Математика Курсовая с практикой Точные науки

Курсовая с практикой на тему Мотивация слабоуспевающих учащихся 5-9 классов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы стимулирования и повышения мотивации учащихся в процессе
обучения. 6

1.1.
Мотивация и оценка учебной успешности. 6

1.2. Строение
мотивации учения. 12

1.3.
Формирование мотивации учения у обучающихся как важнейшее условие повышения
качества образовательного процесса в учреждениях. 15

Глава 2.
Основные средства и методы формирования мотивации слабоуспевающих учащихся 5-9
классов. 21

2.1. Методы
стимулирования мотивации учения. 21

2.2. Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-9
классов. 23

2.3.
Педагогические факторы повышения учебной мотивации слабоуспевающих учащихся 5-9
классов. 42

Заключение. 48

Список
используемой литературы.. 50

  

Введение:

 

Актуальность работы. Современная
система образования является социальным институтом, на который возложены задачи
не только по передаче подрастающему поколению знаний и прежнего опыта, однако и
задачи, которые связанные с формированием полноценной, во всех отношениях,
личности, которая способна к творческому мышлению, которая осознает себя
субъектом деятельности.

В
тоже время школа призвана сформировать в учениках систему качеств, которые
способствуют их будущему саморазвитию, самореализации, которые обеспечивают их
состоятельность и успешность в жизни.

Мы
считаем, что ключ к решению поставленных заключается в формировании и развитии
сферы внутренних мотивов учащегося к учебной деятельности в общем.

Как
показывает практика, снижение качества образования в школах определяется наличием
низкомотивированных и слабоуспевающих школьников. Именно поиск механизмов
повышения мотивации школьников к учебной деятельности позволит педагогам
значительным образом добиться более качественных образовательных результатов.

Так,
Н.А. Билалова отмечает, что задачей администрации и педагогических работников
школы является организация психолого-педагогической поддержки слабоуспевающих
обучающихся. Для них важно сформировать основы самообучения и
учебно-познавательных мотивов, создать условия для самореализации и обеспечить
психологическую комфортность в процессе обучения.

О.Н.
Столповская проводила комплексное исследование причин неуспеваемости
подростков. Среди них выделены психологические (низкая мотивация к обучению,
нарушения в эмоциональной и познавательной сферах), социально-педагогические
(несформированность общеучебных умений и педагогическая запущенность), а также
физиологические (хронические заболевания школьников и их повышенная
утомляемость). При этом исследователь подчеркивает, что успешность преодоления
неуспеваемости обучающихся зависит от наличия у педагогических работников
знаний, необходимых для коррекционной и воспитательной работы, по сути,
указывая на важность психолого-педагогических знаний.

М.Б.
Аушева отмечает, что, зная психологические причины неуспеваемости школьников,
педагог может оказать им необходимую помощь в преодолении и предупреждении
учебных трудностей. Это важно для того, чтобы ребенок захотел учиться, смог
учиться и поверил в свои силы.

Ю.П.
Вавилов выделяет несколько типов неуспевающих учеников:

1)
ученики с низкой мотивацией;

2)
ученики с недостаточностью мыслительной деятельностью и слабыми учебными
способностями;

3)
неумеющие учиться ученики;

4)
одаренные из особой группы необычных учащихся.

Он
также указывает на целый комплекс причин учебной неуспеваемости
(педагогических, психологических, социальных и биопсихологических).
Соответственно делается вывод о важности системной
психолого-медико-педагогической работы путем активного сотрудничества всех
субъектов образовательных отношений.

Мотивация
к учению является той гранью личностных качеств, способствующей осуществлению
учебной деятельности учащимся не по принуждению, а из осознания важности и
необходимости этого процесса, понимания его смысла и значимости для будущего
саморазвития, самореализации и самоутверждения в жизни.

Степень
разработанности темы исследования. Теоретические
основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в
трудах Божович Л.И., Демидовой И.Ф., Ильина
Е.П., Марковой А. К., Матис Т. А., Матюхиной М.В., Мясищева

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, можно сделать вывод, что формирование мотивации является одним из
составляющих личностных универсальных учебных действий, что диктуется
Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

Можно
предположить, что для создания позитивной мотивации учения на уроке, основные
действия учителя могут быть следующими:


организация живого диалога между детьми, чтобы выявить общий уровень усвоения
учебного содержания;


оказание помощи учащимся при включении в работу;


создание ситуаций, которые стимулируют интерес к изучению нового учебного
материала;


использование в начале урока только трех типов высказываний – похвалить
ученика, направить или уточнить, заново объяснить то, что не понято.

Данная
система действий будет обеспечивать позитивный настрой, формирование позитивной
мотивации и готовность школьников к новым познавательным действиям.

Также,
мы выделили шесть педагогических факторов повышения учебной мотивации и
продуктивности учебной деятельности слабоуспевающих школьников 5-9 классов:


применение межпредметных технологий, способствующих интересному и понятному
преподнесению информации;


использование нейропсихологических подходов, повышающих когнитивные функции
школьников;


актуализация бесконфликтной коммуникации с учащимися, основанной на выявлении
мотивов трудного поведения и выборе адекватных стратегий по регуляции;


выстраивание эффективных стратегий сотрудничества с родителями, имеющими разный
уровень родительской ответственности;


развитие цифровой культуры у педагогов, способствующей вовлечению обучающихся в
дистанционное образование;


овладение педагогами инструментами сохранения собственного профессионального
здоровья, определяющего работоспособность личности.

Качество
образования в нашей стране является важным индикатором состоятельности всего
общества. Не каждая образовательная организация может продемонстрировать
достойный уровень педагогического процесса. Ряд школ можно охарактеризовать как
слабые, что связано с тем, что обучающиеся в них демонстрируют низкие
образовательные результаты. Чаще всего эти данные дают низкомотивированные и
слабоуспевающие обучающиеся.

Соответственно,
педагогам таких школ имеет смысл осваивать новые инструменты повышения качества
образования. Полагаем, что учет учителями описанных педагогических факторов
повышения учебной мотивации и продуктивности учебной деятельности позволит
преодолеть синдром школы с низкими результатами обучения.

Предложенные
в работе решения могут стать содержательной основой проектирования программ
повышения квалификации педагогических работников и найти применение во
внутриорганизационном обучении учителей школ с низкими результатами обучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы стимулирования
и повышения мотивации учащихся в процессе обучения

1.1. Мотивация и оценка учебной успешности В
образовательной среде мотивирующую роль выполняет обратная связь, сделанная
через систему оценивания. Складывается эта система из отметок, оценочных
суждений и самооценки. Каждая из этих составляющих имеет свои функции в
формирующем влиянии.

Ш.А.
Амонашвили разделяет понятия «отметка» и «оценка». Отметка – это
материализованная сторона обучения она позволяет объективировать учебный
процесс, но она не имеет отношения к его содержанию. Оценка складывается из
оценочных суждений учителя, она отражает содержательную сторону учения. Отметка
результат этого процесса. В оценку учитель обычно вкладывает свое субъективное
понимание.

Ребенку
при этом сложно понять, почему за то, что он так много трудился, он получил
невысокую отметку. Отношение ребенка к оценке во многом связано с уровнем
притязаний. Поэтому для развития мотивации необходимо формировать навыки
самоконтроля и самооценивания. Как было показано во многих исследованиях,
педагогическая оценка является субъективным фактором и зависит от многих
личностных характеристик педагога.

Согласно
Б.Г. Ананьеву, педагогическая оценка выполняет две главные функции:
ориентирующую и стимулирующую. В своей первой функции педагогическая оценка
выступает как индикатор определенных результатов и уровня достижений, которых добился
тот или другой учащийся в учебной работе.

Стимулирующая
функция педагогической оценки связана с побудительным воздействием на
аффективно-волевую сферу личности школьника, изменения в которой вызывают
существенные сдвиги в самооценке человека, в уровне его притязаний, в области
мотивации, поведения, в способах учебной работы, в системе отношений между
всеми участниками учебного процесса.

Как
было замечено, у более половины младших школьников отметка выступает в качестве
ведущего мотива обучения. Треть школьников ориентированы на престиж учения, а
познавательный интерес называется очень редко. Это говорит о том, что отметка
слабо влияет на мотивацию учения, связанную с познавательным интересом в этом
периоде. При этом к концу младшего школьного возраста эта ситуация не меняется.
Школьники 3–4-х классов начинают тяготиться своими обязанностями, их
старательность уменьшается.

А
в 5–9-х классах дети начинают даже дразнить младших школьников за старание.
Такой дефицит оценки в развитии мотивационной сфере, как предполагает Л.И.
Божович, происходит потому, что не удовлетворяется познавательная потребность
учащихся, а это связано с методикой их обучения, в частности с излишним
количеством упражнений, направленных на выработку умений.

Это
приводит к увеличению нагрузки на память и не позволяет активизировать
интеллектуальную сферу.

узки
на память и не позволяет активизировать интеллектуальную сферу. По данным Г.Г.
Гусевой, отметка выступает в качестве мотивирующего фактора тогда, когда у
школьников отсутствует выраженный познавательный интерес.

Это
могут быть школьники, которые хорошо учатся, но познавательный интерес у них
недостаточно выражен. У них доминируют мотивы: «получение отметки», «похвала» и
«требование».

По данным С. А.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы