Методика преподавания окружающего мира в начальной школе Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методика организации исследовательской деятельности в начальных классах по предмету «Окружающий мир»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы организации исследовательской деятельности в начальных классах по предмету «Окружающий мир» 5

1.1. Содержание и особенности понятия «исследовательская деятельность» в начальных классах 5

1.2. Особенности исследовательской деятельности на уроках «Окружающий мир» в начальной школе 12

Глава 2. Методологические основы организации исследовательской деятельности в начальных классах по предмету «Окружающий мир» 18

2.1. Условия организации исследовательской деятельности в начальных классах по предмету «Окружающий мир» 18

2.2. Методические рекомендации по применению исследовательской деятельности в начальных классах по предмету «Окружающий мир» 21

Заключение 30

Список использованных источников 32

Приложение 1. 34

  

Введение:

 

Модернизация содержания образования в России способствует необ-ходимости формирования у младших школьников познавательной актив-ности, способности к самостоятельному достижению результата обучения в практической жизни.

Знания школьников о природных и общественных особенностях сво-его края и мира в целом являются, по существу, универсальной ценностью. Для создания глубоких теоретических знаний, интенсивной практической подготовки в настоящее время особую значимость приобретает исследова-тельская деятельность на уроках предмета «Окружающий мир» и во вне-урочное время.

В настоящее время проблема исследовательской деятельности школьников является особенно актуальной для учащихся начальной шко-лы. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятель-ности. И исследовательская работа — один из важнейших путей в решении данной проблемы. Поскольку именно на этом этапе жизни ребенка учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познава-тельных особенностей развивающейся личности.

Школьный предмет «Окружающий мир» обладает колоссальными общеобразовательными ресурсами, интегрируя естественнонаучные и об-щественные знания. Здесь закладываются основы формирования экологи-ческой и общей культуры, умения, связанные с использованием источни-ков естественнонаучной информации. Наряду с другими дисциплинами здесь формируются идеалы и ценности патриотизма, демократического общества, мировоззрения и др. Как исследовательская область, предмет «Окружающий мир» способен не только объяснять сущность происходя-щего, но и расширять научную картину мира, предлагать оригинальные решения и конкретные пути в направлении устойчивого развития.

Объект исследования – предмет «Окружающий мир» в начальных классах.

Предмет исследования – процесс организации исследовательской деятельности в начальных классах по предмету «Окружающий мир»

Цель исследования – изучение методики организации исследова-тельской деятельности в начальных классах по предмету «Окружающий мир».

Задачи исследования:

1. Изучить содержание и особенности понятия «исследовательская деятельность» учащихся начальных классов;

2. Выявить особенности исследовательской деятельности в началь-ных классах по предмету «Окружающий мир»;

3. Обозначить условия организации исследовательской деятельности в начальных классах по предмету «Окружающий мир»;

4. Составить методические рекомендации по применению исследова-тельской деятельности в начальных классах по предмету «Окружающий мир».

Гипотеза: изучение методики организации исследовательской дея-тельности в начальных классах по предмету «Окружающий мир» будет способствовать лучшему усвоению учащимися материала программы предмета, а так же применению их в повседневной жизни.

Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.

Структура исследования: работа состоит введения, двух глав, за-ключения, списка использованных источников и приложения.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современная начальная школа имеет ряд проблем: низкая мотивация обучения, дети не умеют находить нужную информацию и ориентировать-ся в ней, не приспособлены к активной деятельности. Поэтому особое ме-сто отводится практическому содержанию образованию, конкретным спо-собам деятельности. Одной из разновидностей такого подхода является проектная и исследовательская деятельность, главной целью которых яв-ляется развитие творческих возможностей личности и формирование спо-собности учащихся к самообразованию.

В ходе исследования мы решали поставленные нами задачи: изучить содержание и особенности понятия «исследовательская деятельность» учащихся начальных классов; выявить особенности исследовательской де-ятельности в начальных классах по предмету «Окружающий мир»; обо-значить условия организации исследовательской деятельности; составить методические рекомендации по применению исследовательской деятельно-сти в начальных классах по предмету «Окружающий мир»

Исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе, способствует активации учащихся, способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расши-рить рамки изучаемого. Большинство программ по дисциплине «Окружа-ющий мир» имеют цель – оптимальное, общее развитие каждого школьни-ка. Это возможно тогда, когда дети не в готовом виде получают знания, а сами открывают эти знания.

Школьный предмет «Окружающий мир» обладает колоссальными общеобразовательными ресурсами, интегрируя естественнонаучные и об-щественные знания. Здесь закладываются основы формирования экологи-ческой и общей культуры, умения, связанные с использованием источни-ков естественнонаучной информации. Наряду с другими дисциплинами здесь формируются идеалы и ценности патриотизма, демократического общества, мировоззрения и др. Как исследовательская область, предмет «Окружающий мир» способен не только объяснять сущность происходя-щего, но и расширять научную картину мира, предлагать оригинальные решения и конкретные пути в направлении устойчивого развития.

Исследовательская деятельность дает возможность научить учащихся структурировать знания, собирать и перерабатывать информацию, делать выводы и умозаключения, работать в группе и коллективе, критически и творчески мыслить. А несложность проектов обеспечивает успех их вы-полнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Исследовательская деятельность на уроках предмета «Окружающий мир» представляет собой творческое начало в самостоятельном активном поиске решения проблем познавательной деятельности за объектами при-роды с использованием краеведческого материала, формированием уме-ний анализировать факты и явления природы и общества, выявление при-чинно-следственных связей. Она способствует развитию диалектического мышления, умственных сил, осознанности знаний младших школьников, развивает аналитическое и логическое мышление обучающихся. Ее ре-зультатом становится формирование исследовательских умений и навыков, что способствует реализации системно-деятельностного и личностно ори-ентированного подходов в обучении предмету «Окружающий мир».


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы организации исследовательской деятельности в начальных классах по предмету «Окружающий мир»

1.1. Содержание и особенности понятия «исследовательская дея-тельность» в начальных классах

Исследовательская деятельность – один из методов проблемного обучения. Исследовательский характер деятельности способствует воспи-танию у школьников инициативы, активного, добросовестного отноше-ния к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучение школьных предметов.

Исследовательская деятельность открывает возможности формиро-вания жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обуче-ния и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых. Эту работу следует начинать уже в начальной школе, когда формируются основы познавательной деятельно-сти учащихся [16, с. 557]

Исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре со-ответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправ-ленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознатель-ностью, результатом которой является формирование познавательных мо-тивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся зна-ний или способов деятельности.

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педа-гогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж.Руссо, И. Песталоцци и др.

В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И. Новиковым во второй половине XVIII в.

Великие деятели и педагоги России Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышев-ский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследова-тельской деятельности.

В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали ис-следовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, Б.Е. Райков.

В 50-70-х годах XX в. В России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов (М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер, С.Г.Шаповаленко и др.).

В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования одной из задач выделяется задача организации поиска новых способов действий и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Подготовка ре-бёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Зайкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творче-ство школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

А.И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую дея-тельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательско-го поведения».[15, с. 30]

В последние годы учебное проектирование стало частью учебно-воспитательного процесса большинства образовательных учреждений и является инновационным видом деятельности, навыками которого должен овладеть каждый ученик. Многие считают, что проектную деятельность могут осуществлять только обучающиеся среднего и старшего звена. При организации процесса с учетом особенностей детей младшего школьного возраста и при достаточном внимании к формированию коммуникативных умений, можно уже с 1 класса применять технологию учебного проектиро-вания, которая может сочетать в себе технологию деятельностного подхо-да и элементы учебного исследования.

Организация образовательного процесса с использованием исследо-вательских действий предполагает развитие собственной деятельности уче-ника, направленной на «открытие» им нового знания. Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ведущими в организации учебной дея-тельности [1].

Исследовательские действия служат для развития познавательных навыков учащихся, критического мышления, умения самостоятельно кон-струировать свои знания, ориентироваться в информационном простран-стве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных дей-ствий.

Проект на уровне учебно-исследовательской деятельности реализу-ется в том случае, если школьники все делают сами: планируют, выполня-ют, оценивают полученный результат (конечный продукт). В начальной школе выполнение этого требования возможно только к концу 4 класса.

Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. Решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования.

Одной из задач, стоящих перед учителем, является организация по-иска новых способов деятельности и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников.

Развитию исследовательской деятельности способствуют такие ситу-ации, в которых ученик защищает свое мнение, приводит аргументы, дока-зательства. В ходе выполнения заданий исследовательского характера от ученика требуется умение систематизировать и анализировать информа-цию, обобщать факты, явления, делать выводы. Все начинается с возник-новения проблемной ситуации, именно в ней моделируются условия иссле-довательской деятельности и развитие творческого мышления. Дети полу-чают знания не в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя.

В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельно-сти, имеющей исследовательскую направленность.

Для учащихся начальной школы это особенно актуально, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления.

Главный смысл исследовательской деятельности младших школьни-ков в том, что она является учебной. Это означает, что целью является развитие личности учащегося, приобретение навыка исследования, разви-тие способностей к исследовательскому типу мышления. Ученик начальной школы в процессе изучения проблемы повторяет ход научного исследо-вания, делает свое собственное открытие того, что он раньше не знал и это приводит к тому, что современный ученик приходит к самостоятельному открытию новых знаний [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы