Курсовая с практикой на тему Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения нарушений чтения у
учащихся младших классов общеобразовательной школы.. 5
1.1 Чтение как вид речевой деятельности. 5
1.2 Характеристика нарушений чтения у учащихся младших
классов. 10
Выводы по главе 1. 15
Глава 2. Исследование нарушений чтения у учащихся младших
классов общеобразовательной школы.. 16
2.1 Исследование навыков чтения у учащихся младших классов. 16
2.2 Рекомендации по преодолению нарушений чтения у
учащихся младших классов 20
Выводы по главе 2. 31
Заключение. 32
Список использованных источников и литературы.. 33
Приложение. 35
Введение:
Актуальность
темы исследования. В последние годы отмечается значительный рост
количества детей с трудностями овладения навыками чтения.
Учения о нарушениях
чтения существует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы
диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.
Чтение, посредством
которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в
процессе усвоения знаний. Его значение все возрастает в условиях существующей
системы образования, предполагающей развитие дифференциации и индивидуализации
обучения и увеличение удельного веса самообразования школьников. В этих
обстоятельствах особенно важно умение правильно использовать чтение как
средство получения новых знаний.
Между тем известно, что
не все дети одинаково овладевают навыком чтения на уровне требований школьной
программы и в установленные сроки. Поэтому в рамках данной курсовой работы было
решено обратиться к теме «Нарушения
чтения у учащихся младших классов общеобразовательной школы».
Изучением нарушений
чтения у младших школьников и поиском причин возникновения подобных дефектов
занимались такие ученые как К.В. Белоусова [1], О.А. Величенкова [4], Л.М.
Войтюк [5], Р.И. Лалаева [10], М.Н. Русецкая [13], Е.С. Салахутдинова [14], С.Г.
Ситникова [16], Э.Б. Чиркова [18], Г.Р. Шашкина [19] др.
Объект
исследования – процессы чтения у учащихся младших
классов.
Предмет
исследования – нарушения чтения у учащихся младших
классов общеобразовательной школы.
Цель
исследования: изучить особенности нарушений чтения у
учащихся младших классов и предложить рекомендации по их преодолению.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть чтение как вид речевой
деятельности.
2. Представить характеристику нарушений
чтения у учащихся младших классов.
3. Описать результаты диагностики нарушений
чтения у учащихся младших классов.
4. Сформулировать рекомендации по преодолению
нарушений чтения у учащихся младших классов.
Методы
исследования:
— Анализ
научно-методической литературы по теме исследования.
— Организационные методы.
— Эмпирические методы
представлены методикой.
— Качественный и
количественный анализ данных.
Заключение:
Чтение – сложный психофизиологический
процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный,
речеслуховой анализаторы. Чтение, как один из видов письменной речи, является
более поздним и более сложным образованием на базе устной речи и представляет
собой более высокий этап речевого развития. Сложные условно-рефлекторные связи
письменной речи присоединяются к уже сформировавшимся связям второй сигнальной
системы (устной речи) и развивают ее.
Современные
исследования нарушений чтения являются многосторонними, углубленными и
систематическими. Они показывают, что патогенетические механизмы нарушений
чтения сложны и разнообразны. При этом представление о симптоматике, сущности и
механизмах нарушений чтения складывалось постепенно. Разнообразие научных
толкований природы нарушений чтения говорит о сложности данной проблемы. Часть
авторов, определяя симптоматику таких нарушений, останавливается лишь на
проявлениях непосредственно нарушений чтения. Другие считают, что нарушения
чтения не являются изолированными нарушениями, а представляют собой только один
из симптомов, с которым ассоциируются нарушения устной речи, моторики,
пространственной ориентации.
В
заключение отметим, что работа над преодолением нарушений чтения может быть
эффективна только при соблюдении ряда условий:
—
при систематической и разнообразной с методической точки зрения работе по
преодолению нарушений чтения;
—
при подборе и использовании методических приемов с учетом возрастных,
физиологических и психологических особенностей обучающихся;
—
при учете и использовании критериев и параметров оценивания для выявления
уровня сформированности навыка чтения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения нарушений чтения у
учащихся младших классов общеобразовательной школы
1.1 Чтение как вид речевой
деятельности Уверенное владение
навыком чтения – одно из основных условий успешности детей в учении. Однако
читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьезную тревогу и у
педагогов, и у родителей. Причины нарушений в сфере читательской деятельности
давно находятся в поле зрения специалистов и достаточно хорошо изучены. Однако
в большинстве работ они рассматриваются с точки зрения нейрофизиологии и
нейропсихологии и в меньшей степени связываются с методикой обучения.
Д.В. Васев [3] считает,
что вместе с тем способы обучения оказывают решающее влияние на становление
навыка. Эффективно подобранные способы обучения могут позволить нивелировать
имеющиеся у ребенка недостатки чтения. Вместе с тем некорректно подобранные
методы, напротив, затрудняют обучение ребенка чтению и создают предпосылки для
нарушений этого процесса. Анализ педагогического опыта современных педагогов
позволяет отметить, что, с их точки зрения, традиционная технология обучения
чтению демонстрирует все меньшую эффективность. Основной причиной этого явления
выступают те значительные трансформации, которые произошли с самими детьми.
Внешние факторы ускоряющегося темпа жизни и информатизации привели к изменению
внутреннего мира детей, но практически не отразились на методике обучения
чтению.
Одним из значительных
факторов, приведших к изменению, выступает снижение интереса к чтению у детей,
вытеснение книг компьютерными играми, настольными играми с картинками и пр. В
связи с этим формирование восприятия детей происходит в совершенно иных
условиях, что не может не налагать печати своеобразия на процесс усвоения
грамоты.
Теория немецкого ученого
Г. Гельмгольца [17] говорит о том, что наиболее четко зрительное восприятие
происходит в центре сетчатки, а при удалении от центра острота зрения
снижается. Поэтому те раздражители, которые попадают по периферии, оцениваются
как расплывчатые и неясные, а человек испытывает инстинктивное желание
повернуть голову таким образом, чтобы раздражитель оказался напротив центра
глазной сетчатки. Поэтому, несмотря на то, что именно человек рассматривает –
смотрит ли по сторонам, изучает ли рисунок, читает ли текст – его глаза все время
находятся в движении, непроизвольно концентрируясь на источнике раздражения,
производя фиксацию на отдельных его элементах, стараясь переместить
заинтересовавший объект так, чтобы воспринимать его центром сетчатки. После
чего полученная информация поступает в мозг, где после обработки, принимается
решение о целесообразности продолжения детального изучения предмета и его
окружения для соотнесения с общим сюжетом увиденного. Таким образом, у человека
формируется смысловой образ. Достижения готового смыслового образа – это итог
эффективной аналитико-синтетической мыслительной деятельности, похожей на ту
деятельность, что необходима ребенку для чтения. Важно отметить, что физиология
устроена так, что наиболее ценная информация должна быть помещена напротив зрачка.
В процессе компьютерной
игры центры внимания смещаются. В игре всегда есть герой, либо предмет,
управляя которым ребенок реализует игровые действия. Именно он оказывается
напротив зрачка ребенка в процессе игры. Однако компьютерные игры построены
таким образом, что для успешного прохождения уровней необходимо следить не за
самим героем, а за окружающим его пространством, т.к. именно в нем скрыты
опасности, предостерегающие по ходу игровых действий. В связи с этим наиболее
значимой информацией для ребенка оказывается та, что поступает к нему через
боковое зрение. При длительных сеансах компьютерных игр мозг ребенка
адаптируется к ситуации, в которой главной выступает информация, воспринимаемая
не центром зрачка, а его периферией. Подобная трансформация приводит к тому,
что в процессе обучения чтению ребенок не способен усвоить буквы и слова,
находящиеся напротив его зрачка, т.к. его внимание в большей мере занято
восприятием периферийной информации. Т.е. смещение ценностных аспектов
информации приводит к нарушению