Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Развитие экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста путем знакомства с творчеством писателей-натуралистов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Проблема экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников 8
1.3. Содержание, формы и методы работы с детьми по ознакомлению с произведениями писателей натуралистов 11
1.4. Творчество писателей-натуралистов для детей (обзор) 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ЗНАКОМСТВА С ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЕЙ-НАТУРАЛИСТОВ 21
2.1. Диагностика сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап) 21
2.2. Методические рекомендации для педагогов по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста 21
2.3. Методические рекомендации для родителей по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста 21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

  

Введение:

 

Перед педагогической наукой и практикой выдвигается задача воспитания подрастающего поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. На современном этапе развития общества актуальным становится экологическое воспитание, поскольку именно посредством формирования экологической культуры реализуются основные задачи экологического воспитания.
В настоящее время существуют разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г.Филиппова), «процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе» (Е.Ф. Терентьева), «становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии» (С.Н. Николаева), и т.д. [24, 25, 26, 36, 39].
В последние годы значительно возросло внимание ученых к исследованию данной проблемы. Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического образования детей дошкольного возраста отражено в работах Л.С. Выготского, С.Н. Николаевой, Виноградовой Н.Ф. и др. [5, 7, 26].
Множество ученых рассматривали природу как средство воспитания — Я.А. Коменский [17] природу признавал в качестве источника знаний; К.Д. Ушинский [37] огромное значение придавал природе как средству словесного и умственного развития. Изучением ведущих закономерностей живой и неживой природы занимались С.Н. Николаева [24, 25, 26]; Е.Ф. Терентьева [36], И.С. Фрейдкин [40] и др.
Психолого-педагогические основы формирования первичных экологических представлений у детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах таких ученых, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др. [7]. Среди педагогических трудов, направленных на изучение ведущих закономерностей живой и неживой природы, можно назвать работы С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Е.Ф. Терентьевой, И.А. Комаровой, И.А. Хайдуровой и др. [25, 36]. В рамках отечественной педагогики проблемы экологического воспитания освещаются Н.Ф. Виноградовой, Н.Н. Кондратьевой И.А. Комаровым, С.Н. Николаевой, и др. [5, 25, 26].
З.Н. Мишаниной, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой, С.А. Рыжовой и др. экологическое воспитание интерпретируется с позиций осознанного правильного отношения к природным объектам при взаимодействии с ними [21, 25, 30, 36]. Основные цели, задачи, принципы и условия экологического воспитания освещаются в исследованиях И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова [13]. Основные средства, методы и формы экологического воспитания описываются в трудах А.Н. Захлебного, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова и др. Изучению закономерностей живой природы посвящены исследования С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой, И.А. Хайдуровой; неживой природы — И.С. Фрейдкина и др. [24, 25, 26, 36, 40]. Эффективность применения природоведческих книг для экологического воспитания дошкольников показана в исследованиях С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, В.Г Фокиной и др. [21, 25, 26].
Анализ эколого-образовательного процесса в условиях дошкольных образовательных организаций показывает, что процесс экологического воспитания ориентирован на передачу специальных знаний в области основ экологии, в то же время обнаруживается недостаточное использование художественной литературы как средства воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста. В произведениях писателей-натуралистов освещаются проблемы природы, они направлены на привитие уважения к миру природы, к выработке ответственности за ее использование.
Цель исследования — обосновать целесообразность использования произведений писателей — природоведов в процессе воспитании у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к природе
Объект исследования – экологическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования – формирование основ экологической культуры у старших дошкольников посредством произведений писателей- природоведов.
Гипотеза исследования: ознакомление детей с творчеством писателей-натуралистов будет способствовать развитию экологической культуры детей при условии проведения методики ознакомления детей с произведениями писателей-натуралистов.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования в данной работе поставлены для решения следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить сущность и содержание экологического воспитания дошкольников.
3. Описать формы и методы работы с детьми по ознакомлению с произведениями писателей натуралистов.
4. Раскрыть особенности творчества писателей-натуралистов.
5. Описать методику развития экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста путем знакомства с творчеством писателей-натуралистов и дать анализ ее эффективности.
6. Сформулировать методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию экологической культуры у дошкольников.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, синтез, обобщение передового опыта); эмпирические (наблюдение, тестирование); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Экологическое воспитание — процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры; выработка системы экологических представлений и знаний, проявляющихся в эмоционально положительном отношении к природе.
В содержание понятия экологическое воспитание входят следующие составляющие: знание законов природы, наличие ответственного отношения к природе, окружающей среде; наличие экологических представлений, чувств и практических действий. Содержание экологического образования детей дошкольного возраста должно включает познавательный, личностный, ценностный и деятельностный компоненты.
Существует большое количество разнообразных способов, форм и методов ознакомления детей с произведениями писателей натуралистов: проведение наблюдений, занятий, конкурсов, викторин, театрализованных представлений, выставок; словесные методы (беседы, рассказы, чтение книг, рассказывание, заучивание текста, пересказы); практические методы (игры-драматизации, дидактические и театрализованные игры); наглядные методы (рассматривание репродукций, иллюстраций к книге, просмотр мультимедийных презентаций); и т.д.
Благодаря изучению произведений писателей-натуралистов дети познают мир природы через занимательное и творчески преобразованное описание, созданное авторами (В. Бианка, А.С. Барков, В.В. Зотов, Л. Толстой, М. Пришвин, Е. Чарушин, И. Акимушкин, М. Зверев, Г. Снегирев, М.М. Пришвин, Н. Некрасова, Н.Н. Сладкова, Г.Я. Снегирев и др.). Знакомство с произведениями писателей-натуралистов создает предпосылки для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Проблема экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой.
Экологическое воспитание дошкольников необходимо рассматривать как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций [20].
И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» [13, с. 24]. Согласно Н.А. Рыжовой, экологическое воспитание определяется в качестве непрерывного процесса образования и развития ребенка, целью которого является выработка системы экологических представлений и знаний, проявляющихся в эмоционально положительном отношении к природе. С точки зрения [30, 31].
По М.Д. Маханевой экологически воспитанной личности присуще экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и гуманное отношение к природе [20]. В.А. Ясвин экологическое воспитание рассматривает с позиций целенаправленного, последовательного процесса, предусматривающего формирование системы экологических знаний, умений и навыков, а также развитие нравственных качеств и убеждений, способствующих выработке ответственного отношения к природе как универсальной ценности [11]. В качестве ведущей цели экологического воспитания определяется формирование начал экологической культуры, а также познавательного, эмоционально-нравственного и деятельного отношения к природе. С.Н. Николаева приоритетной целью экологического воспитания признает становление начал экологической культуры, представленной комплексом таких компонентов, как «становление осознанно-правильного отношения к природе, людям, к себе как части природы», осознание взаимозависимости между ценностями здоровья и окружающей средой [24]. Как утверждает Н.А. Рыжова, экологическую культуру дошкольников можно охарактеризовать как «уровень восприятия ребенком природы, окружающего мира и оценка своего положения» в контексте окружающего мира [30, 31].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы