Курсовая с практикой на тему Молодёжное движение в России в постсоветский период.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Особенности молодёжного движения в постсоветский период 5
1.1. Причины возникновения молодёжного движения 5
1.2. Виды молодёжного движения в России в постсоветский период 14
Глава 2. Концепция государственной молодежной политики в РФ 23
2.1. Основные принципы, цели и задачи государственной молодежной политики в РФ 23
2.2. Приоритетные направления и основные механизмы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации 27
Заключение 34
Список использованной литературы и источников 36
Введение:
Введение
Актуальность исследования. Условия становления гражданского общества предполагают, что молодежное движение как важная часть всего общества, занимает одно их ведущих мест в политической жизни страны посредством своей деятельности в молодежных организациях.
Необходимость изучения молодежного движения в России в постсоветский период вызвана наличием большого количества общетеоретических и политологических вопросов в контексте актуального государственного строительства. Это в свою очередь предполагает важность изучения молодежных движений и молодежной политики, так как именно общественная деятельность выступает как эффективная школа воспитания гражданской позиции, патриотизма и высоких морально-нравственных качеств личности молодого поколения. Молодежные движения позволяют становится инструментом влияния и защиты прав личности, развивать инициативу молодежи и выступать как особый институт социализации. А при наличии низкого уровня государственной поддержки молодежи, молодежные движения являются своего рода защитным механизмом, который позволяет оказывать воздействие на личность и государство посредством реализации социально-значимых проектов.
Степень изученности темы исследования. В последнее время в отечественной науке имеются исследования проблем молодежных движений и их места в политической системе общества России. Среди них можно выделить работы А.И. Ковалева, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова и Б.А. Ручкина. Значительный вклад в изучение вопросов молодежного движения в постсоветский период внесли такие ученые как В.К. Криворученко и П.И. Куконова. В их работах уделяется большое внимание понятию молодежи и молодежных организаций, раскрываются проблемы политической активности молодого поколения.
Историография темы исследования. С 1991 года по 2007 год появилась группа работ, которая посвящена изучению разных аспектов молодежной общественной активности, формированию молодежных организаций и движений, а также их взаимоотношений с органами государственной власти. Среди исследователей этого периода можно назвать В.Г Новикова, Т.Э. Петрову и В.В. Терещенко, написавших монографию «Проблемы формирования молодежных общественных объединений в Российской Федерации», которая раскрывала концепцию становления и развития молодежного движения в России и исследовала современное состояние молодежного движения того периода.
Ряду современных проблем, которые касаются политического участия российской молодежи посвящены работы таких исследователей как М.С. Блинова, С.В. Бондаренко, В.А. Савельев, А.В. Сулемов и др. Что касается политических ориентаций молодежного движения в РФ, то они раскрыты в исследованиях А.С. Ватормина, В.В. Гаврилюка, В.И. Патрушева и др.
Материалы по различным проблемам молодежной политики представлены в работах – O.E. Артамоновой, И.М. Ильинского и исследованиях Б.М. Арженовского, B.A. Чистякова и др. Среди крупнейших исследований последнего времени следует выделить диссертационную работу В.В. Нехаева, в которой дан комплексный анализ формирования и реализации молодежной политики в России конце XX столетия с позиций сравнительно-исторического подхода. Определенный вклад в изучение специальных вопросов политики в отношении молодых граждан внесли исследователи O.A. Гайнутдинов, И.Я. Мосякин, A.B. Шаронов и др.
Тем самым целью исследования является изучение молодежного движения в России в постсоветский период.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач исследования, среди которых выделим следующие:
1. Изучить причины возникновения молодежного движения.
2. Охарактеризовать виды молодежного движения в России в постсоветский период.
3. Проанализировать основные принципы, цели и задачи государственной молодежной политики в РФ.
4. Определить приоритетные направления и основные механизмы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации
Объектом исследования выступает процесс молодежного движения в постсоветский период.
Предметом исследования является концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации.
В работе широко используются такие методы исследования:
1. Теоретическое изучение официальных документальных материалов, публицистических и законодательных источников по теме исследования.
2. Аналитическое изучение архивных материалов.
3. Синтез и обобщение исторических источников и учебной литературы.
4. Историко-сравнительный и историко-системный метод.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Текст работы:
Молодежь представляет собой сложный, многоаспектный и довольно противоречивый социальный феномен. Современная молодежь выступает в качестве наиболее активной и мобильной социальной группы, предполагающей особое внимание со стороны государственных институтов, нуждающейся в социализации и адаптации. Одновременно именно молодежь все больше рассматривается сегодня в качестве наиболее важной и перспективной части общества.
В последние годы Россия значительно активизировала молодежное направление своей политики. Были выработаны ее механизмы (метод открытой координации), сформированы специальные институты. Важнейшим актом, регулирующим взаимодействие органов государственной власти и общественных детско-юношеских организаций, является Федеральный закон «О государственной поддержке общественных детско-юношеских организаций». Государственная поддержка детско-юношеской организации рассматривается как охватывающая все действия, предпринимаемые органами государственной власти в Российской Федерации с целью развития и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, безопасности и стимулирования деятельности таких объединений, которые ориентированы на развитие социальной зрелости, а также на развитие и самореализацию детей и молодежи в жизни общества и на сохранение и защиту их прав.
Несмотря на то, что интеграционные процессы в России продолжаются, тем не менее уже сегодня там накоплен целый ряд проблем, от решения которых будет зависеть успешность всего российского общества. Во многом эти проблемы связаны именно с молодым поколением россиян, на которое руководством РФ возлагаются особые надежды.
Важным критерием развития России на современном этапе является развитие гражданского общества. По этой причине развитие социальной приверженности молодых людей и их гражданского самосознания является одним из ключевых вопросов государственной молодежной политики на всех уровнях, поскольку она поощряет участие молодежи в общественных детских и молодежных организациях, молодежных парламентах, правительствах и другие консультативных структурах, которые были созданы законодательными и исполнительными органами на всех уровнях.
Таким образом, мы убеждены, что совершенствование молодежной политики на региональном уровне, прежде всего, предполагает, повышение эффективности законотворческой деятельности. Для повышения уровня правового регулирования в области молодежной политики на региональном уровне предлагаем следующие мероприятия:
Во-первых, необходимо принятие базового закона, который бы закреплял основы молодежной политики в каждом субъекте РФ. Это будет способствовать созданию целостного механизма поддержки молодежной политики в субъектах РФ.
Основной целью данного закона должно стать стимулирование развития молодежной деятельности посредством организации эффективной молодежной политики.
Особое внимание необходимо уделить совершенствованию государственной политики в области духовно-нравственной сферы, а также развитию созидательной активности молодежи. На наш взгляд, очень важным является разработка терминологического аппарата. Это будет способствовать развитию регионального законодательства, так как будет обеспечено единообразное понимание.
Во-вторых, необходимо разрабатывать программы развития молодежной политики во всех сферах.
В-третьих, рекомендуем введение ответственности должностных лиц в случае нарушения законодательства в области молодежной политики.
В-четвертых, для того, чтобы качественно анализировать деятельность регионов в области молодежной политики, необходимо формирование единых, на всей территории России, показателей эффективности.
Заключение:
Введение
Актуальность исследования. Условия становления гражданского общества предполагают, что молодежное движение как важная часть всего общества, занимает одно их ведущих мест в политической жизни страны посредством своей деятельности в молодежных организациях.
