Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Личностно-профессиональное моделирование оперативно-служебного функционирования сотрудников оперативных подразделений ОВД

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты личностно-профессионального моделирования оперативно-служебного функционирования сотрудников оперативных подразделений ОВД 6
1. Психологические особенности субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел 6
2. Инструментально-методические аспекты оценки субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел 16
3. Особенности личностно-профессионального моделирования оперативно-служебного функционирования сотрудников оперативных подразделений ОВД 28
Вывод по главе 1 35
Список литературы 38

  

Введение:

 

Актуальность темы. Сегодня наиболее актуален вопрос: насколько деятельность оперативных подразделений соответствует уровню развития оперативно-розыскной психологии правоохранительных институтов государства и как успешно разрешается противоречие между старой организационной структурой, традициями, устойчивыми системами и способами психологического обеспечения ОВД в целом, а также профессионализмом функционально-компетентностного характера в отдельно взятом оперативном подразделении на примере деятельности сотрудников уголовного розыска как ведущего оперативного подразделения в системе ОВД.
Основные направления развития психологии оперативно-розыскной деятельности в 60-е гг. прошлого столетия обозначил профессор Д.В. Гребельский [6], сферу научных интересов которого составляла общая теория ОРД, а не психологическое обеспечение данного вида деятельности. Тем не менее, Д.В. Гребельский указывал на предпосылки обеспечивающей функции психолога по таким направлениям общей теории ОРД, как: изучение социально-психологического аспекта оперативно-розыскной деятельности и управления оперативными аппаратами органов внутренних дел; исследование основных психологических положений научной организации управления оперативно-розыскной деятельностью применительно к основным аспектам работы оперативных аппаратов; комплексная разработка психологических компонентов действий оперативно-розыскных сил, использования средств и методов в наиболее часто встречающихся на практике ситуациях; обеспечение психологических особенностей организации борьбы с преступностью по линии отдельных оперативных служб (УР, ОБХСС, ИТУ); исследование психологических компонентов внутриведомственного и внешнего взаимодействия оперативных подразделений; изучение психологических аспектов информационно-аналитической работы.
По мнению В.А. Черепанова [11], перечисленные Д.В. Гребельским основные направления исследований психологии оперативно-розыскной деятельности в определенной степени небезупречны в части выбора оснований, по которым осуществлена их классификация. И, тем не менее, труды Д.В. Гребельского и других исследователей в области теории ОРД (А.И. Алексеева, Г.К. Синилова) имеют фундаментальное значение в части определения основных направлений исследования проблем психологии в оперативно-розыскной деятельности [9]. В целом же данными авторами была указана и признана актуальность и необходимость развития новой по тем временам специальной отрасли научного знания — психологии оперативно-розыскной деятельности.
Важное значение психологической подготовки работников полиции обосновано в исследованиях В. Г. Андросюка, Д. А. Александрова, В. И. Барка, Я. Г. Бондаренко, Л. В. Ваврика, Ю. Б. Ирхина, Л. И. Казмиренко, М.Н. Курица, А. В. Медведева, В. И. Плиска, Г. Т. Семерка и др. [2-8]. Ученые отмечают, что профессиональная деятельность правоохранителей происходит в сложных, иногда даже экстремальных условиях. Это требует, параллельно с качественным подбором, постоянного совершенствования методик и технологий обучение работников в соответствии с потребностями современности.
Реформирование правоохранительной сферы, новая концепция деятельности полиции, расширение круга задач и функций оперативно-розыскной деятельности актуализируют дальнейшие научные исследования и поиск путей совершенствование системы служебной подготовки правоохранителей.
По исследованиям ученых, усовершенствование процесса подготовки специалистов требует формирования образа «идеального» работника [7; 8]. В этом контексте А. М. Столяренко утверждает, что без разработки целостного, системного образа (психологической модели) исследуемой реальности и ее взаимодействия с другими невозможно понять правильно юридико-психологические факты, закономерности и механизмы и разработать действенные практические рекомендации [7].
Одним из направлений повышения эффективности профессионального обучения, формирования стрессоустойчивости работников оперативно-розыскной деятельности является разработка модели психологической готовности, которая позволит отразить совокупность необходимых составляющих для качественного выполнения служебной деятельности, прежде всего — в стрессовых ситуациях, и поможет осуществлять поиск новых методик развития необходимых качеств.
Гипотеза исследования — эффективность процесса формирования личности оперативного работника определяется уровнем развития психологических особенностей курсантов: доминирование профессионально-значимой мотивации, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе и своих силах, социальная спонтанность и экстравертированность, недоверчивость, активное критическое отношение к высказываниям окружающих, склонность к рискованному поведению, умеренная агрессивность, преобладание процессов возбуждения в нервной системе над тормозными процессами.
Обьект исследования — личностно-профессиональное моделирование оперативно-служебного функционирования сотрудников оперативных подразделений ОВД.
Предмет исследования — психологические особенности, определяющие успешность формирования личности оперативного работника.
Цель исследования — раскрыть суть личностно-профессионального моделирования оперативно-служебного функционирования сотрудников оперативных подразделений ОВД.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психологические особенности субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.
2. Определить инструментально-методические аспекты оценки субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.
3. Рассмотреть особенности личностно-профессионального моделирования оперативно-служебного функционирования сотрудников оперативных подразделений ОВД.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1. Психологические особенности субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
Решение задач, решаемых в процессе оперативно-розыскной деятельности невозможно без применения специальных психологических знаний, потому что без этого в современных условиях борьбы с преступностью невозможно совершенствование и качественное обновление работы оперативных подразделений. Специфика оперативно-розыскной деятельности с ее постоянным и повышенным фактором риска, моральным и физическим напряжением в условиях неопределенной или недостаточной информации, высокой ответственности и дефицита времени ставит перед органами, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия, задачи, которые могут быть решены только при системной организации постоянного психологического обеспечения.
Под системой психологического обеспечения оперативно-розыскной деятельности понимается совокупная согласованная деятельность специальных подразделений психологического обеспечения, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, оперативных подразделений, подразделений, обеспечивающих оперативно-розыскную деятельность, направленная на повышение эффективности их оперативно-служебной деятельности и боеспособности путем целенаправленного использование научно обоснованных форм, методов и средств профессиональной психологии [6, с.98].
Задачи, решение которых потребует психологической компетенции, возникают во всех сферах жизни общества. Овладение основами психологических знаний имеет особое значение для эффективной работы оперативных работников, так как она полностью связана с людьми, их индивидуально-психологическими качествами.
Система психологического обеспечения должно способствовать успешному выполнению следующих задач:
— профессионально-психологическому отбору кадров для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (оказание помощи гражданам в выборе профессии оперативного работника, определение степени соответствия психологических данных кандидата на службу, требования специальности и т.п.);
— психологическом сопровождению прохождения службы (психологическая поддержка адаптации работников к условиям службы, поддержание высокого уровня профессиональной готовности оперативных работников, качественного решения ими оперативно-служебных задач, сведение к минимуму ущерба от воздействия на работников опасных для жизни и здоровья психологических факторов, психологической реабилитации после выполнения задач в экстремальных и других чрезвычайных ситуациях);
— профессионально-психологической подготовки оперативных работников путем методического обеспечения, организации и проведения профессиональной и психологической подготовки, формирование у работников готовности к деятельности в экстремальных ситуациях, формирование социально-психологической культуры работников, овладение знаниями профессиональной этики и этикета и тому подобное;
— психологического сопровождения оперативно-розыскной деятельности, в частности, при комплектовании специальных оперативно-розыскных, следственно-оперативных групп, служебных нарядов, экипажей, анализа психологических особенностей правонарушителей, как одиноких, так и действующих в группе, в толпе, психологическая поддержка переговорной деятельности, оказания психологической помощи лицам, пострадавшим в результате преступления, чрезвычайных событий, оказания помощи во взаимодействии с различными слоями населения и т.д.;
— оказание помощи при разработке приемов и тактики выполнения специфических, конфиденциальных задач, которые возлагаются на оперативных работников и к выполнению которых могут привлекаться иные лица в порядке, предусмотренном соответствующими нормативными актами, оказания помощи оперативным работникам и следователям при выполнении отдельных процессуальных действий, таких как допрос, обыск, опознание, допрос с глазу на глаз несовершеннолетнего и тому подобное [12, с.34].
Бесспорно, что реализация положений концепции психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности невозможна без специальных психологических знаний. Психологические знания — это система сведений о закономерностях возникновения и развития психики, психические явления, процессы, состояния, поведение и деятельность человека. С их помощью познаются отдельные или общие факты и явления, в частности, такие, как цель и мотивация преступления, выбор формы и способа его совершения, маскировки следов преступления и т.д. интересующие оперативного работника и будут ценными для следствия, прокурора, суда и защиты.
Знание психологии позволяют оперативному работнику узнать обстоятельства, которые имеют психологическую природу: непатологические особенности психики подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего, свидетеля и других лиц и важны для правильного решения задач в оперативной или уголовной делах. Психологические знания позволяют исследовать не только психологические явления и факты, но и смежные с ними правовые обстоятельства. Их использования в оперативно-розыскной деятельности помогут оперативному работнику:
— понять мотивацию поведения человека;
— оценить психологическое состояние конкретного лица;
— строить и управлять взаимоотношениями с необходимыми людьми;
— собирать личную и другую информацию по конкретному преступлению или лицу, поведение которого вызывает заинтересованность оперативных работников;
— профессионально изучать лицо кандидата на сотрудничество, устанавливать доверительные отношения с ним, разрабатывать легенды, осуществлять ввод и вывод негласного сотрудника с оперативной разработки;
— эффективно общаться с негласными сотрудниками в условиях их изолированной деятельности [14, с.29].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы