Курсовая с практикой на тему Миграционная педагогика как фактор сохранения семейных ценностей мигрантов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Научно-теоретические подходы к изучению миграционной педагогики 6
1.1. Предпосылки появления миграционной педагогики 6
1.2. Основные направления миграционной педагогики по работе с детьми-мигрантами 9
Выводы по 1 главе 16
2. Организация деятельности ДОУ по формированию семейных ценностей в процессе приобщения детей-мигрантов к социокультурным нормам и традициям семьи 18
2.1. Практика использования средств и методов миграционной педагогики в формировании представлений о семейных ценностях у детей-мигрантов 18
2.2. Результаты исследования сформированности семейных ценностей у детей-мигрантов 28
Выводы по 2 главе 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Введение:
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», особая, первостепенная роль в становлении личности и социализации ребенка-дошкольника принадлежит семье, так как, именно в ней начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, формируются интересы, развиваются способности. В настоящее время в условиях экономического и политического реформирования, больших потоков мигрантов, сложные процессы адаптации детей-мигрантов в современном российском обществе, происходит утрата семейных ценностей у детей мигрантов. Это связано еще и с тем, что дети дошкольники в целом имеют еще не сформировавшие представления о семейных ценностях, на фоне смены местожительства, происходит ассимиляция представлений или же их полная утрата. В связи с этим, считаем, что именно миграционная педагогика, которая стала развиваться в нашей стране не так давно, а в частности ее направленность на формирование представлений о семейных ценностей у детей-мигрантов, тема актуальная и малоизученная.
Научные разработки современных проблем миграции отличаются многогранностью и широким спектром исследуемых объектов. Так, взаимные установки и стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и принимающего населения, социально-психологические установки российской молодежи по отношению к мигрантам исследованы в трудах Н. Н. Лебедевой [1, с. 276].
Этнопсихологические и социально-психологические вопросы, опыт практической работы по оказанию психолого-педагогической поддержки данной категории лиц проанализированы в исследованиях Г. В. Солдатовой [2].
Проблему интеграции детей – мигрантов исследовали – Б. Г. Жогин, Т. Ф. Маслова и В. К. Шаповалов и др. [3].
В целом внимание ученых сконцентрировано на психологических, демографических и социальных особенностях миграции, при этом совершенно отсутствуют работы, связанные с образовательной парадигмой миграции, с адаптацией, поддержкой и воспитанием детей-мигрантов.
В отечественной педагогике исследования, посвященные педагогическим проблемам миграции, крайне редки и разрозненны. В конце 90-х годов научная школа Е. В. Бондаревской (И. В. Бабенко, М. А. Болдырева, А. В. Гукаленко, Л. М. Сухорукова и др.) разработала новое направление в педагогике — миграционная педагогика.
Миграционная педагогика исследует проблемы адаптации и социализации, педагогической поддержки и защиты детей, имеющих проблемы в связи с миграцией.
Таким образом, несмотря на достаточный пласт научных исследований, теоретические и практические особенности формирования представлений о семейных ценностях у детей-мигрантов в рамках миграционной педагогики еще рассмотрены не были.
Объектом данного исследования выступает миграционная педагогика.
Предмет исследования процесс использования средств и методов миграционной педагогики в формировании представлений о семейных ценностях у детей-мигрантов.
Цель исследования – определить эффективность использования средств и методов миграционной педагогики в формировании представлений о семейных ценностях у детей-мигрантов.
Гипотеза исследования: Считаем, что уровень представлений о семейных ценностях у детей-мигрантов будет выше, если использовать широкое разнообразие средств и методов таких как: беседы, игры, просмотр мультфильмов, практическая работа с семьями.
Задачи исследования:
1. изучить основные положения и научные подходы миграционной педагогики,
2. определить особенности формирования представлений о семейных ценностях у детей-мигрантов,
3. выявить эффективности использования средств и методов миграционной педагогики в формировании представлений о семейных ценностях у детей-мигрантов.