Необходимость изучения молодежного движения в России в постсоветский период вызвана наличием большого количества общетеоретических и политологических вопросов в контексте актуального государственного строительства. Это в свою очередь предполагает важность изучения молодежных движений и молодежной политики, так как именно общественная деятельность выступает как эффективная школа воспитания гражданской позиции, патриотизма и высоких морально-нравственных качеств личности молодого поколения. Молодежные движения позволяют становится инструментом влияния и защиты прав личности, развивать инициативу молодежи и выступать как особый институт социализации. А при наличии низкого уровня государственной поддержки молодежи, молодежные движения являются своего рода защитным механизмом, который позволяет оказывать воздействие на личность и государство посредством реализации социально-значимых проектов.
Степень изученности темы исследования. В последнее время в отечественной науке имеются исследования проблем молодежных движений и их места в политической системе общества России. Среди них можно выделить работы А.И. Ковалева, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова и Б.А. Ручкина. Значительный вклад в изучение вопросов молодежного движения в постсоветский период внесли такие ученые как В.К. Криворученко и П.И. Куконова. В их работах уделяется большое внимание понятию молодежи и молодежных организаций, раскрываются проблемы политической активности молодого поколения.
Историография темы исследования. С 1991 года по 2007 год появилась группа работ, которая посвящена изучению разных аспектов молодежной общественной активности, формированию молодежных организаций и движений, а также их взаимоотношений с органами государственной власти. Среди исследователей этого периода можно назвать В.Г Новикова, Т.Э. Петрову и В.В. Терещенко, написавших монографию «Проблемы формирования молодежных общественных объединений в Российской Федерации», которая раскрывала концепцию становления и развития молодежного движения в России и исследовала современное состояние молодежного движения того периода.
Ряду современных проблем, которые касаются политического участия российской молодежи посвящены работы таких исследователей как М.С. Блинова, С.В. Бондаренко, В.А. Савельев, А.В. Сулемов и др. Что касается политических ориентаций молодежного движения в РФ, то они раскрыты в исследованиях А.С. Ватормина, В.В. Гаврилюка, В.И. Патрушева и др.
Материалы по различным проблемам молодежной политики представлены в работах – O.E. Артамоновой, И.М. Ильинского и исследованиях Б.М. Арженовского, B.A. Чистякова и др. Среди крупнейших исследований последнего времени следует выделить диссертационную работу В.В. Нехаева, в которой дан комплексный анализ формирования и реализации молодежной политики в России конце XX столетия с позиций сравнительно-исторического подхода. Определенный вклад в изучение специальных вопросов политики в отношении молодых граждан внесли исследователи O.A. Гайнутдинов, И.Я. Мосякин, A.B. Шаронов и др.
Тем самым целью исследования является изучение молодежного движения в России в постсоветский период.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач исследования, среди которых выделим следующие:
1. Изучить причины возникновения молодежного движения.
2. Охарактеризовать виды молодежного движения в России в постсоветский период.
3. Проанализировать основные принципы, цели и задачи государственной молодежной политики в РФ.
4. Определить приоритетные направления и основные механизмы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации
Объектом исследования выступает процесс молодежного движения в постсоветский период.
Предметом исследования является концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации.
В работе широко используются такие методы исследования:
1. Теоретическое изучение официальных документальных материалов, публицистических и законодательных источников по теме исследования.
2. Аналитическое изучение архивных материалов.
3. Синтез и обобщение исторических источников и учебной литературы.
4. Историко-сравнительный и историко-системный метод.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Список литературы:
Глава 1. Особенности молодёжного движения в постсоветский период
1.1. Причины возникновения молодёжного движения
Политическая структура общества имеет множество движений, среди которых важная роль отводится молодежному движению. В первую очередь это связано с тем, что оно направлено на передачу интересов значительной части населения страны, а во вторую, представляет собой организационное объединение. Характеризуя молодежное движение, следует отметить его самостоятельность и самоорганизацию, а также положение в обществе, принятие участия в управлении делами общества и государства .
Отметим, что само понятие «молодежь» считается часто употребляемым, однако в научной среде единого мнения о трактовке данного термина не существует. Среди наиболее используемых выделяется определение молодежи как особой социально-возрастной группы, которая отличается возрастными рамками и социальным статусом. В отечественной социологии, представителем которой является И.С. Кон, понятие молодежи трактуется как социально-демографическая группа, которая выделяется возрастными характеристиками, социальным положением и обуславливается социально-психологическими свойствами .
Другой подход к понятию молодежи у С. Фриса, британского ученого, предлагающего принимать во внимание социальный контекст, являющийся неотъемлемой частью процесса взросления индивида. Опираясь на это, основным направлением изменений от детства к взрослости выступает переход от зависимости к независимости и ответственности. Другими словами, данные переход предусматривает, что молодежь представляет собой своего рода обобщенный образ людей определенного возраста, имеющие ограниченный доступ к значимым экономическим, социальным и культурным ресурсам .
Существует также структурно-функциональный подход к изучению молодежного движения, которые был внедрен Т. Парсонсом. Исследователь рассматривал процессы связи между разными поколениями, передачу культурных ценностей и последующую социальную реализацию таких ценностей в новых экономических условиях. По его мнению, молодежь выступает социальным явлением, представляя собой автономный социальный институт, который выполняет функцию буферной зоны для постепенных изменений личности ребенка, постепенно занимающего статусную позицию в обществе .
Азейнштадт предлагал выделять несколько сил, которые оказывают влияние на культуру молодежных движений, формирующих социальный облик молодого поколения. Среди них автор называл следующие:
1. Маргинализация молодежи, которая по каким-либо причинам не интегрируется в общественную систему, но взаимодействует с ней и влияет на общую молодежную культуру.
2. Наличие социальных институтов семьи и образования, имеющих определенную систему контроля поведения и влияющую на формирование нравственных идеалов молодого поколения.
Тем самым, исследователь говорит о том, что молодежь характеризуется наличием стремления обрести чувство стабильности с целью нивелирования вынужденного социального опыта изменений, который неизбежен при переходе от детства к статусной позиции в обществе. Опираясь на такое понятие, молодежное движение представляет собой результат стремлений к получению чувства стабильности, которое позволяет иметь набор ценностей, норм поведения и актуальных представлений, чувствовать в связи с этим себя комфортно, несмотря на оценку со стороны .
Таким образом, изучая молодежные движения, сторонники структурно-функционального подхода опираются на так называемые «коды поведения» и «коды одевания», которые представляют собой наглядные индикаторы определения специфики молодежных движений или молодежных субкультур.
Исследования таких ученых как А.И. Ковалева и В.А. Луковой выделяют новый подход к изучению молодежных движений и причин их создания, определяя при этом несколько подходов к определению сущности молодежи:
1. Социально-психологический, который предполагает выделять молодежь как социальную группу, обусловленную возрастными физиологическими перестройками человеческого организма, сопровождающиеся усилением социальной мобильности и наличием стремления повышать свое общественное положение. Такой подход также предполагает уделение внимания психическому состоянию индивида, которое оказывает влияние на его поведение. В основе лежат качества личности, складывающиеся в возрасте от 14 до 30 лет, выступающие стимулом для образования молодежных движений. Отметим, что данный подход представляет собой фундамент для определения молодежи как социально-демографической группы, которая переживает период становления социальной и физиологической зрелости, адаптируясь к выполнению социальной роли взрослого.
2. Субкультурный подход, предполагающий изучение молодежи через совокупность имеющихся у нее культурных свойств и функций. Опираясь на данный подход, можно сказать, что молодежь выделяется как уникальная социокультурная группа, которая имеет специфический образ жизни, стиль поведения, культурные нормы и жизненные ценности. Особенность молодежи заключается в умении сочетаться с общепринятой общественной культурой старшего поколения. Но при наличии конфликтной ситуации между культурой разных поколений, могут возникать нонконформистские молодежные движения, которые будут протестовать против общественных норм.
3. Стратификационный подход, который опирается на принцип разделения общества на возрастные страты. Тем самым молодежь является социальной-демографической группой, которая ограничивается возрастными рамками и не имеет уникальной социальной позиции. В таком подходе основная роль молодежи заключается в том, чтобы быть субъектом и объектом смены поколений. Отметим, что данный подход применяется государством для определения вступления гражданина в возраст правовой ответственности .
Итак, сущность молодежи как социального является, а также формирования молодежных движений обуславливается структурно-функциональными, социально-психологическими, субкультурными и стратификационными причинами, выступая при этом объектом реализации молодежной политики.
Определяя причины возникновения молодежного движения, следует также выявить исторические особенности развития. Так, в 1917 году и до второй половины 1920х годов в России было значительное количество разных союзов молодежи, которые преследовали различные программные цели, имели свой устав. Однако на этом этапе молодежное движение было скорее стихийным и создавалось по инициативе самой молодежи .
Тем самым одной из основных характеристик молодежного движения является инициатива основания и развития. Создание таких организаций было связано с самоорганизацией, однако в советское время считалось, что молодежное движении в России было основано под руководством РСДРП (б), а после РКП-ВКП(б).
Более организованные рамки молодежного движения в России получило в конце 19 века, но проявлялось в разных малочисленных союзах. Важным временем для молодежного движения считается 1917 год. Причиной тому выступает Февральская буржуазно-демократическая революция. В этот период молодежь проявляла высокую степень стремления к созданию самостоятельных организаций. Однако политические партии, в частности большевики, влияли на образование юношеских союзов на объединение молодежи под своим политическим знаменем.
Следует отметить, что появление российского молодежного движения характеризуется своими особенностями, которые определялись политической ситуацией в период революции от Февраля до Октября, а также имели определенные черты на начальном этапе формирования нового социалистического общества и его общественно-политической системы .
1917 год и время после него считается одной из главных причин создания и развития деятельности молодежных организаций, которые направлялись на защиту трудовых и общегражданских прав молодых людей, борьбу за выход из тяжелого экономического положения, в котором находились в том время люди.
Среди основных характеристик начального этапа развития молодежного движения можно назвать следующие: массовость, самостоятельность, самоорганизация, множественность направлений объединений. В них входили политические, националистические, религиозные, патриотические, образовательные, культурно-просветительные, спортивные и другие организации. Создание объединений происходило в городах и рабочих поселках, сельской местности, имели масштабы всей страны или отдельных регионов, возникало также в национальных образованиях .
Исторический опыт России и других стран говорит о том, что молодежные движения были достаточно различными по численности организаций, являлись общественно признанными, независимо от своей формы объединения, и создавались, основываясь на волеизъявлениях молодежи.
Молодежные организации и политические партии стремились расширять влияние на молодежь, поэтому использовали развитие и расширение организационных структур, создавая их по всей стране. В 1917-1920-х гг. такая цель была у партии коммунистов, анархистов, эсеров, однако по причине сложности реализовать свое движение по всей стране в связи с масштабностью, был сложен только союз коммунистической молодежи. Главной причиной этому стало то, что правящая партия сделало это молодежное движение своим помощником и резервом посредством своих организаций, которые распространялись по стране и стимулировались за счет создания территориальных организаций РКСМ .
Еще одним определяющим фактором развития именно комсомола стало то, что к середине 1920-х годов они были единственной общественно-политической организацией советского юношества. В этом заключалось ее принципиальное отличие от иных молодежных организаций, которые изначально существовали на определенных территориях, а после укрепляясь и объединяясь, стремились создавать организации всероссийского масштаба .
В то же время отмечалось четкое обозначение разных подходов к организационной структуре союзов молодежи. Большевики отказывались от припартийных форм, отдавая предпочтение массовых организационно-самостоятельным союзам, а меньшевики использовали любую организационную форму, которая позволяла объединяться молодежи, в частности – молодежные фракции при партии, эсеровские организации формировались как организационно-самостоятельные и при партийных организациях .
Отмечается, что молодежное движении основано на принципе самоуправления, за исключением комсомола, который являлся формально самоуправляемой организацией, однако в его комитетах числилось значительное количество штатных работников. Управление в союзе было строго регламентировано компартией, поэтому роль комсомольца, несмотря на наличие норм Устава, была несущественной.
После Февральской революции молодежь активно выступала за объединение в союзы на культурной основе. Но со стороны молодых большевиков такой принцип организации не поддерживался, рассматривался как увод молодежи от революционной борьбы.
Активная политика по отношению к молодежи проводилась со стороны партии народной свободы, меньшевиков и анархистов, которые определяли цели и задачи для создания молодежных организаций. Однако все молодежные организации таких политических направлений прекратили свое существование до середины 20-х годов. Причины были различны, например, меньшевистские организации были закрыты под давлением ВЧК, а молодежные анархистские организации существовали в условиях преследования и ареста членов партии анархистов .
Следующий период активного развития и формирования новых молодежных организаций связан с приходом Горбачева на пост правителя СССР. В это время появлялись новые молодежные движения, членов которых называли неформалами. Отметим, что в период до начала перестройки такие движения тоже существовали, но в указанный период их количество выросло. В первую очередь это было связано с наличием коренных изменений в жизни общества после ряда реформ, которые проводились правительством. Показательным аспектом выступает проведение советским руководством антиалкогольной кампании. Проблема борьбы против пьянства и алкоголизма в мае 1985 года указывала на серьезность намерений руководства решать сложные вопросы, которые касались экономических, политических и социальных тенденций, влияющих на нравственное состояние общества .
Среди основных причин появления новых молодежных движений в данный период можно назвать следующие:
— попытка бросить вызов обществу и заявить о решительном протесте против устоявшегося уклада;
— наличие желания показать семье свою значимость и избежать непонимания;
— проявление стремления к индивидуальности, которая ограничивалась в СССР;
— наличие желания самоутвердиться в обществе и привлечь внимание к себе;
— неразвитый уровень организации досуга молодежи в стране;
— высокая популяризация западных структур, течений и культуры;
— возникновение разного рода религиозных идейных убеждений;
— выражение предпочтений определенному модному течению;
— влияние криминальных структур (характерно для 90-х годов) .
Что касается условий модернизации современного общества, то оно ставит на первый план проблему воспитания гражданского потенциала молодежи, который представляет собой сегодня составную часть целостного процесса социальной адаптации и становления гражданской позиции личности.
В России сформирована государственная политика, которая направляется на создание условий для оказания поддержки активного участия молодежи в жизни общества и государства. Отметим, что навыки решения социально значимых проблем могут наиболее эффективно приобретаться в процессе социальной практики, которая дает возможность формировать у молодого поколения инициативу, активное участие в совместном принятии решений и т.п.
Такие качества далее молодежь может использовать в разных сферах деятельности. Участие в социально инициативной деятельности позволяет получать практические навыки брать ответственность за развитие общества, искать новые пути взаимодействия и сотрудничества с представителями разных поколений посредством социального партнерства, а также направляется на формировании инициативы, созидания и творчества.
Следует отметить, что социально значимая инициатива представляет собой самостоятельную мотивационную активность членов общества, которая направляется на решение определенных проблем этого общества. Условия современного общества диктуют необходимость в поддержке и развитии молодежных инициатив, которые позволяют тем самым воспитывать у молодого поколения гражданское сознание и формировать активную гражданскую позицию .
Теория и практика педагогики говорит о том, что сегодня в обществе требуются не пассивные молодые граждане, а молодежь, которая имеет свою точку зрения и активную позицию. На первый план выступает формирование таких качеств как инициативность, предприимчивость, способность нестандартно мыслить, творчески подходить к решению проблем и стремление реализовать свой творческий потенциал.