Курсовая с практикой на тему Определение. Способы его выражения ( на материале текстов любого автора). Использование материала на уроках русского языка как иностранного в средней школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 5
1.1. Понятие определения 5
1.2. Виды и формы выражения определений 7
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 11
2.1. Особенности изучения определения на уроках РКИ 11
2.2. Разработка урока РКИ на тему «Определение» 20
Заключение 24
Список литературы 25
Введение:
В ходе обучения иностранцев русскому языку большое значение отводится синтаксису. Доктор филологических наук О.В. Марьина считает, что необходимо готовить иноязычных носителей языка к усвоению синтаксических единиц русской речи. По словам ученого, синтаксис – это особая интонационная структура, выполняющая смыслоразличительную функцию. При произношении люди делят речь на отрезки интонации в зависимости от смысла. Каждый отрезок имеет свою интонацию. При этом интонация выполняет одну из первостепенных функций в конструировании высказывания [13, c. 78].
При изучении русского языка как иностранного важную роль играет работа с текстом. Он выполняет роль грамматической модели, речевого образца. Этот образец должен легко запоминаться и воссоздаваться в сознании субъекта речи. Поэтому необходимо находить ясные, простые и запоминающиеся тексты, к таковым можно отнести фрагменты из произведений художественной литературы, например, известные стихотворения.
Как известно, авторы художественных произведений используют различные приемы выразительности, будь то тропы или речевые фигуры. Одной из таких форм языковой выразительности является эпитет.
В краткой литературной энциклопедии представлено следующее определение эпитета:
ЭПИ́ТЕТ (от греч. ἐπίθετον, букв. — приложенное, прибавленное) — образное определение предмета (явления), выраженное преим. прилагательным; одно из существ. понятий стилистики и поэтики.
Эпитет в синтаксическом выражении является определением. Таким образом, для нашего исследования представляет интерес изучение определений в художественных текстах русского языка и способы изучения определения на уроках русского языка как иностранного.
Целью исследования является анализ способов выражения определения в художественных текстах.
В соответствии с целью курсовой работы можно выделить следующие задачи:
1) изучить понятие определения,
2) рассмотреть виды определения,
3) представить примеры выражения определения в художественном тексте,
4) разработать урок русского языка как иностранного по теме «Определение».
Объект исследования: способы выражения определения в русском языке.
Предмет исследования: изучение определения на уроках русского языка как иностранного на примере художественного текста.
Методы исследования: изучение теоретической литературы, составление картотеки, моделирование заданий и прогнозирование планируемых результатов.
Новизна исследования состоит в разработке урока русского языка как иностранного по теме «Определение», которая повысит уровень языковых и речевых навыков иностранцев, создаст мотивацию к получению знаний.
Практическая значимость: разработка урока и картотека могут быть использованы на уроках русского языка как иностранного.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Заключение:
Современные программы РКИ главной целью обучения русскому языку оценивают совершенствование речи и мышления школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его познанию. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построение предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков.
Но расценивание центральной роли определения для экспрессивности предметов, вовсе не располагает умаления роли других синтаксических единиц, ибо без единиц строения предложения, естественно, не было бы самого предложения, а последнее в свою очередь важно не только само по себе, но и как единица строения высказываний более высокого уровня.
Специалисты-русисты до сих пор не могут прийти к соглашению о том, что подразумевается под данной единицей. С одной стороны специалисты предлагают рассматривать определение как несущественное образование, которое выступает как своеобразный расширитель сказуемого. С другой же стороны. Особенно в школьном курсе русского языка, определение рассматривается в традиционном ключе.
На базовом этапе усвоения РКИ предметом исследования являются членимые словосочетания, каждый компонент которых структурно и семантически достаточен для функционирования в роли отдельного члена предложения
Фрагмент текста работы:
Как известно, по значениям и по грамматическим свойствам в синтаксисе русского языка выделяют главные и второстепенные члены предложения. К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое, а к второстепенным — определения, дополнения и обстоятельства. Н.С. Валгина отмечает, что один и тот же член предложения при разных подходах к классификации определяется по-разному [15, c. 47]. Например, в словосочетании игрушка Маши слово Маши может быть определением, если оно рассматривается по значению или по функции, которую оно выполняет относительно слова игрушка, и дополнением, если мы включаем в рассмотрение только характер синтаксической связи со словом игрушка (вид связи — управление).
Рассмотрим понятия определения в работах российских лингвистов.
П. А. Лекант дает следующее понятие определению:
Определение — это второстепенный член предложения, выражающий общее значение признака, которое реализуется в многообразных частных значениях. Оно может быть подчинено любому члену предложения, выраженному существительным или субстантивированным словом. Определение «1-й степени» относится к подлежащему. Между определением и определяемым словом устанавливаются атрибутивные отношения.
В. В. Бабайцева и Л. Ю. Максимов рассматривают определение как структурно-семантический компонент предложения и приводят следующие свойства данного второстепенного члена предложения: определение обозначает конкретизирующий признак предмета; выражается прилагательным и другими согласуемыми словами; стоит перед определяемым словом; в наиболее типичных случаях связано с определяемым словом способом согласования.
В.В. Виноградов в своей работе «Основные вопросы синтаксиса предложения» не дает понятие определения. Между тем, автор фиксирует внимание на дифференциации второстепенных членов предложения и утверждает, что в русском языке нет четкого деления между обстоятельством, определением и дополнением. Поэтому в текстах часто встречаются «синкретические» (т. е. совмещающими значения разных членов предложения) случаи. Морфологическим ядром категории определения автор называет качественные и относительные прилагательные. Особенно много таких случаев в кругу обстоятельств. Так многие дополнения, которые А. А. Шахматов в своем труде «Синтаксисе русского языка» назвал релятивными, современная школьная практика может причислить к обстоятельствам (а иногда и к определениям). Например: «У нас есть общество, и тайные собранья По четвергам» (Определение, выраженное прилагательным (Грибоедов. Горе от ума)); ср. «И жену он сыскал по себе» (Определение, выраженное прилагательным (Тургенев. Однодворец Овсяников); «Соседушка, я сыт по горло» (Определение, выраженное устойчивым выражением (Крылов. Демьяновауха); «Кутузов был доволен успехом дня сверх ожидания» (Определение выраженное идиомой (Л. Толстой. Война и мир); «Старый ты человек, а глуп, прямо сказать, до святости» (Определение. Выраженное идиомой (Андреев. Жили-были); «Коляска помчалась во все ноги лошадей» (Определение, выраженное определительным оборотом (Л. Толстой. Война и мир).