.
К методическому аппарату учебника, П.В. Чертков [Чертков П. В. Учебник
как средство организации самостоятельной работы младших школьников на уроках
окружающего мира / П. В. Чертков, В. В. Поддубная // Молодой ученый. — 2017. —
№ 15 (149). — С. 659-662.] относит вопросы и задания разнообразного значения.
Перечень вопросов имеет репродуктивный характер и способствует восстановлению
содержания статей учебника. Одни вопросы помогают ученикам повторить и закрепить
полученные знания. Другие — побуждают учеников к активной познавательной
деятельности, развивают мышление, умение сравнивать, находить существенные и
общие признаки предметов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи.
Кроме того, есть вопросы, которые требуют применения знаний в новых учебных
ситуациях.
Также стоит отметить, что основные тексты учебника делятся на основные,
пояснительные и дополнительные. Основные тексты подают главную информацию. В
них преподносятся факты, излагаются описания и определения терминов,
открываются закономерности и взаимосвязи. Они представлены в учебниках
историями и деловыми статьями. Дополнительные тексты близки по содержанию к
основным. Их содержания может иметь описывающий характер, комментирующий, конкретизирующий,
однако может быть и намного более сложным в сравнение с основным текстом. Среди
дополнительных текстов можно выделить поговорки, пословицы, рассказы, сказки,
научно-популярную информацию и загадки. В учебниках дополнительные тексты, как
чаще всего бывает, даются в качестве отдельно взятых сообщений под разными
рубриками, к примеру «Полезно знать», «Для самых любознательных», «Это
интересно». Время от времени такие тексты вливаются в основной текст в образе
одного или нескольких абзацев. Под конец темы (урока) ученикам предоставляются
не очень большие по объему тексты, задача которых – обобщение материала. В
одних учебниках они выделены шрифтом, цветом и т.п., в других – предоставлены
под названием «Выводы». Содержание данных текстов составляет основная мысль
темы, важнейшие термины, правила. В учебнике А.А. Плешакова [Плешаков А.А.
Окружающий мир. 1кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / А.А.
Плешаков – М.: Просвещение, 2020. – 224 с.] есть такие разделы, вроде: «Копилка
интересных фактов», «Проверь себя», «Подумай!», также под конец любого
параграфа предоставляется кратная по объему информация о содержание следующего
урока. К пояснительным же текстам можно причислить справочные сведения
различного характера, словарики, примечания и т.п.
Как считает Д.Д. Зуев [Зуев Д.Д. Школьный учебник / Д. Д. Зуев. —
[Репринт. изд.]. – М.: Просвещение, 2015. – 317 с.], с помощью заданий и
вопросов «достигается наиболее продуктивная и целенаправленная переработка
материала учебника в сознании школьника путем активизации его эмоциональных и
умственных усилий в процессе самостоятельного освоения знаний».
Видовое разнообразие структурных компонентов, а также их баланс
определяются методической концепцией учебной книги, разнообразием форм
информации и методами ее обработки и представления в учебнике.
Учебник – это носитель содержания обучения. Содержание может быть
предоставлено как система знаний и основа учебных умений и навыков. Знания
являются основным компонентом в содержании обучения; объективная информация о
каких-либо объектах действительности, осознанно воспринятая и зафиксированная в
памяти, усвоенная до уровня осознания внутренних и внешних связей, готовность
творческого применения. Среди характеристик качества знаний могут быть: гибкость;
оперативность; обобщенность; непрерывность; системность. Увеличивающийся в
современности поток информации объясняет большую важность компоновки знаний в
учебнике.
Учебник содержит двойную информацию. В первую очередь, содержательную,
так как он является информативным и массовым источником для изучения процесса
формирования, развития и взаимовлияния концепций. Так же, школьный учебник
несет в себе огромный объем информации.
Дискуссии около содержания учебников находятся в центре внимания
общественной и научной жизни страны. Взаимосвязь между обществом и наукой
всегда осуществлялась и осуществляется через школьное образование.
Содержание учебных книг соответствует нынешним научным представлениям,
имеющимся в науке по отношению к этому объекту, уровню образовательной
программы (стадии обучения) и требованиям, предъявленным к структуре и
методическому аппарату учебных изданий в соответствие с психологическими и
возрастными особенностями учащихся.
Иллюстративный аппарат в учебниках обладает огромным значением. Отнюдь не
все явления и предметы природы учащийся может лично увидеть, не всегда в школе
имеются нужные средства наглядности. В данном случае сформировать правильное
представление об изучаемых объектах могут помочь иллюстрации учебника как
источника информации. Если школьник имеет представление о том или ином объекте,
то сравнение поможет его конкретизировать, уточнить, сделает представление
более полным. Помимо этого, иллюстрации также помогают стимулировать
мыслительную деятельность учеников, развивают чувство прекрасного.
Именно поэтому иллюстраций в учебниках очень много. Оптимально они
обязаны составлять не меньше половины объема учебника, а в книгах для первого и
второго классов еще больше. В нынешних учебниках иллюстрации красочные,
разнообразные, яркие.
Современный учебник обязан:
— соответствовать примерным программам и отражать базовый минимум;
— принимать во внимание эстетические нормы и возрастные нормы учеников;
— изложение материала должно быть системным;
— ориентироваться на нынешний уровень науки и отражать с необходимой
полнотой как предметную область, так и различные мнения и точки зрения ученых;
— помогать воспитанию высоких нравственных качеств, демократических
установок, формированию научного мышления, оценочных суждений;
— содержать различный методический аппарат, который позволит организовать
дифференцированное обучение и самостоятельную работу учеников;
— соответствовать санитарным нормам;
— содержать нужный иллюстративный ряд.
Стоит так же добавить, что «хороший» учебник обязан открывать ученику
путь для новых вопросов, творческого изучения интересующих проблем. Показывать
разнообразие интерпретаций исторического прошлого и способствовать пониманию
учениками причины такого разнообразия.
Также важно, чтобы учебник подогревал интерес к предмету, возбуждал
исследовательский азарт. Преподавать интересно и научно очень непросто. Для
этого необходимо чувствовать напряжение процесса, его страсть. Страсть находит
выход в борьбе, следы же этой борьбы доходят до нас в источниках, которые
полемизируют друг с другом, опровергают друг друга, предоставляют разные версии
событий, явлений, идей. К тому же, учебник обязан отвечать целому ряду весьма
противоречивых сугубо утилитарных требований: быть понятным для слабых учеников
и готовить к поступлению в вуз, быть легким и компактным, одновременно с этим «выносливым»
и информативным, иметь хороший методический аппарат и иллюстративный материал.
Очевидно, что совместить абсолютно все требования довольно трудно и речь можно
вести только об оптимальном сочетании разных качеств.
В большой массе школьной учебной литературы можно довольно условно
обозначить несколько направлений:
— концептуальные учебники, но обладающие цивилизованным подходом;
— «традиционные» учебники, придерживающиеся формационного подхода в
рамках определенной концепции.
Учебник обязан объяснять содержание обучения
посредством