Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Нравственное воспитание подростков в современном обществе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств подростков 6
1.2. Методы и приемы воспитательной работы подростков с помощью художественной литературы 9
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛИТЕРАТУРЫ 19
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств подростков 19
2.2. Реализация комплекса уроков, направленных на развитие нравственных качеств подростков посредством художественной литературы 25
2.3. Динамика развития нравственных качеств подростков 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования в том, что в стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют творческие способности у младших школьников, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Творческий учитель находится в постоянном поиске путей и средств решения задач эстетического и трудового воспитания. Склонность к эстетическому воспитанию у детей проявляется довольно рано. И важно вовремя приобщить подростка к творчеству. [4, с.23]
Проблема исследования — реализация принципа нравственного воспитания в деятельности у школьников — подростков составляет базу для обучения, которая представляется «вечной» педагогической задачей, и со временем ее актуальность не снижается, а наоборот нуждается в регулярном внимании и постоянном развитии. Сегодня в социуме ощущается необходимость в людях активных, творческих, которые могут найти не стандартные подходы к определению существующих социально-экономических, и других задач, и при этом полноценно жить в современном демократическом обществе и приносить пользу этому обществу.
Творческие люди всегда были в центре внимания и создавали развитие цивилизации, реализуя и формируя различные ценности, отличающиеся необычностью, оказывая помощь окружающим увидеть новое, в обычных явлениях. Но как раз на сегодняшний момент перед образовательным процессом в школе появляется основная задача воспитания творческих способностей у детей, начиная с младшего школьного возраста.
Объект исследования: реализация нравственного воспитания в деятельности подростков.
Предмет исследования: процесс воспитания творческих способностей у подростков.
Цель: Нравственное воспитание подростков в современном обществе на уроках литературного чтения.
Гипотеза: Нравственное воспитание у подростков на уроках литературного чтения будет эффективно, если:
— создаётся свободная творческая атмосфера;
— происходит включение школьников в творческую деятельность;
— осуществляется выбор форм и методов развития творческих способностей.
Задачи:
1. Изучение представлений «истории вопроса» в отечественной методике, от появления в методической литературе до наших дней.
2. Изучение современного практического методического опыта по теме.
3. Обоснование возможности уроков литературного чтения для нравственного воспитания у школьников — подростков.
4. Описание методики развития творческих способностей у школьников на уроках литературного чтения.
5. Проведение анализа полученных данных, при исследовании творческих способностей у школьников — подростков (4 класс)
Методологическая база. Исследования особенностей развития творческой активности школьника осуществлялись в трудах Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Н. С. Лейтеса, педагогов Ш. А. Амонашвили, Г. И. Щукиной, В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова, И. Ф. Харламова и других.
В методике преподавания литературы известны работы В. Н.Альбатыровой, Т. Е. Беньковской, В. В. Голубкова, А. Д. Гречишниковой, Н. С. Державина, Г.Н. Ионина, А.М. Красноусова, Б. А. Панина, Д. К. Мотольской, Ю. Г. Осиевой, В. С. Парыгиной, Я. А. Ротковича, Е. И. Целиковой, В. Ф. Чертова и других, посвященные осмыслению основных тенденций развития методической науки, проблем преподавания литературы как учебной дисциплины.
Методы исследования:
1. Теоретические методы – анализ, обобщение научной психолого-педагогической литературы.
1. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, беседа, тестирование.
В исследовании принимали участие 31 обучающихся 4 классов МАОУ.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что некоторые теоретические данные и практические материалы могут применяться в школьной практике не только на уроках литературного чтения в школе.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучив тему работы: «Нравственное воспитание подростков в современном обществе», можно сделать вывод, что особенным средством развития нравственных качеств подростка является литература. Уникальность искусства слова в том, что оно захватывает различные стороны психики человека: воображение, восприятие, чувство, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует его мировоззрение.
Очень значимо обратить внимание подростков на демонстрацию не только добра, но и зла, воспитывать у них мотив выступать против несправедливости нечестности. Поведение героя литературной книги для школьников часто служит идеалом, по которому он и сравнивает поступки товарищей и собственные.
Воспитание художественным словом приведет к большим изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни.
Полученные результаты на контрольном этапе свидетельствуют о высоком уровне развития книжного кругозора у школьников (4 класс) освоения сюжетов литературных произведений. Педагог благодаря комплексу уроков по литературному чтению развил интерес к книге.
Мы в работе уделили этому показателю должное внимание, так как, школьники могут за счет литературы формировать нравственные качества, и книга является прекрасным средством для реализации данной цели, и знание литературных произведений позволяет подростку чувствовать положительные перемены в собственной душе касательно окружающего и внутреннего мира. Чтоб в будущем быть способным к высокому уровню обучаемости в школе и достижению великих целей.
Задачи курсовой выполнены, гипотеза подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств подростков
Особенным средством развития нравственных качеств подростка является литература. Уникальность искусства слова в том, что оно захватывает различные стороны психики человека: воображение, восприятие, чувство, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует его мировоззрение.