Основными методами исследования выступили:
1. теоретические: анализ и обобщение научных исследований,
2. практические: наблюдение, диагностика,
3. качественные и количественные методы.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что результаты данной работы могут быть полезны при дальнейшем исследовании влияния миграционной педагогики на процесс формирования семейных ценностей у детей-мигрантов.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Миграция-это комплексный социальный процесс, который предусматривает массовое перемещение населения между населенными пунктами, связанное с изменением постоянного места жительства, которое приводит к существенному изменению социального положения участников процесса. Оказавшись в другой среде, личность неизбежно вынуждена к необходимости социокультурной адаптации, поскольку невозможно жить в другой стране, ориентируясь только на ценности собственной культуры. Однако проблема социокультурной адаптации является «двусторонней» проблемой: адаптироваться должны не только мигранты, но и общество: организации, в которых работают мигранты, образовательные учреждения, где учатся дети мигрантов и т.д. определенную компенсаторную роль в адаптации ребенка на новом месте играет школа, постепенно формируя в ребенке-мигранте моральные нормы и определенные стандартные общественные нормы поведения. Но в условиях отсутствия социально-педагогической поддержки и защиты детей-мигрантов со стороны учреждения образования, некачественные характеристики этих отношений, исключения из процессов целенаправленного воспитания и образования приводят к формированию так называемых асоциальных форм активности ребенка. Мигрант становится незащищенной от криминального мира, активно вовлекается в асоциальных и антисоциальных группировок, усваивая опыт асоциального жизни.
Применение социально-педагогического подхода к исследованию проблемы позволит, на наш взгляд, добиться более полного и глубокого понимания процесса взаимодействия ребенка-мигранта и социокультурной среды.
Данный подход позволит не только выявить основные факторы риска, которые дестабилизируют адаптацию личности к новому социальному окружению, но и раскрыть компенсаторные факторы личности и среды, влияющих на успешность вхождения ребенка-мигранта в новую среду.
В практической главе представлен опыт дошкольного учреждения по реализации миграционной педагогики, раскрывающей подходы сотрудничества педагогов и родителей воспитанников по формированию бережного отношения к семейным ценностям и сохранению семейных связей. Рассматриваются формы взаимодействия с родителями в образовательном пространстве и совместной деятельности по приобщению дошкольников к социокультурным нормам и традициям семьи.
Первоначально были определены цели и задачи работы, формы и методы, предусматривающие поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях, разработана программа / паспорт проекта.
Для доказательства эффективности проводимой работы было проведено исследование среди 10 старших дошкольников. Данное исследование было реализовано в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
По результатам констатирующего этапа исследования было выявлено, что уровень сформированности семейных ценностей дошкольников находится на недостаточном уровне, а по результатам контрольного этапа – уровень повысился.
Таким образом, гипотеза исследования оказалась полностью доказана.
Фрагмент текста работы:
1. Научно-теоретические подходы к изучению миграционной педагогики
1.1. Предпосылки появления миграционной педагогики
В условиях стремительного развития глобализационных процессов на рубеже ХХ — ХХІ веков слово «миграция» все чаще появляется в средствах массовой информации, в отечественных и зарубежных монографиях и сборниках научных трудов, в документах международных организаций и правительств разных государств всех континентов.
Миграция — лат. migratio — перехожу, переселяюсь. Миграция населения -это перемещение людей, что связано в основном со сменой места жительства. Миграционная теория изучает различные типы этого явления: миграция без возврата — с окончательной сменой постоянного места жительства; временную миграцию — переселение людей на достаточно длительный, но ограниченный срок; сезонную миграцию — переселение людей в определенные периоды года. Различают миграцию внешнюю (за пределы страны) и миграцию внутреннюю (в пределах страны).
Миграция как мировое явление существовала во все времена, на разных исторических этапах она имела характерные особенности, различные типы и динамику. Она влияла на судьбы отдельных людей, целых народов и даже континентов. Известный английский ученый Норман Дэвис научно обоснованно раскрывает истоки явления миграции, его развитие в разные времена, влияние на социально-экономические процессы в разных регионах мира. Норман Дэвис довольно интересно в психологическом контексте раскрывает причины этого мирового явления. «Нерегулярный цикл миграции, — пишет английский ученый, — зависел от целого комплекса причин: перемены климата, наличия продовольствия, демографического роста, локальных конфликтов и далеких кризисов» [7, с. 158].
Среди совокупности этих факторов можно назвать климатические (экологические), экономические, социальные и психологические и другие.
Становление и развитие миграционной теории, изучение миграционных потоков населения, причин этого явления мирового масштаба и перспектив этого развития — эти проблемы являются не только историческими, философскими, социологическими, экономическими и социальными. Они являются также и психологическими, и педагогическими.
