Курсовая с практикой на тему Методика начального разучивания двигательного действия в легкой атлетике на примере тройного прыжка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения двигательным действиям в легкой атлетике 6
1.1 Анализ техники тройного прыжка 6
1.2 Методические основы обучения технике тройного прыжка 10
Глава 2. Разработка методики начального разучивания тройного прыжка в легкой атлетике 14
2.1 Анализ особенностей техники тройного прыжка самых сильных спортсменов мира 14
2.2 Методика разучивания тройного прыжка 23
Выводы 25
Список использованной литературы 27
Введение:
Актуальность темы. Вопросы повышения эффективности скоростно-силовой подготовки, которые предотвращают образование скоростного барьера является одним из важных в теории и методике спортивной тренировки. Данный факт объясняется тем, что именно предсказания и управления возникновения скоростного барьера является основой дальнейших успешных выступлений спортсменов — легкоатлетов в тройном прыжке. Все это требует постоянного совершенствование системы подготовки прыгунов тройным прыжком. Ведь тройной прыжок — один из самых сложных видов легкой атлетики, который требует гармонии силы, скорости и координации движений.
Особенностью этого вида легкой атлетики является высокая скорость и координация сложных движений, значительная нагрузка, которые испытывают спортсмены во время отталкивания. Именно поэтому, вопросы развития силовых, скоростно-силовых и скоростных способностей, и приближение их значений к наиболее рациональному варианту в тренировке является главной задачей подготовки в тройном прыжке с разбега, на всех этапах спортивного усовершенствования, чему посвящено большое количество работ [2, 6].
Однако, как часто бывает, чем более глубокое изучение вопроса, тем лучше мы видим недостатки в его разработке, и тем острее осознаем необходимость в радикальном просмотре, что еще не давно, казалось бы, незыблемым положением. Именно такая ситуация сложилась в настоящее время в теории и методике спортивной тренировки спортсменов, специализирующихся по прыжкам тройным.
Прогресс спортивных достижений в легкой атлетике преимущественно определяются уровнем скоростно-силовой подготовленности спортсменов, повышение которой требует большого объема специальной силовой работы. В связи с этим, необходимо сделать два замечания [2, 9]:
Тенденция к наращиванию объема тренировочной работы, как одного из условий роста спортивных результатов в циклических видах легкой атлетики. Механическое перенесение этой тенденции в скоростно-силовых видах спорта (прыжки, метания) неправомерно.
В скоростно-силовых видах решающее значение имеет не столько величина объемов нагрузки, сколько их интенсивность и умение их использования, имеется в виду, прежде всего, определение эффективного содержания тренировочной нагрузки рациональному распределению объемов и интенсивности нагрузки на разных этапах подготовки, подбор наиболее эффективных средств и методов тренировки и их место в годовом плане тренировки [1, 3].
Последняя несомненно, будет влиять на достижение высоких спортивных результатов в тройном прыжке. Каким именно будет это влияние в настоящее время, к сожалению, не выяснено. Таким образом возникает проблема, суть которой заключается в том, что «валовое» механическое наращивание объема силовой работы по принципу «чем больше, тем лучше» вступает в противоречии с механическим переносом этой тенденции в скоростно-силовые виды, которым является тройной прыжок. В результате чего и возникает «скоростной» барьер, который является препятствием для роста спортивных результатов в тройном прыжке.
Без решения проблемы применения объема и интенсивности, использования средств скоростно-силового характера, эффективное построение процесса круглогодичной тренировки прыгунов тройным вряд ли является возможным.
Актуальность темы заключается в том, что на ранних этапах подготовки прыгунов тройным подавляющее большинство тренеров, работающих с детьми в ДЮСШ, переносят методику подготовки со взрослыми спортсменами на подготовку совсем юных прыгунов. Это в дальнейшем приводит к форсированию подготовки, к серьезным хроническим травмам и прекращению в дальнейшем тренировок избранном виде спорта.
Объект исследования. Двигательные действия в легкой атлетике.
Предмет исследования. Методика обучения тройному прыжку.
Цель исследования: разработать методику начального разучивания двигательного действия в легкой атлетике на примере тройного прыжка.
Задачи исследования:
— изучить историю возникновения и эволюция развития тройного прыжка;
— провести анализ техники выполнения тройного прыжка и методических основ обучения технике тройного прыжка;
— проанализировать особенности техники тройного прыжка самых сильных спортсменов мира;
— разработать методику обучения тройному прыжку на начальном этапе спортивной специализации.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработка новой методики обучения техники тройного прыжка для начального этапа подготовки в легкой атлетике, позволит предотвратить форсирование скоростно-силовых нагрузок.
Методология исследования: для решения поставленных задач и цели были использованы такие методы как: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы и информации мировой сети Internet, данных Информационной базы легкой атлетике (All-Athletics), методы математической статистики, моделирование.
Заключение:
1. Тройной прыжок является сложным видом легкой атлетики. В соответствии с правилами выполняются три последовательных прыжка по прямой линии. Первый прыжок выполняют с толчковой ноги с приземлением на нее — «скок». Второй прыжок выполняют как прыжковый шаг с приземлением на маховую ногу — «шаг». Третий прыжок в длину маховой и приземлением на обе ноги — «скачок». При выполнении тройного прыжка с полного разбега скорость последних шагов достигает 10,5 м / с, а сила отталкивания приближается к 1000 кг. Поэтому этот вид представляет высокие требования как к технике исполнения, так и к воспитанию таких физических качеств как быстрота, сила, гибкость и координация движений.
Длина прыжка зависит от скорости полета (зависит от скорости разбега) и углов вылета после каждого отталкивания. Обычно в тройном прыжке самым длинным является «скок» — около 78% всего прыжка; длина «шага» составляет около 29,5% и «скачка» — 32,5% от общего результата.
2. По нашему мнению, традиционная методика ТТП не является рациональной для начального этапа спортивной подготовки в тройном прыжке, так как она форсирует интенсивность скоростно-силовой подготовки. Ввиду этого, считаем, что ее более рационально применять на тренировочном этапе, а для начального этапа необходимо разработать новую унифицированную методику, с учетом физиологических возможностей начинающих легкоатлетов.
3. Успешность выступления в тройном прыжке определяется дальностью трех последовательных прыжков. Их соотношение характеризует пространственный ритм тройного прыжка и является важным показателем мастерства спортсмена. У сильных прыгунов мира во время демонстрации результатов 17,73- 17,23 м длина скачка составляет 6,01 — 6,55 м (34-38%), шага 5,77-5,20 м (30-33%) и прыжка 5,62-6,02 м (33-34%).
Высокие скоростные показатели разбега отражают тенденцию развития тройного прыжка, что наметилась в мире, за счет роста скорости выполнения беговых и прыжковых действий. Скорость разбега ведущих прыгунов мира, которые достигают результатов более 17 м, превышает 10 м*с-1, а время взаимодействия с опорой у сильных прыгунов при выполнении первого отталкивания колеблется в диапазоне 0,11-0,13 с, второго — 0,15 — 0,17 с, третьего — 0,17-0,19 с.
По мере выполнения отталкиваний в тройном прыжке происходит существенная потеря горизонтальной скорости, набранной на последних метрах разбега при увеличении ее вертикальной составляющей. Даже у самых сильных прыгунов в тройном прыжке, отмечается снижение скорости в скачке, которое составляет 0,52-0,94 м*с-1, в шаге скоростные потери увеличиваются еще на 0,94-1,24 м*с-1 и в прыжке — на 1,09 — 1,75 м*с-1.
Увеличение угла вылета на 1° добавляет в прыжке 16 см, но требует увеличения усилий до 10% в каждом из трех отталкиваний. Углы вылета ОЦМ тела в тройном прыжке у сильнейших спортсменов колеблются в диапазоне: скачек -12-16°, шаг -11-16°, скачок -18-27°.
4. На основании полученных результатов анализа техники выполнения тройного прыжка самыми сильными спортсменами мира, была разработана собственная методика обучения технике тройного прыжка на начальном этапе спортивной подготовки в легкой атлетике. Данная методика построена с учетом особенностей биомеханики данного вида двигательной деятельности, поэтому, на практике, должна оказывать весомый положительный эффект для процесса обучения азам легкой атлетики, а также может применятся в юниорских и детских ДЮСШ.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы обучения двигательным действиям в легкой атлетике
1.1 Анализ техники тройного прыжка
Тройной прыжок — скоростно-силовое легкоатлетическая упражнение, которое состоит из трех последовательно выполненных по правилам соревнований прыжков с разбега с целью преодоления наибольшего расстояния. Первым выполняется «скок» (отталкивание толчковой и приземления на ту же ногу), затем следующий скачок в «шаге» с приземлением на маховую ногу и последний, третий «скачок» начинается отталкиванием маховой ноги и заканчивается приземлением на обе ноги [4].
Длина каждого из этих прыжков зависит от угла вылета ОЦМТ прыгуна и высоты траектории в полетных фазах. «Загребания» дорожки — деталь техники в системе «Загребного» движения, во время которого, после предыдущего замаха согнутой маховой ногой, вперед выносится уже полностью разогнутая нога примерно на 40 — 50 см от проекции ОЦМТ прыгуна и активным движением вниз-назад ставится на сопротивление. Прыгун таким образом, будто подтягивает к себе сопротивление, от чего быстрее проходит вперед через толчковую ногу.
При выполнении тройного прыжка с полного разбега скорость последних шагов достигает 10,5 м / с, а сила отталкивания приближается к 1000 кг. Поэтому этот вид легкой атлетики ставит требования как к технике исполнения, так и к развитию таких физических качеств как: быстрота, сила, гибкость и координация движений. Длина прыжка зависит от скорости полета (зависит от скорости разбега) и углов вылета после каждого отталкивания [14].
Тройной прыжок состоит из разбега, трех различных прыжков, выполняющихся друг за другом: первый («скок») — с толчковой на толчковую, второй («шаг») — с толчковой на маховую и третий («прыжок») — с маховой на обе ноги и приземления. Результат в тройном прыжке в основном зависит от горизонтальной скорости разбега и вертикальной скорости (угла вылета). Важен правильный ритм выполнения тройного прыжка, который выражается в следующем соотношении 37% — 29% -34%, В. Креером (36% -30% -34%). Данные процентные соотношения указывают на значимость каждого элемента техники прыжка на дальность полета прыгуна.