На рубеже веков трудно найти гуманитарную область, которую не интересовала бы задача развития творческих способностей у детей. Большую частью работ, посвященных творчеству, нацелено на многоплановость. Это закономерно, так как не стандартные отношения, по мнению М.М.Бахтина, «почти универсальное явление, пронизывающее человеческую речь и отношения, и проявления человеческой жизни, вообще все, чтоб имеет значение». [4, с.34].
Внимание гуманитариев привлекает творчество в смысле технологических стратегий современного образования, прежде всего объединенных с актуальными аспектами дидактики, формирующего обучения и «педагогики сотрудничества», отличающейся от традиционного педагогического воспитания, монологической по своей структуре.
«Если в традиционной форме обучения, — пишет психолог Д. А. Леонтьев, — учитель вместе с образовательной проблемой противостоит ученику, то в форме «педагогики сотрудничества» и учитель, и ученик находятся, фигурально выражаясь, «под одну сторону» их взаимной деятельности, совместно оказывают сопротивление проблеме. Их взаимоотношения между собой представляют при этом все аспекты субъект-субъектного отношения. В процессе совместного решения учебных проблем происходит перераспределение обязанностей. Центр тяжести деятельности педагога при подобном строении обучения перемещается с демонстрации предметного содержания на организацию совместной учебной практики по освоению этого содержания, в числе на формирование общего смыслового фонда». [22, c.23].
Учебная деятельность воспринимается здесь как смысло-деятельность, то есть как совместная практика равноправных сознаний педагога и учащихся, направленная на формирование, а не на воспроизведение смысловой базы школьного предмета, проблемы, аспекта и т. п. Под своей процессуальной основе она альтернативна формам «совместно-разделенной деятельности, возникающей во время обычного урока».
Учебная практика при таком подходе реализуется только при целенаправленной и рациональной коммуникации педагога с учениками, выстроенной на взаимном доверии друга к другу.
Разрабатывая технологические аспекты открытого образования из обучения в аспекте определенного состояния культуры рубежа вековой, нынешние исследователи используют в личных работах определение «учебный процесс взаимодействия». Оно может помочь глубже проникнуть во внутреннее значение субъект-субъектных отношений преподавателя и ученика и осознать природу современной логики обучения, кардинально отличающейся от обычных представлений педагогического обучения.
Особенный интерес для нынешнего образования представляют работы С. Ю. Курганова и его коллег, представляющих учебный диалог в русле концепции Школы диалога культур, разработанной B.C. Библером. В публикациях 1980-1990-ха годов С.Ю.Курганов доказал существенное отличие структурно-содержательных форм учебного диалога (единица — урок-диалогизм) как проблемного просвещения (единица — урок — «восхождение»), так и классических «объяснительных аспектов» учебной процесса. [20, c.11].
Учебным процессом педагог представляет такую систему воспитания и обучения, при которой проблемные функции ставятся в форме нерешенных парадоксов. Заданные на уроке вопросы подвергаются дискуссии учителем и учениками в процессе с субъектом другой культуры, в итоге чего ребенок вступает в общение с иным культурологическим значением в сознании; оценка определенного предмета доводится до противоречия разного рода субъектов логики, методов видения мира в целом; обучающиеся выдвигают собственные варианты разрешения проблемы, фиксируя свой образец «мира в целом» изначально в вынесенной вовне системы внутренней речи, «образец-монстр» (И. Лакатос), трансформирующуюся затем в раскрывшуюся концепцию изучаемого предмета.
С. Ю. Курганов демонстрирует, как обучающиеся в процессе учения вникают в диалог любых культурных миров (античности, Возрождения, нового времени и современности), в диалог между одноклассниками-собеседниками и в собственный опыт с самим собой. Видится важным, что для теоретиков и практиков Школы диалога культур учебный процесс взаимодействия представляется не только способом обучения, не только методом формирования творческого мышления учащихся, но и «полигоном для исследования процессов продуктивного мышления, «рождения мысли в слове» (Л.С.Выготский)». [20]
Хотя, несмотря на множество эмпирических наблюдений и теоретических вывод С. Ю. Курганов и его коллег, масса аспектов учебного процесса взаимодействия еще недостаточно изучены, а есть и такие, которые до сих пор не выявлены «на поверхность» гуманитарных дисциплин, занимающихся изучением вопросов сегодняшнего образования. Так, не найдены приемлемые варианты исключения разрыва «между выработанного в культурологии и философии аспекта творческого мышления и различными проекциями этого аспекта в области научной психологии» а, также в сфере преподавания определенного учебного предмета. Поэтому по замечанию С. Ю. Курганова, педагогу-практику, ведущему уроки, нужно «совершать прыжки от идей диалога к всеобщей структуры мышления к проведению уроков по литературе». [20].
Этот разрыв, преодолевается, когда культурологические и психологические аспекты педагогических практик соотносят в своем профессиональном опыте с задачами курсов учебных предметов, в базе которых находится принцип образовательной преемственности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы