Курсовая с практикой на тему Музыкально-языковой подход в обучении грамматике английского языка на среднем этапе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения грамматике английского языка посредством музыкально-языкового подхода на среднем этапе 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся средних классов 5
1.2. Особенности обучения грамматики на уроках английского языка на среднем этапе 9
1.3. Использование музыкально-языкового подхода в процессе обучения грамматики на уроках английского языка на среднем этапе 19
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Методические основы использования музыкально-языкового подхода в процессе обучения грамматики на уроках английского языка на среднем этапе 24
2.1. Критерии отбора музыкального материала 24
2.2. Комплекс упражнений посредством музыкальной наглядности на уроках английского языка в процессе обучения грамматики на среднем этапе 26
2.3. Разработка урока посредством музыкально-языкового подхода 31
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список литературы 38
Введение:
В наше время знание иностранного языка ценится очень высоко. Владея вторым языком, человек открывает для себя множество новых возможностей и сторон жизни. Также сейчас мы всё чаще и чаще слышим слово «глобализация», которое ставит перед нами свои языковые трудности. И, конечно же, человек со знанием иностранного языка имеет больше преимуществ перед теми, кто владеет только родным языком. Но изучение языка – это трудное занятие, и, чтобы иметь в нем успех, нужно заниматься со школьных лет.
На данный момент изучение английского языка является обязательным в школьной образовательной программе. Доказано, что хотя бы частичное погружение в языковую среду очень сильно способствует прогрессу в изучении языка. Но в школах реализовать такое погружение довольно трудно из-за ограниченного времени и средств, а также из-за фиксированного учебного плана, от которого нельзя отступать. В нём прописано, какую лексику, темы и грамматические явления должны изучить учащиеся. Сначала это может показаться сложным – объединить обязательную программу с неординарными методами, чтобы заинтересовать учеников и мотивировать их на изучение английского языка. Существует множество методик и способов, но не все из них можно использовать в школьных условиях. Однако есть оптимальное решение – аутентичные аудиовизуальные материалы. Это видео, фильмы и песни в оригинале изучаемого языка. Оптимальное, потому что применение таких материалов не потребует больших расходов, не займет много времени от урока и с легкостью заинтересует подростков.
В данном исследовании мы рассмотрим использование музыкально-языкового подхода при обучении школьников грамматике английского языка.
Цель исследования: исследовать изучение специфики использования музыкально-языкового подхода для развития грамматических навыков обучающихся в процессе обучения иностранному языку в средней школе.
Объект: процесс обучения грамматики иностранному языку в средней школе.
Предмет: музыкально-языковый подход в процессе формирования грамматических навыков, способствующие повышению познавательного интереса обучающихся на уроках иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристика учащихся средних классов.
2. Раскрыть особенности обучения грамматики на уроках английского языка на среднем этапе.
3. Изучить особенности использование музыкально-языкового подхода в процессе обучения грамматики на уроках английского языка на среднем этапе.
4. Рассмотреть методические основы использования музыкально-языкового подхода в процессе обучения грамматики на уроках английского языка на среднем этапе.
5. Разработать урок посредством музыкально-языкового подхода.
Теоретическую основу исследования составили работы ведущих учёных по методике обучения иностранным языкам: Е.Н. Солововой, Е.И. Пассова, С.Ф. Шатилова; работы по обучению грамматике Г.В. Роговой и И.Н. Верещагиной, Е.А. Маслыко и др.; работы по использованию новейших образовательных технологий, выступающих в качестве средств формирования и активизации грамматических навыков А.Н. Шамова, П.В. Сысоева и др.
Основные методы, которые были использованы в работе: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В условиях современного образования в области иностранных языков интенсивно набирают популярность нетрадиционные методы обучения, поскольку они упрощают процесс изучения языка, связывая его с творческим началом. Современные технологии и практически повсеместный доступ в интернет облегчают коммуникацию между людьми из разных стран и континентов, что приводит изучение иностранных языков на качественно новый уровень. Непосредственное знакомство с культурой и традициями стран увеличивает мотивацию к изучению других языков.
