Курсовая с практикой Гуманитарные науки Отечественная литература

Курсовая с практикой на тему Образ война защитника отечества в древнерусских повестях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Воинские повести как жанровая разновидность древнерусской историко-беллетристической прозы. 5
1.1.Жанр древнерусской повести 5
1.2. Принципы изображения героев в воинской древнерусской повести 8
Глава 2. Анализ образа война защитника Отечества в древнерусских повестях 15
2.1. «Повесть о разорении Рязани Батыем» 15
2.2. «Житие Александра Невского» 19
2.3. «Сказание о Мамаевом побоище» 23
Заключение 34
Список использованной литературы 37

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Воинские повести — один из самых известных жанров древнерусской литературы. Именно они являются источниками информации о наиболее драматичных событиях истории Древней Руси войнах с внешними врагами, победах и поражениях Руси. Древнерусская воинская повесть имеет выходы на жанры современной литературы, сознательно сориентированные на исторический факт.
Воинская повесть – жанр древнерусской литературы 11–17 вв. Воинская повесть представляла собой светскую историческую повесть как оригинальную, так и переводную, посвященную изображению воинских подвигов, с описанием битв, воинского быта, снаряжения и т. п.
Большинство воинских повестей проникнуто патриотическим пафосом, тревогой за судьбу родины, отражает борьбу русского народа за национальную независимость.
Формирование воинской повести начинается с «Повести временных лет». Элементы этого жанра присутствуют уже в рассказе о мести Ярослава Святополку Окаянному. Летописец описывает сбор войск и выступление в поход, подготовку к сражению, «сечу злую» и бегство Святополка. Также черты воинской повести прослеживаются в «Повести о взятии Олегом Царырада», в рассказе «О битве Ярослава с Мстиславом».
Главная цель воинской повести – показать Русскую землю в ряду других держав, доказать, что русский народ – не без роду и племени, а имеет свою историю, которой вправе гордиться.
Повествователь в воинской повести, как правило, личность загадочная. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».
Важный этап развития воинской повести – «Повесть о взятии Царьграда». Красочно-эмоциональные эпизоды сражений перемежаются с картинами вещих знамений. Традиции этой повести получили развитие в «Казанской истории» (середина 16 в.). В 17 веке воинская повесть приобретает демократический характер («Повесть об Азовском сидении донских казаков»). Во второй половине 17 века воинская повесть уступает место новым жанрам бытовой и авантюрно-приключенческой повести.
Объект исследования: древнерусские повести.
Предмет исследования: анализ образа воина — защитника Отечества в древнерусских повестях.
Цель исследования: анализ образа воина — защитника Отечества в древнерусских повестях.
Задачи:
1. Охарактеризовать жанр древнерусской повести.
2.Рассмотреть принципы изображения героев в воинской древнерусской повести.
3. Провести анализ повести «Повесть о разорении Рязани Батыем».
4. Провести анализ повести «Житие Александра Невского».
5. Провести анализ повести «Сказание о Мамаевом побоище».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Считается, что герой — «вымышленный персонаж, наделённый неординарными физическими способностями («силами»), которые он направляет на свершение подвигов во имя общего блага» [8, с.43].
Однако такое определение героя, очевидно, не раскрывает качественные различия между героем и героем. Для обоснования различий нам необходимо обратиться к различным источникам, так как этот вопрос отнюдь не является однозначным.
Предпринятая попытка проследить некоторые устойчивые типы в древнерусских повествованиях обратила наше исследовательское внимание на некоторые особенности в изображение героев войны. Наиболее проработанным типом, среди древнерусских воинов-героев, на наш взгляд, является образ идеального князя-правителя. Именно он дает представление об идеальном правителе по мысли древнерусских книжников. Этот тип широко распространен в произведениях XI-XIV веков.
Образ воина-сподвижника достаточно схематичен в плане изображения индивидуальности. Так, мы крайне редко можем встретить описания черт внешности персонажа, каких-то индивидуальных особенностей характера, в его изображении еще очень много общих мест. Подобная идеализация обусловлена самой поэтикой древнерусской литературы, так как древнерусский книжник всегда «соотносил размеры изображаемого с тем значением, которое он ему придавал.
Он не стремился в своих произведениях создать иллюзию действительности. Он изображал ее сущность, ее «смысл», иногда сокровенный, и при этом так, как он их понимал» [3]. Естественно не так идеальны в реальности были описываемые автором персонажи, но автор не ставил своей задачей увековечить определенную историческую личность своим произведением, здесь как раз «сокровенный смысл» состоит в том, что сам этот герой является олицетворением земли русской в ее самых лучших представителях.
Это герой исключительный, особенный, значимый, но он часть от целого, он типичен, вот что важно. Иногда, однако, автор может внести некоторое разночтение в характеристику героя. Так, например, образ Игоря Святославовича в «Слове о полку Игореве» гораздо сложнее обозначенного типа, хотя автор «Слова» и придерживается традиции описания идеального воина-сподвижника. Так как автор вкладывает в эту не столь значимую по своей сути историю столкновения с половцами, историю в ряду многих похожих, очень важную мысль о том, что личные интересы не должны становится важнее интересов государственных. Вступая в бой, князь Игорь руководствовался именно личными интересами — «славу добыть», так как гордыня его «обуяла», за что он и поплатился поражением в сражении и своим пленением. Но, несмотря на это, в целом образ князя все же выдержан в этикетной традиции.
Другие же типы русских воинов, выделенные нами в ходе анализа древнерусских памятников, менее разработаны и реже встречаются. Со всей осторожностью мы применяем здесь понятие литературной типизации как таковой, следует вести речь о начале становления данных образов в русской литературе. Здесь нашли воплощение самые существенные стороны героев, которым еще много будет уделено внимания в военной прозе XX столетий.
Среди произведений, относящихся к данному жанру, можно выделить следующие: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского», «Повесть о взятии Царьграда», «Казанская повесть».
Черты воинской повести просматриваются в известном «Слове о полку Игореве». Основные персонажи этого произведения напрямую связаны с войной. Все события происходят с великим князем Игорем в его походе против половцев. Стилистические фигуры «Слова» и образы навевают воспоминания о воинских повестях, так же как и тема мужества, пронизывающая все произведение целиком.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» было создано аж в тринадцатом веке и сохранилось до наших дней. Композиция его полностью отвечает структуре воинской повести, так же как и характер и описание центрального персонажа. Присутствует здесь и описание молитвы, и подготовка к битве, и специальные воинские формулы, и метафоры. Данное произведение считается одним из лучших образцов воинской повести.
Первые дошедшие до нашего времени летописи датированы тринадцатым веком. До шестнадцатого столетия литература была рукописной. В древнерусской литературе не было вымысла. Древнерусская литература являлась анонимной. Древнерусская литература делилась на мирскую и духовную. Воинская повесть – это мирская, светская литература.
Воинские повести являются важнейшей, неотъемлемой частью русской литературы, и знать об их существовании – обязательно для каждого образованного человека.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Воинские повести как жанровая разновидность древнерусской историко-беллетристической прозы.
1.1. Жанр древнерусской повести

