История и методология науки Курсовая с практикой Иностранные языки

Курсовая с практикой на тему Методы практической психологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Принципы, структура и процедура методологического анализа практической
психологии. 5

1.1.
Принципы и структура методологии практической психологии. 5

1.2. Процедура
методологического анализа практической психологии. 11

Глава
2. Методы практической психологии. 20

Глава
3. Использование метода песочной психотерапии при практической работе с детьми. 23

Заключение. 30

Список
использованной литературы.. 33

 

 

  

Введение:

 

Ситуация в психологии, связанная
с разработкой ее методологических проблем, исторически складывалась так, что
научные основы методологии создавались и начинали разрабатываться учеными в то
время, когда психология преимущественно представляла собой так называемую
«чистую» науку, а внимание было в основном обращено на создание общих теорий
психологии или на проведение экспериментальных исследований познавательных процессов.
В центре внимания методологов в то время (конец XIX и первая половина ХХ
столетия) оказались методы, связанные с построением общенаучных психологических
теорий или с теоретическим и экспериментальным изучением познавательных
процессов: ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления.

Такая проблематика, как
психология личности и межличностных отношений, которую ученые начали
разрабатывать в ХХ веке, вначале не подвергалась методологическому анализу и,
следовательно, методология психологии, как отрасль психологической науки, в то
время разрабатывалась однобоко, обслуживая в основном лишь указанные выше
области психологических научных знаний. Эта ситуация в какой-то мере сохраняется
и по сей день, несмотря на то, что уже как минимум полвека назад в нашей стране
была признана необходимость активной разработки проблематики личности. В связи с
этим в научный оборот и в содержание соответствующих исследований давно вошли новые
методы, но старое содержание методологии, ограниченной главным образом обсуждением
общих методологических принципов, продолжает сохраняться.

Во второй половине ХХ
века возникла, кроме того, и стала быстро распространяться во всем мире
практическая психология личности. В этой области также стали использоваться
новые методы, прежде всего методы воздействия на личность. Данной области
психологической практики в методологическом плане меньше всего «повезло», так
как отдельной методологии практической психологии, несмотря на существование
этой психологии уже несколько десятков лет, не разрабатывается до сих пор.

В данной работе проводится
анализ на тему вопросов методологии психологических теорий и экспериментальных
исследований личности, и в ней мы попытаемся обозначить и обсудить
методологические вопросы, связанные с анализом методами практической психологии
личности.

Актуальность данной
работы определяется необходимостью понимать особенности методологического
анализа практической психологии, с тем, чтобы своевременно помочь в правильном
выборе ориентиров.

Цель исследования: выявление
и описание методов практической психологии личности.

Объект исследования –
практические методы исследования психологических особенностей личности.

Предметом исследования
является процедура методологического анализа практической психологии личности.

Задачи данной работы:

                      
провести исследование и проанализировать содержание
методологического анализа в практической психологии;

                      
на теоретическом уровне дать описание принципам
и структуре методологии практической психологии;

                      
на основе анализа психолого-педагогической
научной литературы раскрыть методы практической психологии личности;

                  
проанализировать имеющийся опыт песочной
психотерапии при работе с детьми.

Практическая значимость
данной работы заключается в том, что сравнительные данные исследования методов
практической психологии могут быть применены и использованы в работе
преподавателей, а также при разработке практических рекомендаций.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

 

ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ, СТРУКТУРА И ПРОЦЕДУРА
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

1.1. ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ

 

Принципиальные отличия
методов практической психологии от методов научной психологии личности нам
представляются следующими. Методы научной психологии предназначаются для
исследования самих психических явлений, связанных с личностью человека, для
получения чистых знаний о них, в то время как методы практической психологии
ориентированы на оказание практического воздействия на людей как личностей.