Вследствие стремительного изменения современных тенденций образования, традиционные методы работы с учебниками и словарями уходят на второй план. На сегодняшний день большую актуальность приобретают современные методики обучения, которые ориентированы на создание как прочных речевых умений и навыков, так и на формирование языковой, социокультурной, речевой и учебно-познавательной компетенций согласно Федеральному Образовательному Стандарту. Уже сейчас многие учителя иностранного языка стараются использовать новые разработки и комплексы упражнений, основанные на современных тенденциях, на своих уроках для более полного раскрытия потенциала учащихся. В связи с этим возникает острая нехватка методических материалов и наработок, позволяющих повысить эффективность занятия.
Данной исследование изучению вопросов формирования грамматических навыков у учащихся средних классов на основе музыкально-языкового подхода на уроках английского языка. Целью данной работы являлось выявление возможностей музыкального материала при обучении грамматики на средних этапах обучения иностранному языку. В работе были использованы различные источники: как опубликованные, так и электронные.
В ходе работы нами был изучен доступный материал по данной теме, разработан блок упражнений посредством музыкального материала, направленных на повышение уровня грамматических навыков учеников. Анализ научной литературы позволил сделать выводы о том, что подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в жизни человека, и для того, чтобы подросток чувствовал себя комфортно в школьной среде и был заинтересован в своём дальнейшем развитии, учителю необходимо учитывать возрастные особенности подростков при разработке учебных заданий. Поскольку школьников в средних классах обучения очень сложно заинтересовать в учёбе, поэтому необходимо разрабатывать уроки таким образом, чтоб ученики легко и в непринуждённой обстановке получали новые знания и не отлынивали от выполнения заданий, данных учителем. Именно поэтому музыкальный материал являются прекрасным средством мотивации современных подростков к заучиванию нового грамматического материала. Тем не менее, не стоит забывать, что музыка включается в ход урока не в качестве развлечения, а, в первую очередь, для повышения эффективности работы учеников на уроке и усвоения ими заданного материала.
Также можно отметить, что креативный подход к изучению грамматики избавляет не только от скучного, бесполезного зазубривания, но и развивает память, мышление и творческие способности учащихся. Проведенный анализ научно-методической литературы позволил выделить цели и особенности обучения грамматики в средних классах. Кроме того, были изучены этапы работы с музыкальным материалом.
В данной курсовой работе также был рассмотрен вопрос отбора музыкального материала, вследствие чего были выделены основные критерии и требования к отбору текстов такого типа. Подготовленные в ходе написания данной работы материалы (тексты песен, аудиозаписи, а также задания к прослушанным композициям) можно использовать на уроках для совершенствования грамматических навыка в средних классах в процессе обучения иностранному языку.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы обучения грамматике английского языка посредством музыкально-языкового подхода на среднем этапе
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся средних классов
Значительную роль в цикле развития ребенка играет подростковый период, это подтверждается его характеристиками: переходный, трудный. Основной смысл подросткового возраста состоит в том, что начинается переход от детства к периоду взросления. Происходит активное физическое, социальное и умственное и в эмоционально-личностное развитие подростка. [Рудяшко 2012].
В данном возрасте для подростка шаг за шагом раскрывается содержание учебной деятельности, которая направлена на самообразование, и на удовлетворение познавательной потребности. Для подростков характерна повышенная интеллектуальная активность, растет уровень интересов, расширяется кругозор. В данный период довольно сильно повышается объем внимания, кроме того, подросток способен довольно быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой [Немов 2013: 126].
Одним из наилучших способов организации внимания подростка является умение педагога организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у пятиклассника не осталось желания, и возможности отвлекаться от учебы. Необходима мотивация учения, которая будет направлена на самостоятельное осуществление контроля и оценки своих действий.
Подростковый возраст характеризуется существенными сдвигами в мыслительной деятельности, это период начала формирования и яркого проявления способностей подростков, происходит формирование сознательного, активного отношения к окружающей действительности, происходит развитие творческого мышления. Развитие мышления на базе системы научных понятий становится фундаментом для формирования психологических новообразований, т.е. познавательных интересов, установок мировоззрения, все это ведет к формированию рефлексии на познание себя, собственной личности и, как следствие, определяет направления развития самосознания [Иванова 2013: 23].
Память в подростковом возрасте также подвержена изменениям. Она характеризуется опосредованностью и логикой, т.е. на новый уровень поднимается умение логически перерабатывать информацию для запоминания. В подростковом возрасте особого внимания заслуживает такая психологическая особенность, как избирательность внимания. Избирательность внимания означает, что у подростков находят отклик необычные, интересные уроки и внеклассные мероприятия, нужно отметить, что быстрая переключаемость внимания не позволяет быть сосредоточенным долгое время на одном и том же деле. При усвоении учебной информации и развитии коммуникативных умений все большее место занимает наблюдение, имеющее определенную цель, стремление доходить до сути, умение подчеркивать опорные пункты, обучающее запоминание и воспроизведение [24].
Мнения методистов и психологов разделились при обсуждении идеи о значительной взаимосвязи усвоения информации и продуктивности деятельности, от отношения подростков к изучаемому материалу. У учащегося должно быть четкое и ясное понимание того, что он делает (зачем и для чего он изучает данный материал, где и как полученная информация и языковые навыки могут быть использованы. Осознавая тему, цель и способы выполнения деятельности, подросток сможет сопоставить эти компоненты деятельности со своими способностями, далее выразить согласие и дать начало познавательной деятельности.
Таким образом, учащимся в данном подростковом возрасте будет интересен дополнительный материал, который направлен на закрепление и углубление знаний, которые были получены в рамках урока [Ахмедова 2014: 819].
Средний школьный возраст является одним из самых благоприятных для творческого развития подростка. Как раз в этом возрасте школьники получают удовольствие от решения проблемных ситуаций, учатся искать сходства и различия, выделять причину и следствие того или иного события. Любознательность и стремление к восприятию нового и интересного является главной характеристикой этого возраста. Совпадение интересов служит базой к установлению более тесных контактов со сверстниками, находятся темы для разговора, которые также будут интересны для подростков [Выготский 2010: 178].
Наблюдается у большого количества старшеклассников чётко выраженная дифференциация интересов, а также подростки уже предпочитают одни виды деятельности другим. Кто-то предпочитает умственный труд, другому интересны физические нагрузки, третьему нравится общаться с людьми, четвертому приносит удовольствие общественная работа, а у пятого интересы меняются очень быстро, шестой испытывает равнодушие ко всему перечисленному. Кроме того, у подростков очень разнообразная мотивация. Одного подростка, чем бы он ни занимался, мотивирует потребность достижения и самопроверки, другого — потребность быть полезным кому-либо, третий испытывает чувство зависимости, у него огромная потребность в похвале от окружающих людей, четвертым движет желание уйти от конфликта, снять напряжение и т. д. Конечно, не всегда педагоги и психологи могут это заметить [Вайсбурд 2012: 42].
Коммуникативное развитие подростка идет по таким же направлениям совершенствования видов речевой активности (речевых действий), как и у младшего школьника. Коммуникативное развитие происходит по направлению увеличения средств и способов речевой деятельности. Устная речь является по-прежнему ведущим видом речевой деятельности [Выготский 2010: 136].
В среднем подростковом возрасте ребенок осваивает умение рассуждать по гипотетико-дедуктивной линии, мышление становится самостоятельным и творческим, ребенок овладевает умение обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать доказательства, вести дискуссию [Матвейченков 2011].