Ведь в центре всех процессов, связанных с миграцией, является человек, с комплексом его потребностей — физиологических, бытовых, этнонациональных, культурных, образовательных, а также его проблем, связанных с семьей, воспитанием детей, их подготовкой к самостоятельной трудовой деятельности, социальной адаптацией в условиях другого государства.
К главным причинам, которые значительно повлияли на интенсификацию миграционных процессов, исследователи относят значительные различия в уровнях экономического и социального развития стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы, рост международного движения капитала и функционирования транснациональных корпораций, которые способствуют движению рабочей силы к капиталу.
Экономически отсталые регионы находятся в так называемом замкнутом круге: отсутствие рабочих мест — высокая эмиграция — нехватка рабочей силы — малые инвестиции — слабая экономическая активность — отсутствие рабочих мест. Миграция также приводит к разрыву семьи и изменению гендерных ролей в обществе. Кроме того, для выполнения низкоквалифицированной работы за рубежом мигранты теряют свою квалификацию и не могут занимать прежние позиции после возвращения в Украину. Стоит добавить психологические трудности и социальную незащищенность украинских трудовых мигрантов за рубежом [19, с. 74].
Исследователи этих проблем из Российской Федерации считают целесообразным теоретическое обоснование и введение в научный оборот отдельной отрасли педагогического знания — миграционной педагогики. Среди сторонников этого взгляда следует назвать Г.И.Гайсину, доктора педагогических наук, профессора (из Башкортостана). Она доказывает, что дети из семей мигрантов — это особый объект социально-педагогической деятельности, психолого-педагогической помощи, поддержки. Речь идет об их постоянном сопровождении с учетом возрастных особенностей, образовательного уровня, национально-культурных особенностей страны или региона, где они ранее проживали. Появляется ряд новых психолого-педагогических, социально-культурных проблем адаптации детей-мигрантов и их семей в иноязычной культурном пространстве социально-экономических, этнонациональных и культурных особенностей той стороны (страны, региона), принимающей мигрантов [13, с. 95].
Итак, исследования проблем миграционной педагогики должны осуществляться на основе идей гуманизма, милосердия, поликультурности (мультиполикультурности), толерантности, педагогики сотрудничества, социального партнерства с родителями, миграционными службами и другими национальными и международными институтами.
Безусловно, эти идеи доминируют в педагогической поддержке детей, которые в силу разных причин и обстоятельств, оказались в другом социально-культурном и социально-педагогическом среде. Как отмечает Г. Гайсина, «их реализация в педагогической и социально-педагогической деятельности создает условия для осознания детьми-мигрантами смысла жизнедеятельности в новых социально-культурных условиях, понимание ценности жизни, формирование потребности и умения жить в поликультурном пространстве в диалоге с другими национальными культурами» [там же].
Педагогика диалога, по мнению исследователя, является важнейшей средой адаптации и педагогической поддержки детей-мигрантов. Разделяя такой подход к миграционной педагогике, отметим, что ее объектом должны быть не только дети-мигранты (именно так обосновывает эту проблему Г. Гайсина). В условиях реализации концепции непрерывного образования-образования на протяжении жизни, которая приобрела мировое значение, речь идет не только о детях-мигрантах, но и о взрослом населении разного возраста: здесь и родители детей, и их родственники, которые стали мигрантами. Для них также нужны специальные учебные образовательно-культурные программы, которые бы помогли им адаптироваться в новых социальных, экономических, культурных, этнонациональных условиях другой страны.
На законодательном уровне четко очерчена задача миграционной педагогики: оказывать конкретную помощь мигрантам в получении образования, координировать эту деятельность, обеспечивать необходимые условия для реализации равных прав мигрантов в получении образования.
Итак, в начале ХХІ века, значительно возрастает потребность в исследованиях по проблемам миграционной педагогики. Теоретико-методологическое обоснование ее основ, определение направлений исследований на основе междисциплинарного подхода, создание творческих научных коллективов будет способствовать усилению внимания к обеспечению взаимосвязи социальной, культурной, языковой адаптации. Без этого не может быть успешной и профессиональная адаптация граждан. Широкий комплекс проблем социально-педагогического сопровождения иммигрантов и эмигрантов разного возраста требует целенаправленной государственной политики на основе межнациональной помощи.