У литературы Древней Руси, как и у современной, существует множество своих отличий и жанров. Одним из таких жанров является воинская повесть – словосочетание, явно знакомое филологам, однако непонятное большинству обывателей. Что же это – воинская повесть, и каковы ее особенности? Что такое древнерусская литература Прежде чем говорить о жанре воинской повести, следует точно уяснить для себя, что же такое древнерусская литература. Под данное определение подпадает вся литература Руси с одиннадцатого по семнадцатый век. Одним из выдающихся памятников древнерусской литературы считается дошедшая до нас «Повесть временных лет», созданная монахом Нестором. Для произведений данного периода характерна высокая духовность и просвещенность, идейность и совершенство художественного слова. К работам этого времени относится много житий, сочинений о жизни и современном быте, о насущных проблемах [12, с.54].
Воинская повесть является подвидом исторической повести, жанра, распространенного в вышеуказанные столетия.
Само определение «воинская повесть» появилось в работах исследователей в начале двадцатого века. Она могла быть как созданной русскими авторами, так и переведенной с другого языка и, как это следует из названия, отражала разнообразные воинские подвиги, показывала борьбу народа с врагами, изображала всяческие исторические события. Воинская повесть – это описание судьбы Родины, битвы, быта бойцов, их снаряжения и так далее [8, с.12].
Первые элементы воинской повести можно встретить уже в упомянутой ранее «Повести временных лет». Главной целью таких произведений было продемонстрировать наличие своей истории у русского народа, которой он гордится по праву. Также для воинских повестей характерны лиричность вкупе с патриотичностью, некий пафос и отстраненная оценка произошедших событий. Они строятся как изложение Божьей воли на осуществление тех или иных событий. Интересно, что разные исследователи по-разному смотрят на происхождение воинской повести. Кто-то полагает, что ее следует считать частью летописных сочинений, посвященной воинским сюжетам, иные – что это самостоятельное произведение [10, с.65].
Некоторые исследователи выделяют подвиды воинской повести: летописные и внелетописные. Первые являются обычными летописными рассказами о военных событиях и борьбе с чужеземцами, особенность вторых заключается в своеобразных приемах, использованных авторами. Как бы то ни было, у любых видов воинских повестей есть свои отличия.
Итак, особенности воинской повести – это четко выдержанная композиция (о ней будет отдельно сказано ниже), присущая главному герою жертвенность, понимание необходимости подвига.
Герой становится своего рода мучеником, то есть приобретает святость. При этом центральным персонажем, как правило, является реально существовавшая историческая личность, наделенная идеализированными чертами. Это храбрый, доблестный боец, чем-то напоминающий богатыря из старых былин. При этом и главный герой, и другие положительные персонажи крайне религиозны, они проводят время в молитвах, мечтают о смерти как о доказательстве своего подвига и своих сил. Характерно, что воин – не обязательно дворянин, боярин или князь, это может быть и простой, служивый человек. Отдельное внимание уделялось изображению противника (противников) русских воинов. Заносчивые гордецы – такова была характеристика всех чужеземцев, посмевших напасть на Русь. Они противопоставлялись главному герою еще и тем, что стремились любой ценой завоевать власть – положительный же персонаж в таком не нуждался, он, напротив, был защитником границ своей страны.
Особенности жанра:
– сложный образ героя воинской повести:
Воин наделяется одновременно святостью и мужественной доблестью. Наряду с чертами былинного богатыря наделен чертами воина-мученика за христианскую веру. Новый образ воина, который соединял в себе мифологичность богатырей и христианскую жертвенность Бориса и Глеба или святого Егория Победоносца.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы