Журналистика Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Образ автора-журналиста в прозе С. Довлатова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение 2
Глава 1. Автор-журналист. Что это значит? 4
1.1 Анализ определения «автор-журналист» 4
1.2 С. Довлатов и его журналистская деятельность 12
Глава 2. Журналист через призму произведений С. Довлатова 19
2.1 История, полная иронии, о журналисте-эмигранте «Филиал» 19
2.2 Журналистский опыт С. Довлатова в новеллах «Компромисса» 22
Заключение 31
Список литературы 33

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Сергей Донатович Довлатов (1941-1990), несомненно, один из самых ярких представителей русской литературы конца ХХ в. С его именем связаны представления о «новом автобиографизме», стилевые новации, простоту, художественное совершенство, краткость и выразительность прозы. Творчество С. Довлатова вызывает интерес широкого круга читателей, выступает объектом научного поиска. К анализу довлатовских текстов обращались М. Анастасьев, А. Арьев, И. Бродский, А. Генис, А. Зверев, М. Липовецкий, Л. Лосев, А. Найман, И. Серман, И. Сухих и др. Наследие этого писателя плодотворно изучается не только на родине, но и за рубежом.
Исследователи творчества С. Довлатова подчеркивали неповторимость авторского стиля, выделяя различные аспекты жанрово-стилевого своеобразия его прозы. В этом контексте вопрос межжанрового синтеза, характерного и для современного литературного процесса, и для прозы С. Довлатова, не получила основательного изучения. Но именно межжанровое взаимодействие позволяет усиления выразительности коротких рассказов писателя.
Автодокументализм прозы С. Довлатова обусловлено его журналистским опытом. Исходя из этого, в нашей работе прослеживается влияние на творчество писателя художественно-публицистических жанров очерка и эссе. Итак, актуальным представляется анализ жанрово-стилевой природы довлатовской прозы — очерково-документальной и эссе начал в ней. Такой подход способствует освещению важнейших особенностей поэтики прозы С. Довлатова, описания главных направлений процесса межжанрового взаимодействия, сказались на художественной структуре произведений писателя.
Теоретико-методологической базой курсовой работы являются работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные разработке теории малых повествовательных жанров, а также анализа общекультурных, историко-литературных проблем, возникающих при изучении творчества С. Довлатова (Н. Бердяев, Д. Глэд, Л. Гинзбург, М.Липовецький, А. Мережинский, Руднев, И.Скоропанова и др.).
Методы исследования. Исследование прозы С. Довлатова осуществлено с использованием принципов системного подхода, историко-литературного, биографического, структурально-функционального методов исследования.
Объектом исследования является изучение понятия «автор-журналист».
Предмет исследования — специфика жанровой природы прозы С. Довлатова в свете процессов жанрового синтеза, сочетание в ней документалистики и художественного вымысла.
Практическая ценность. Материалы и выводы курсовой работы могут быть использованы в вузовских общих курсах истории русской журналистики, спецкурсах и спецсеминарах, посвященных жанровой системе русской литературы, а также для дальнейшего исследования творчества С. Довлатова.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Документалистика занимает значительное место в современном литературном пространстве, а читателя все чаще интересуют произведения, сюжет которых основан на реальных событиях. Поэтому писатели обращаются к художественно-публицистических жанров, которые органично сочетают беллетристическую интерес и фактографическую достоверность. В таких произведениях присутствует установка на подлинность, которая сближает жанры рассказа и повести с жанрами очерка и эссе. С. Довлатов широко использовал произведенные журналистской практикой средства отбора фактов, оценок и комментариев, предоставили прозе убедительности и достоверности. Рассказы писателя содержательные и выразительные, автор-персонаж в них является объективным и правдивым свидетелем.
Учитывая журналистский опыт С. Довлатова, мы рассмотрели его произведения с точки зрения влияния поэтики очерка и эссе, одной из характерных особенностей которых является присутствие в тексте автора, выполняет роль наблюдателя и участника изображаемых событий. Актуализация писателем возможностей художественной публицистики обусловлена стремлением создать иллюзию документальности, установки на достоверность. Изображение реальных событий в его произведениях подчинено художественному заданию, логике эстетически организованной повествования.
Писатель органично вводит в структуру произведений размышления о сущности бытия, о свободе, о влиянии исторического времени на судьбу человека. Подобно очерку, С. Довлатов отражает внешние, бытовые проявления времени; как в эссеистике, он рассуждает о тесной взаимосвязи между типом суток и образом современника, воплощая в тексте субъективное видение вечных проблем бытия. В повествовательной плоскости произведений С. Довлатова проявляются элементы жанров автобиографии, дневника, исповеди, очерка, эссе, анекдота; возникает форма диалога как автора с читателем, так и автора с самим собой, и в результате этого смысло-творческим ядром в тексте становится авторское «Я». Стремление писателя объективно изобразить сутки пересекается с его желанием передать именно свое ощущение времени, свое видение событий.
Граница между очерком и эссе прозрачная, и, рассматривая творчество С. Довлатова, можно говорить лишь о доминировании в ней определенной жанровой признаки. К эссе принадлежат письма к издателю с «Зоны», книга «Марш одиноких». Элементы есеизму обнаруживаем и в ряде рассказов писателя. Для довлатовских эссеистики характерные парадоксальность, субъективная подача информации, зачастую не совпадает с распространенной точкой зрения. Это позволяет писателю не отходить от бытовой конкретики, от общепринятого факта и достичь осмысления проблем бытия в своих рассказах и эссе. От очерка довлатовских рассказы заимствует установку на документализм, использование имен реально существующих людей, фактографичность и, конечно же, неповторимый образ автора-персонажа. Писатель входит в эмоциональный контакт с читателем, превращает его в свидетеля описываемого события. Читатель максимально приближен к автору-персонажа и видит мир его глазами. Отличительным признаком мировоззрения автора-персонажа есть юмор, с помощью которого все тусклое в окружающей действительности испытывает преобразований. Именно в смешном С. Довлатов видит возможность противодействия деструкции, обусловило обращение к жанру анекдота, ориентированного на отражение актуальных проблем времени. Гармоничное сочетание художественного и документального начал позволяет говорить об уникальной стилистике довлатовских прозы, созданной на пересечении художественного вымысла и фактографии, жанровых моделей рассказы и очерка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Автор-журналист. Что это значит?
1.1 Анализ определения «автор-журналист»
Автор — сложная структура. Принято считать, что автор журналистского произведения отличается от своего художественного собрата тем, что он «не условный образ (рассказчик, лирический герой и т.п.), от имени которого ведется рассказ, но конкретная настоящая личность со своими вкусами и предпочтениями» [1]. Иначе говоря, читателю, радиослушателю или телезрителю нет необходимости искать «маску автора», поскольку ее нет и вроде бы и быть не должно. В представлении аудитории СМИ образ автора полностью совпадает с тем, кем является журналист в жизни как человек.
В определенном смысле так оно и есть: аудитория видит автора «живьем» на фотографии в газете или журнале, он обращается к ней с телеэкрана, она слышит его настоящий голос в радиоэфире. Болес того, его можно встретить в качестве гостя в теле- и радиопередачах, на митинге, в жюри конкурса, прочитать о нем в прессе (те же Л. Парфенов или Д. Быков давно стали публичными фигурами в широком смысле). Казалось бы, можно смело ставить знак равенства «автор = человек». Однако, на самом деле, все не так просто.
Дело в том, что личность человека проявляется в его произведении особым образом, как автор он активизирует только те стороны своей настоящей натуры, которые востребованы ситуацией социальной коммуникации и актуальные «здесь и сейчас». Да, это реальный живой человек, но видим, так сказать, в профиль — профессионально. В качестве иллюстрации к сказанному рассмотрим весьма характерный пример. Вот отрывок статьи, один из героев которой так называемый барабашка, агент милиции в преступной среде.
Расстаться с криминальными привычками агенту бывает трудно. Более того, веря, что милицейские кураторы его всегда «отмажут», он время входит во вкус и позволяет себе слишком много. И тогда между агентом и куратором начинается торг: «Хочешь, чтобы тебя отмазали? Дай нам еще одно раскрытие, и побольше» [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы