Курсовая с практикой на тему Организация методической работы дошкольной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления методической работой в дошкольном
образовательном учреждении. 7
1.1. Анализ научных взглядов на основы методической работы в современной
литературе 7
1.2. Основные подходы к организации методической работы в дошкольном
учреждении 11
1.3. Проблема управления методической работой в дошкольном образовательном
учреждении в современной теории и практике. 17
1.4. Педагогическая диагностика в управлении методической работой. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30
Введение:
находится в состоянии реформирования
в связи с введением новых нормативно-правовых документов. В соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» дошкольные организации призваны обеспечить присмотр, уход за детьми,
дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие
физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья
детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от
17 октября 2013 года N 1155) представляет собой совокупность требований к
дошкольному образованию, которые обязательны к исполнению.
Происходящие нововведения направлены,
прежде всего, на повышение качества образовательного процесса, на развитие и
совершенствование системы образования в целом, которое в значительной степени
обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее
звеньями. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» понятие «качество образования» трактует следующим образом «это
комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки
обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным
образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным
государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического
лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том
числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
На дошкольное образовательное
учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень
ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то
поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять
социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс
российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимыми
становятся недостатки и ошибки в учебно–воспитательной работе ДОУ, в управлении
образованием и в самой педагогической науке.
Чтобы сломать сложившийся механизм
торможения в ДОУ, необходимо найти те рычаги, с помощью которых можно
преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность многих
педагогов и воспитанников. Главными из этих рычагов являются активизация человеческого
фактора в просвещении, развитие творческого потенциала педагогов и
педагогических коллективов дошкольных учреждений. Современные реалии,
объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития
воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения
методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое
совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.
Сегодня реальный уровень постановки
методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших
критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать методическую
работу в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.
Никишина И.В. [26] дала одно из
определений методической работе. «Методическая работа – в дошкольном учреждении
– это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического
опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение
квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в
целом».
В детских садах сложились
определенные формы повышения квалификации воспитателей, однако, по мнению
Лосева П.Н. [22], между различными видами методической работы часто нет должной связи,
учета конкретных интересов и потребностей воспитателей.
Задача заведующей и методиста
дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти
доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического
мастерства.
Актуальность проблемы, оказание помощи в подготовке высококвалифицированного, свободно
мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с
возрождающимся подходом к человеку как самоценности. Помощь воспитателю в
овладении новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в
системе образования, в повышении своего педагогического мастерства.
На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития
нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать,
воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и
творчество которых будут определять социально – экономический, научно –
технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. В
связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в
учебно–воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической
науке.
Проблемы управления образованием в
контексте культуры актуализируются и обостряются в системе дошкольного
образования, они переходят на новый уровень развития, потому что субъекты
образования – педагоги и родители должны обеспечить оптимальные условия для
творческого развития личности ребёнка и собственного профессионального
развития. Вопросы управления системой дошкольного образования стали предметом
исследования многих учёных и практиков – В.Г. Алямовской, К.Ю. Белой, Л.М.
Волобуевой, О.А. Князевой, Р.М. Литвиновой,
Е.М. Марича, И.А. Малашихиной, М.д. Маханевой, Т.П. Морозовой, А.И.
Остроуховой, В.С. Собкина, П.И. Третьякова, Р.М. Чумичёвой и др.
Именно этой проблеме, методической
работе в ДОУ, хотели посвятить свое теоретическое
исследование.
Предмет исследования — методическая
работа в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования – процесс
организации методической работы в ДОУ.
Цель исследования — рассмотреть
методическую работу в ДОУ на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно –
методической литературы по данной теме.
2. Раскрыть основные подходы к
организации методической работы в дошкольном учреждении на современном этапе.
3. Рассмотреть проблемы управления
методической работой в дошкольном образовательном учреждении в современной
теории и практике.
4. Проанализировать диагностику в
управлении методической работой.
5. Изучить
состояние управления методической работой в дошкольных образовательных
учреждениях на диагностической основе.
Методы исследования – анализ научно –
теоретической и психолого-педагогической литературы.
Структура курсовой работы: введение,
где выявлена актуальность выдвинутой проблемы, сформулированы предмет, объект;
глава, которая состоит из пяти параграфов, в которых описывается анализ научных
взглядов на основы методической работы в современной литературе, описываются основные
подходы к организации методической работы в дошкольном учреждении.
Заключение:
Методическая работа занимает особое
место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего,
способствует активизации личности педагога, развитию его творческой
деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства
воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами
работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования
профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая
работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование
всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в психологической и
педагогической науке. Поэтому методическая работа не является службой
корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходится
решать эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной
помощи педагогам.
Актуальность проблемы подготовка
высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя
на современном этапе очевидна для всех. Именно эта проблема была рассмотрена в
исследовании.
В первой главе исследования
посвященной методической работе в современном дошкольном образовательном
учреждении, мы рассмотрели понятие «методическая работа» и выяснили, что
методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как
деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса
ДОУ. Выделили ее задачи: управление образовательным процессом, организация
повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями. Отметили,
что методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать
развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми
достижения педагогической и психологической науки. Анализ литературы, позволил
определить направления содержания методической работы в дошкольном учреждении.
В этой главе мы рассмотрели комплекс источников содержания методической работы
в ДОУ и отметили, что в условиях современного ДОУ — это дело творческое, не
терпящее шаблона и догматизма. Выделили, что содержание методической работы должно
формироваться на основе различных источников, как общих для всех дошкольных
учреждений региона, так и индивидуально неповторимых.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. Теоретические основы управления методической работой в дошкольном
образовательном учреждении
1.1.
Анализ научных взглядов на основы методической работы в современной литературе
Методическая работа в дошкольной
организации является частью системы непрерывного образования педагогов,
воспитателей. Задачи методической работы: усвоение наиболее рациональных
методов и приемов обучения и воспитания дошкольников; повышение уровня общедидактической
и методической подготовленности учителя к организации и ведению воспитательной
работы; обмен опытом между преподавателями, выявление и продвижение
соответствующего педагогического опыта. Методическая работа направлена на
достижение и поддержание высокого качества учебного процесса; способствует
развитию у учителей навыков анализа, теоретических и экспериментальных
исследований.
В общих чертах задачи методической
работы сформулированы В.А. Сластенин следующим образом:
• формирование инновационной
направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющейся в
систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в
работе по внедрению достижений педагогической науки;
• повышение уровня теоретической и
психологической подготовки учителей;
• изучение новых образовательных
программ, учебных планов, государственных образовательных стандартов;
• изучение новых нормативных
документов, учебно-методических материалов;
• консультирование учителей по
самообразованию. Более подробно содержание методической работы рассматривается
автором в специальном разделе.
Для совершенствования и достижения
оптимального построения методической работы в дошкольном образовательном
учреждении необходимо понимать ее сущность, ее основное назначение, ведущие
задачи и функции, правильно формулировать важные фундаментальные требования к
ее организации и осуществлению.
Рассмотрим, как ученые характеризуют
понятие «методическая работа»:
М.М. Поташник: «Методическая работа в
образовательных учреждениях Российской Федерации — часть системы непрерывного
образования» [35].
A.M. Моисеев: «Методическая работа
основана на:
— о достижениях науки и передовом
опыте преподавания,
— по конкретному анализу учебного
процесса,
— о взаимосвязи мероприятий, действий
и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и
педагогических навыков каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение
творческого потенциала педагогического коллектива в целом … по совершенствованию
образовательной процесса, для достижения оптимального уровня образования,
воспитания и развития [25].
П.И. Третьяков: «Методическая работа
— длительный и сложный процесс, который зависит от целей, намеченных
коллективом, задач, направленных на предоставление каждому учителю возможности
самореализоваться» [40].
К.Ю.Белая: «Методическая работа — это
деятельность по созданию такой образовательной среды в учреждении, где
творческий потенциал учителя и педагогического коллектива был бы полностью
реализован» [3].