Курсовая с практикой на тему Методика работы с текстом на уроках окружающего мира в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 6
1.1. Понятие и признаки учебного текста 6
1.2. Функции и виды учебного текста 10
2. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 13
2.1. Работа с научными и научно-популярными текстами (формирование осознанного чтения) 13
2.2. Обучение младших школьников приёмам переработки текста 17
2.3. Методические рекомендации по формированию у младших школьников умений работать с текстом на уроках интегративного курса «Окружающий мир» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 6
1.1. Понятие и признаки учебного текста 6
1.2. Функции и виды учебного текста 10
2. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 13
2.1. Работа с научными и научно-популярными текстами (формирование осознанного чтения) 13
2.2. Обучение младших школьников приёмам переработки текста 17
2.3. Методические рекомендации по формированию у младших школьников умений работать с текстом на уроках интегративного курса «Окружающий мир» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время особое место занимают проблемы формирования у учащихся связной речи как высшей формы речи, определяющей уровень речевого и умственного развития ребенка. В современной науке учебно-научный текст исследуется в различных аспектах: дидактическом [6; 9; 11], методическом [3], лингвистическом [5]; определен круг текстовых умений младших школьников [8], выстроен методический аппарат по обучению младших школьников восприятию и созданию текста [12]. Однако работе с собственно учебно-научным текстом в школе уделяется меньше внимания. Обращаясь к такому тексту, учащиеся нередко идут по пути запоминания его содержания, но не по пути работы с информацией, хотя именно информационная составляющая является сущностным признаком учебно-научного текста.
Очевидно противоречие: в методической науке выявлены объективные причины и возможности для изучения на уроках окружающего мира способов и приемов работы с текстом, однако в практике начального образования идея обучения средствам и способам работы с текстом на уроках окружающего мира не получила должной реализации.
Учитывая сказанное, можно сформулировать основную проблему исследования: какие методические условия могут обеспечить эффективную работу младших школьников с текстом в рамках интегрированного курса «Окружающий мир»?
Цель исследования: разработка приемов и способов работы с текстом младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: методика работы с текстом на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: обеспечить эффективное обучение школьников навыкам работы с текстом на уроках окружающего мира можно, если в качестве основного методического приема используется комплекс приемов анализа текста.
Задачи исследования:
проанализировать понятие и признаки учебного текста в психолого-педагогической и методической литературе;
выявить функции и виды учебного текста;
рассмотреть требования ФГОС НОО к навыкам работы с текстом младших школьников;
определить основные направления работы с научными и научно-популярными текстами на уроках окружающего мира;
охарактеризовать основные способы обучения младших школьников приёмам переработки текста;
разработать методические рекомендации по формированию у младших школьников умений работать с текстом на уроках интегративного курса «Окружающий мир».
Теоретико-методологические основы исследования. Проблемам теории текста посвящены публикации Л.Г. Бабенко, Н.С. Болотновой, И.Р. Гальперина, Н.Д. Зарубиной, В.М. Кожевникова, Г.В. Колшанского, В.В. Красных, Ю.В. Казарина, О.И. Москальской, В.В. Степановой и др.
Анализ трудов методистов (А.Д. Дейкиной, В.Е. Елисеевой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик и др.) позволил обнаружить единство взглядов по вопросу оценки значимости специального обучения младших школьников работы с текстом младших школьников.
В процессе обучения младших школьников приемам работы с текстом учитель помогает детям усваивать богатство родного языка, развивает личность ученика, воспитывает культурного человека, способного свободно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов исследования: анализ методической и педагогической литературы; педагогическое наблюдение, обобщение, индукция и дедукция.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе («Теоретические особенности работы с текстом в начальных классах») проанализированы сущность и виды учебного текста, показана его роль в рамках освоения основной программы начального общего образования, а также представлены результаты анализа научной методической литературы, посвященной вопросам обучения младших школьников умениям работы с текстом.
Во второй главе («Методы и приёмы работы с текстом на уроках интегративного курса «Окружающий мир»») описаны подходы к реализации основных способов и приемов работы с текстом (учебным, научно-познавательным) в рамках интегрированного курса «Окружающий мир». В этой главе представлены примеры использования различных приемов работы с текстом.
В заключении подводятся итоги исследования.
Список использованной литературы насчитывает 31 наименований.
Заключение:
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
В современных условиях любой человек, в том числе и младший школьник, вынужден постоянно развиваться и наращивать свои знания во всех областях, успешно применяя их на каждом этапе взаимодействия с миром и окружающей его действительностью.
Текст является необходимым компонентом любой сферы жизни, основной единицей любой информации. Основными источниками знаний об окружающем мире у младшего школьника являются тексты, изучаемые в учебниках по этому предмету.
Так как сама специфика предмета «Окружающий мир» подразумевает работу в основном с научно-познавательными текстами, которые главным образом содержат научные термины и понятия, усложняющиеся и увеличивающиеся год от года в объеме, происходит естественная тенденция в снижении усвоения учебного материала и интереса к самому процессу обучения.
Формирование умений, связанных с восприятием и пониманием научно-познавательных и учебных текстов: Умение правильно ставить вопрос от заголовка к самому тексту; умение, прочитав и осмыслив заголовок, выдвинуть гипотезу о возможном содержании текста, пока еще непрочитанного младшим школьником; умение выделить ключевые слова, термины, в изученном тексте; умение применять прием «инсерт» при чтении (т.е. умение подчеркнуть ключевые слова, выделить знакомые и новые определения, найти непонятные слова, неясные текстовые суждения и уточнить их значение); умение анализировать определения понятий (выделять признаки, термины и анализировать примеры); умение делить текст на смысловые части; умение найти ответы на вопросы учителя, автора произведения прочитанного текста, а также своих одноклассников; умение задавать вопросы к частям текста во время чтения и отвечать на них; умение проанализировать оформление текста в графическом виде; умение выделить теоретическую и иллюстративную информацию в тексте (рисунки, графики, диаграммы, карты и др.).
Формирование умений, связанных с пониманием и преобразованием текста: Умение дополнить текст, основываясь на собственном опыте, умение пересказать текст подробно и в сжатом виде, умение создать собственные тексты различных жанров: ответ-обобщение, ответ-группировка, ответ-анализ, ответ-толкование, сообщение.
Формирование умений работать с информацией: Умение выполнять задания по поиску дополнительной информации, а также самостоятельно формулировать такие задания; умение оценивать информацию в тексте с точки зрения ее значимости; умение выбирать способы необходимые для оценки информации (опираясь на ключевые слова, термины, оценочные суждения в тексте); умение излагать полученную информацию различными способами.
Таким образом, мы полагаем, что, если будет использован весь вышеперечисленный комплекс приемов умения работы с текстом, младший школьник эффективно сформирует текстовые навыки и приемы на уроках предмета «Окружающий мир». При этом повышение эффективности процесса обучения младшим школьником в рамках изучаемого предмета будет достигнуто за счет того, что обучающийся осмысленно будет понимать предметное содержание за счет овладения вышеперечисленными приемами.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Понятие и признаки учебного текста
В методике отсутствует единое, общепризнанное толкование текста. В связи с различными интерпретациями понятия «текст» рассмотрим наиболее распространенные его определения.
В широком смысле текст понимается как результат речемыслительной деятельности людей, возникающей в процессе познания и коммуникации [7], характеризуется как развернутое высказывание, законченное в плане выражения замысла и представленное структурно в виде отдельных блоков, связанных между собой на формально-логическом и семантическом уровнях [9]. Текст признается единицей речи и понимается как элемент системы коммуникации, как подсистема акта коммуникации, связанная с другими подсистемами, будучи единственной самостоятельной речевой целостностью [21].
Развернутое определение текста содержится в трудах известного отечественного лингвиста И.Р. Гальперина, который в определении текста прежде всего выделяет понятие целостности и грамматико-когезиальные связи [9]: «Один из существенных признаков текста – его завершенность. Этот признак выталкивает на поверхность текста заголовок, без которого, с моей точки зрения, нельзя построить модель текста» [9]. «Членение текста показывает, как части, на которые дробится текст, объединяются, сохраняя единство, цельность произведения, а также, как обеспечивается последовательность (континуум) излагаемых событий, фактов, действий… Когезия – это особые виды связи, обеспечивающие континуум, т.е. логическую последовательность, (темпоральную и/или пространственную) взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действий и пр.» [9].
В.А. Лукин среди важнейших признаков текста выделяет такие, как