Курсовая с практикой на тему Направления и формы работы культурно- досуговых учреждений с пожилыми людьми
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
859735
Введение:
Актуальность работы. В
связи с возможностями, которые дает современное общество, момент наступления
старости в науке четко не определен. На него влияют как биологические факты, но
и социальные и психологические. Отдельный индивид может относить себя к людям
пожилого возраста или нет; находиться на пенсии или продолжать активную
профессиональную деятельность; иметь хорошее физического состояние или
хронические заболевания.
В
большинстве случаев люди пожилого возраста имеют некоторые ограничения по
жизнеспособности, у них замедленны реакции, снижена функция памяти. Имеются и
психологические изменения, связанные с повышенной чувствительностью. Она может
проявляться в появлении чрезмерной сентиментальности, мнительности,
обидчивости, ворчливости, увеличивается интенсивность всех имеющихся качеств у
человека. В «третьем возрасте», это другое название пожилого возраста, возможно
увеличение религиозных настроений, которые помогают снять стресс человеку и
прийти в состояние умиротворения.
Для
пенсионеров очень важно реализовать свои коммуникативные потребности,
реализация которых снижается за счет ухода из профессиональной деятельности.
Социальная изоляция ухудшает как физическое, так и психологическое состояние
людей пожилого возраста, а социально-культурная деятельность, которой
занимается педагогика досуга, поможет наладить межличностное общение с
окружающими и эффективно занять большое количество свободного времени.
Если
рассматривать вопрос о проведении досуга пожилых людей в истории науки, то этот
вопрос начал изучаться относительно недавно. В XX веке существовали единичные
организации, деятельность которых была направлена на проведение свободного
времени людей в возрасте. Но в них участвовало небольшое количество человек, и
их активность не поощрялась государством. Обычно такие организации создавались
на общественных началах, при инициативе отдельных активных личностей. Обычно
такие объединения могли образовываться на базе больших производств, где люди,
имеющие общую профессиональную деятельность, после выхода на пенсию продолжали
общаться и в свободное время.
В
современном обществе происходит увеличение численности людей «третьего
возраста», и уже на уровне государства проводится политика по обеспечению
достойной старости, а также удовлетворении потребности людей в личностном
социокультурном развитии.
Одной
из проблем, стоящих перед педагогикой досуга пожилых людей является вопрос о
непонимании людьми необходимости такой деятельности, их привычка к
консерватизму. Пожилым людям очень тяжело начинать что-то новое, пересматривать
свои позиции, которые сложились на протяжении всей жизни. Эту проблему поможет
решить внимательное отношение к людям «третьего возраста» и разъяснение
возможностей их досуга.
Досуг
и отдых могут включать следующие виды деятельности: спорт или разнообразная
физическая активность (роль зрителя, участника, или другая организационная
деятельность); художественная деятельность (живопись, рисование, литературное
творчество); поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое
ручное творчество); забота о животных; хобби (разнообразная деятельность по
интересам); посещение музеев, театров, галерей, экскурсии; игровая деятельность
(настольные игры, компьютерные игры); развлечения (просмотр телепередач,
фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач); общение с другими
людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и
посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).
Степень разработанности темы исследования. В современной
науке биологическими, социальными и психологическими аспектами старения
человека, его причинами и способами борьбы с ним занимается геронтология,
которая начала развиваться только в середине XX века. Наибольший вклад внесли в
развитие этой науки И.И. Мечников, Н.М. Амосов, В.М. Дильман, В.В. Фролькис, Э.
Стиглиц. Вопросами поведения людей в возрасте в обществе, их самочувствие и
факторы социального поведения изучались Е.И. Даниловой, Н.Ф. Дементьевой, А.В.
Дмитриевым, Н.Г. Ковалевой, Т.З. Козловой, А.В. Писаревым, Ж.Т. Тощенко. О
социальной работе, связанной с пожилыми людьми, о социальной политике
государства в этой области писали В.И. Жукова, В.В. Маркина, Г.И. Осадчей, А.Б.
Тугарова, Е.И. Холостовой.
Цель исследования – изучить
основные направления и формы работы культурно-досуговых учреждений с пожилыми
людьми.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. рассмотреть особенности
личности пожилого человека;
2.
изучить особенности досуга пожилых людей;
3.
проанализировать особенности социально-культурной деятельности с людьми
пожилого возраста в социальных учреждениях;
4.
изучить направления и формы работы культурно-досуговых учреждений с целью
формирования социально-культурной активности пожилых людей
5.
Рассмотреть университет третьего возраста как новую форму работы с людьми
пожилого возраста.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, современное российское общество озадачено проблемой включенности
пожилых граждан в сферу социальных отношений, адекватных потребностям данной
возрастной категории, так как удовлетворенность своим местом и ролью в них
обеспечивает способность к реализации социально здоровых практик, позволяя
пожилым людям ощущать себя полноправными членами общества.
Пожилой
человек должен чувствовать себя полноправным членом общества, иметь право на
отдых, инициативу и творчество в сфере досуга, т.е. жить полноценной жизнью,
отвечающей современным представлениям о комфорте и безопасности. Насыщенный и
разнообразный досуг улучшает самочувствие пожилых людей, формирует активную
жизненную позицию, помогает преодолевать трудности и страхи.
Социально-культурная
деятельность является средством оптимизации досуга пожилых людей и направлена
на повышение качества жизни граждан старшего поколения, т.к. обеспечивает
включенность в общественные отношения, адекватные потребностям пожилого
человека; способствует созданию культуро-творческой среды, отвечающей
культурным и духовным потребностям пожилых людей; предоставляет возможность
реализовывать свой творческий и интеллектуальный потенциал; расширяет сферу
социальных контактов данной возрастной категории, изменяя сложившиеся
стереотипы о лицах пожилого возраста.
Важнейшим
средством социокультурной реабилитации людей пожилого возраста является
организация творческого досуга в учреждениях культуры. В частности, в
культурных центрах для старшего поколения открываются кружки и студии;
проводятся мастер-классы, танцевальные программы, вечера портретов;
устраиваются выставки и конкурсы.
Вовлечение
пожилых людей в различные виды художественного творчества улучшает их
настроение и самочувствие, повышает самооценку, расширяет круг общения, а также
является эффективным средством социальной адаптации после прекращения активной
трудовой деятельности.
Большими
возможностями в решении рассматриваемой проблемы располагают центры социального
обслуживания населения, которые предлагают пожилым людям срочную социальную
помощь, юридические консультации, социальную помощь на дому.
В
современных центрах социального обслуживания функционируют литературные и
музыкальные салоны, университеты «третьего возраста», курсы иностранных языков,
компьютерные классы, танцевальные клубы и многое другое.
Учреждения
данного типа предоставляют московским пенсионерам целый спектр необходимых
услуг, организуют культурный досуг, создают условия для реализации творческого
потенциала аудитории старшего возраста, ветеранов, семей с детьми и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Таким
образом, социально-культурная деятельность способствует привлечению внимания
общественности к проблемам лиц третьего возраста, изменению сложившихся
стереотипов в отношении пожилых граждан; созданию условий для общественной
самореализации личности пожилого человека, любительского творчества в рамках
свободного времени; расширению сферы социальных контактов пожилых людей,
содействуя преодолению в обществе пренебрежительного отношения к данной
социальной группе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения досуга
пожилых людей
1.1. Особенности личности пожилого человека Старость – это период жизни человека, характеризующийся тем,
что каждый человек начинает подводить итоги прожитой жизни, задавать себе
вопросы о бытие и предназначении человечества.
В старости каждый человек сталкивается с тем, что перед ним
встают вопросы, которые по своей сути являются неразрешимые.
Решение данных вопросов во многом зависит от жизненного опыта
человека, его достижений, а также уровня физических возможностей на данном
возрастном этапе[1].
Выделение периода старости и старения связано с целой
совокупностью разнообразных причин его возникновения (биологические,
социально-экономические и психологические). В этой связи данный период
исследуется многими науками и изучается в рамках нескольких учебных дисциплин
(биология, нейрофизиология, демография, психология и т.д.)
Одной из основных проблем современного общества является то,
что оно достаточно старо по своей структуре. Так, около 20% населения земли
являются людьми старше 60-65 лет, что представляет собой одну пятую или одну
шестую часть мировой популяции человечества.
Период старости
принято начинать отсчитывать с момента перехода человеком условной границы в
60-65 лет. Однако необходимо отметить, что не все современные люди в возрасте
60-65 лет считают себя стариками. Это связано с прогрессом в области медицины,
социального обслуживания и общего повышения качества жизни.
Принято выделять три градации степени геронтогенеза, наличие
которых характеризует процесс старения как неоднородный:
— Первая стадия – пожилой возраст. У мужчин это возраст 60-74
лет, у женщин 55-74 года.
— Вторая стадия – старческий возраст, протекает в период
75-90 лет.
— Долгожительство – это возраст старше 90 лет.
Таким образом, старость по своей природе является скорее
социальным процессом, нежели физиологическим. Психологическое развитие личности
человека продолжается и в период старости.
Основными особенности личности пожилого (старого) человека
являются следующие явления.
Изменение самосознания. По мнению исследователя Э. Эриксона
старость представляет собой такой период развития личности человека, в рамках
которого возможно приобретение таких разнополярных качеств личности как
интегративная целостность личности и переживание отчаяния, от того, что жизнь
близится к концу, либо она прошла не так, как хотелось бы человеку.
В
рамках данной особе [1] Альперович В.Д. Проблемы старения:
Демография, психология, социология. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО
«Издательство ACT», 2014. — 352 с.