Методы научной
психологии, будучи использованы на людях, ничего в них, как личностях, не
меняют, в то время как методы практической психологии изменяют психологию и
поведение человека, по отношению к которому они применяются. Выбор
психологом-ученым или психологом-исследователем тех или иных методов
определяется его познавательными интересами, в то время как выбор или
предпочтение методов практической психологии зависят от психологических проблем
и интересов тех людей, по отношению к которым они применяются. Основное
методологическое требование, касающееся методов научной психологии, заключается
в получении с их помощью объективных и достоверных знаний о том явлении,
которое с их помощью изучается, в то время как главный методологический
критерий, касающийся методов практической психологии, состоит в том, чтобы с их
помощью можно было оказывать эффективное психологическое воздействие на людей
как личностей, помогать им успешно решать проблемы, с которыми они сталкиваются
в жизни. [3,
c.
264]

В соответствии с
указанными выше различиями методов научной и практической психологии
методология практической психологии должна разрабатываться, исходя из иных принципов,
чем те, на основе которых основываются научные исследования. Сформулируем и
кратко обсудим эти принципы.

1. Принцип теоретического
обоснования метода практической психологии личности.

Любой метод практической
психологии независимо о того, признают или не признают этот факт его создатели
или пользователи, всегда опирается на определенную имплицитную (существующую в
подсознании) или эксплицитную (осознаваемую) теорию личности. Этой теорией
определяются многое, связанное с применяемым методом практической психологии:
представление о структуре личности и ее проблемах, трактовка природы, возможных
причин возникновения личностных проблем, выбор способов их предупреждения или
устранения, оценка и интерпретация изменений в личности, которые происходят в
результате практического применения данного метода. Другими словами, почти все
идеи, так или иначе связанные с созданием или использованием метода
практической психологии личности, связаны с конкретным теоретическим
представлением о ней. [7,
c.
221]

Соответственно данному
принципу в практической психологии необходимо ясно заявлять теоретические
взгляды автора метода или того, кто им практически пользуется. В противном
случае он может и должен быть признан как научно не обоснованный. Но это — не
главное препятствие на пути эффективного использования метода практической
психологии. Основная проблема заключается в том, что без опоры на теорию
невозможно решать следующие типичные задачи, связанные с практическим
применения того или иного метода воздействия на личность человека: точно
определять проблему, с которой он столкнулся в жизни; устанавливать причины ее
возникновения; выбирать адекватный способ их устранения; намечать возможные
изменения, которые могут произойти в личности человека в результате практического
применения метода; адекватно оценивать произошедшие изменения, судить о том,
насколько эффективной оказалась их психотерапия или психокоррекция, основанная
на данном методе.

2. Принцип точности
определения проблем, которые решаются с помощью данного метода практической
психологии личности.

При обсуждении данного
принципа имеет смысл вначале обратиться к сравнению практической психологии и
медицины. Отличие практической медицины, как более продвинутой области
прикладных знаний и методов, от современной научной и практической психологии
заключается в том, что врачи давно уже научились точно ставить диагноз различным
заболеваниям и в связи с ним целенаправленно назначать методы лечения. Они в
научно обоснованной практической медицине предназначаются именно для тех
болезней, которые устанавливаются в результате диагноза. В этом отношении
практическая медицина является более развитой областью методов воздействия на человека,
чем практическая психология, и, кроме того, такая медицина исторически возникла
раньше и совершенствовалась дольше, чем практическая психология. [11,
c. 197]

Современные практические
психологи, пользуясь теми или иными методами воздействия на личность, зачастую делают
это без предварительного точного определения психологической проблемы, без постановки
психологического диагноза тому, с чем столкнулся клиент, и нередко без
внутренней убежденности в том, что применяемый метод предназначен именно для
решения данной психологической проблемы. В этом плане современные практические
психологи время от времени уподобляются старой медицине, которая предлагала
одни и те же методы для лечения разных заболеваний, например, кровопускание,
лечение травами, пиявками, гипнозом, голодание и прочее.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы