Физическая культура и спорт. Плавание. Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Негативные предстартовые состояния юных пловцов 15-16 лет и способы их преодоления

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Методико-теоретические аспекты предстартовой психорегуляции пловцов 6
1.1. Особенности предстартовых состояний 6
1.2. Наиболее действенные виды предстартовой психорегуляции 13
Глава 2. Исследование проявлений негативных предстартовых состояний у пловцов 21
2.1. Организация исследования 21
2.2. Результаты исследования 22
2.3 Методика психорегуляции предстартовых состояний 25
Заключение 31
Список литературы 33

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность. Специалисты в области спорта рассматривают соревнования как процесс борьбы, что протекает не только на физическом и моторном, но и на психическом уровнях [3]. Тем самым, в общей форме подчеркивается именно психологический аспект спортивного соревнования как процесса борьбы. Отсюда следует основная особенность соревнования — достичь преимущества над соперниками и, в то же время, противодействовать им в этом. Такое взаимодействие требует проявления в борьбе всех физических и психических сил человека в их единстве. Существенной особенностью спортивного соревнования также есть высокая общественная и личностная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы, и ее результата, то есть достигнутого результата, который получает не только оценку спортивных судей, но и общественный резонанс. Особенно важное значение соревновательная борьба и ее результат имеют для спортсменов высокого класса.
Выделяя общие психологические особенности спортивных соревнований, необходимо также иметь в виду ряд противоречий, которые отражают характер и динамику развития современного спорта, и проблемы реализации научных достижений в области психологической подготовки спортсменов.
Во-первых, в настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований зачастую определяется в значительной степени причинами, влияющими на состояние готовности спортсмена. Чем ответственнее соревнования и напряженнее спортивная борьба, тем большее значение приобретает психическое состояние спортсмена, его личностные особенности [2].
Во-вторых, неуклонный и значительный рост спортивных достижений, рекордов показывает недостаточность физической, технической, тактической подготовки. Современные спортивные соревнования, обусловленные большое нагрузкой, требуют от участников высокой функциональной готовности, в том числе и психомоторной.
В-третьих, личность спортсмена — один из фундаментальных аспектов педагогической и психологической теории спортивной деятельности. Способность к самоорганизации деятельности и саморегуляции поведения — основной показатель развитости личности. Поэтому практика подготовки спортсменов к борьбе за высокие достижения предполагает всестороннее познание личных качеств каждого спортсмена. Это означает, что успешность выступления спортсмена в экстремальных условиях спортивных соревнований в значительной степени определяется индивидуально-психологическими особенностями личности.
Вопросы предстартового состояния спортсменов интересуют многих тренеров и специалистов в области спорта (физиологов, психологов и др.). После бума 60-70 гг. прошлого столетия исследования предстартовых состояний в последнее время встречаются гораздо реже. Нам представляется, что еще многие вопросы не решены и актуальность этой проблемы не уменьшилась. От интенсивности предстартовых реакций во многом зависит и успех спортсменов на соревнованиях.
На протяжении многих лет различными авторами были осуществлены попытки исследовать и раскрыть понятие предстартовых психических состояний в спорте, а именно: А.В. Алексеев, Б. А. Вяткин, В.Р. Малкин, В.Н. Платонов, А.Ц Пуне, А.А. Черникова. Теоретические и экспериментальные исследования, Б.А. Вяткина, Г. М. Гагаевой, В.А. Геселевич, Р.М. Загайнова, Ю.Я. Киселева, А.Ц. Пуне, П.А. Рудика и ряда других авторов послужили основанием для установления структурных компонентов синдрома состояния психической готовности.
Цель исследования — определить направления совершенствования предстартовой психорегуляции юных пловцов 15-16 лет и способы преодоления негативных предстартовых состояний.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников изучить проблему предстартовой психорегуляции юных пловцов 15-16 лет.
2. Проанализировать динамику показателей контроля психологических показателей юных пловцов 15-16 лет.
3. Предложить комплекс средств и методов психорегуляции предстартовых состояний у юных пловцов 15-16 лет.
Объект исследования — соревновательный процесс юных пловцов 15-16 лет.
Предмет исследования — негативные предстартовые состояния юных пловцов 15-16 лет и способы их преодоления.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение специальной литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, методы математической статистики.

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Составной частью функционального состояния спортсмена является психологическая сфера. Учитывая, что психические реакции, возникающие у спортсмена в условиях тренировочной и соревновательной деятельности, обусловленные, прежде всего, изменениями психофизиологических функций, их диагностика не менее актуальной задачей, чем исследование вегетативных функций.
Изучение психофизиологического состояния дает дополнительную информацию о общем функциональном состоянии спортсменов.
Во-первых, психофизиологические функции составляют биологический фундамент индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности, может быть использовано при диагностике функционального состояния организма человека.
Во-вторых, психофизиологические функции характеризуют процесс формирования и совершенствования специальных навыков, отражающий состояние функциональной системы организма, ответственной уровня технической подготовленности спортсменов.
В-третьих, по причине наличия утомление нервных центров в условиях мышечной деятельности, функциональное состояние психофизиологических функций может быть чувствительным индикатором развития усталости и перенапряжения.
Психофизиологическое состояние спортсмена является отражением активации высших психических функций, интегральным выражением которых является осознанная поведенческая двигательная деятельность. Основой для реализации высших психических функций является деятельность нервной и прежде всего центральной нервной системы, в то время как поведенческая деятельность в целом требует, кроме того, согласованной работы анализаторов, двигательного аппарата, систем вегетативного обеспечения и оптимизации эмоционального состояния в условиях напряженных физических нагрузок.
Исходя из исследований реакций нейродинамических функций у пловцов на действие экстремальных психоэмоциональных факторов соревновательной деятельности необходимо отметить проявление возбуждения нервной системы. Одновременно, наличие возбуждения сопровождается состоянием утомления нервной системы. Рост скорости переработки внешней информации у спортсменов, в условиях соревновательной деятельности, происходит с одновременным ростом спонтанных, недостаточно подготовленных решений и действий.
С физиологической точки зрения, основными компонентами «спортивного стресса» является эмоциональный стресс (совокупность негативных переживаний) с соответствующим вегетативным сопровождением; физиологический стресс (адаптационное напряжение организма под влиянием тренировочных и соревновательных нагрузок) общее утомление, связанное с интенсивной деятельностью, осуществляемой для повышения толерантности к физическим и психоэмоциональным нагрузкам.
Характер и динамика развития современного спорта отражают особенности подготовки спортсменов к соревнованиям. Так, на фоне общей, примерно равной физической, технической и тактической подготовки выделяется психологическая подготовка. Более качественное и полное применение средств и методов психологической подготовки будет способствовать улучшению спортивных результатов.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Методико-теоретические аспекты предстартовой психорегуляции пловцов

1.1. Особенности предстартовых состояний

Для успешного выступления в соревнованиях в современных условиях необходимо иметь соответствующий уровень основных факторов подготовленности [19]:
Во-первых, уровень технического мастерства. Техническая подготовленность одаренного спортсмена отличается индивидуальными особенностями выполнения двигательных навыков, что предоставляет преимущество над соперниками
Во-вторых, оптимальное функциональное состояние организма спортсмена. Основой обеспечения двигательной деятельности в спорте является функциональное состояние в определенном смысле возможность мобилизации резервных возможностей организма.
В-третьих, произведенная тактическая стратегия. Спортсмен должен иметь четкое представление о соперниках, план действия и набор алгоритмов поведения в различных условиях соревновательной деятельности.
Многие авторы высказывают свое мнение о понятии готовности спортсмена к соревновательной деятельности. В.Н. Мясищев понимает готовность спортсмена к соревновательной деятельности как высокий уровень развития функциональных систем организма, регуляторных функций психики, физических и двигательных качеств, обеспечивающих специфическую двигательную деятельность.
А.Ц. Пуни рассматривает состояние готовности «… как психическое состояние, представляющее собой сложный целостный проявление личности» [19].
По мнению Р.И. Диас готовность является результатом активности человека, предшествующей его действиям и деятельности. Период, в течение которого человек, как саморегулирующаяся система, способная сознательно подготовить себя к продуктивному выполнению деятельности, характеризуется повышением психологической активности, направленной на реализацию необходимого будущего с учетом условий будущей деятельности и прошлого опыта.
В спортивной психологии [2] готовность спортсмена к соревнованию понимается как поликомпонентное состояние, состоящее из высокоразвитых познавательных, эмоциональных и волевых процессов.
Понимание готовности в указанном контексте предполагает наличие у спортсменов соответствующих качеств, умений, навыков. Уровень их освоения у спортсмена и будет определять его готовность к соревнованию. В.Н. Смоленцева считает, что такое понимание состояния готовности позволяет более объективно и своевременно диагностировать его у спортсмена и вносить конкретные рекомендации по формированию оптимального состояния еще до соревнования [7].
Бабушкин Г.Д., Бобровский А., Муравьев Ю.Б., Толмачев С.М. выделяют четыре уровня готовности к соревнованиям:
1. Состояние полной готовности. Все компоненты функционируют как единая система, адекватно и надежно.
2. Состояние готовности близко к полной, однако, какой-либо из компонентов синдрома (например, желание участвовать в соревновании) выражен недостаточно. Эти отклонения подвергаются оптимизации путем воздействия психологических воздействий и саморегуляции.
3. Состояние неполной готовности, при котором отклонения в выразительности компонентов синдрома более значительные, хотя при достаточной специальной и функциональной подготовленности спортсмена все же поддаются оптимизации, но уже путем воздействия тренера, психолога, спортивного коллектива.
4. Состояние полной неготовности. В таком состоянии спортсмена не следует допускать к соревнованию.

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы