Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методические основы этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста на материале искусства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.. 5

1.1. Диагностика по выявлению исходного уровня
этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста на
констатирующем этапе практического исследования. 5

1.2. Содержание работы по этнокультурному воспитанию детей
старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства. 13

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 41

 

  

Введение:

 

Одним из эффективных
средств этнокультурного воспитания, что способствует всестороннему развитию
личности дошкольников, является деятельность по привлечению их к занятиям декоративно-прикладным
искусством, основанном на изучении, освоении и трансляции народной культуры как
общественно-исторического явления, в котором отразилось мировоззрение,
морально-этические и эстетические ценности народа. Воспроизведение культуры,
духовности начинается с углубленного изучения ее древних традиционных и лучших
современных достижений. Основные принципы образования и воспитания заложены в
трудах ИА. Быковской, С. Русовой, Т. Сущенко, С. Шацкого. Теоретические аспекты
этнокультурного воспитания рассматривались в научных доработках А. Мурзина, М.
Степико, Э. Смита, В. Сорока-Росинского, Я. Чепиги. Этнокультурное воспитание
учащихся в трудах этих и других ученых определяется как этносоциальный процесс
формирования личности, что обеспечивает этнизацию детей, как неотъемлемую
составляющую формирования их личности. Процесс этнокультурного воспитания
обеспечивается усвоением этнокультурной информации, творческим участием в
развитии родной культуры. Учитывая это, возникает необходимость в разработке нового
содержания учебных планов и программ, для того что бы реализовывать основные
направления этнокультурного воспитания учащихся. Работа посвящена исследованию
организационно-педагогических условий этнокультурного воспитания дошкольников в
условиях дошкольного учебного заведения, определение способов реализации
этнокультурной деятельности дошкольного учебного заведения в контексте
различных направлений воспитательной деятельности, направленных на развитие
народных промыслов и ремесел, выяснение возможности влияния
декоративно-прикладного искусства на этнокультурное воспитание дошкольников. Актуальность
и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы
исследования: «Методические основы этнокультурного воспитания детей старшего
дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства».

Цель исследования:
теоретически обосновать, разработать и апробировать цикл занятий по
изобразительной деятельности с использованием декоративно-прикладного искусства,
направленный на этнокультурное воспитание старших дошкольников.

Объект исследования:
процесс этнокультурного воспитания дошкольников.

Предмет исследования:
комплекс занятий по изобразительной деятельности с использованием
декоративно-прикладного искусства старших дошкольников направленный на этнокультурное
воспитание старших дошкольников.

Задачи исследования:

1. Изучить
психолого-педагогическую и методическую литературы по теме исследования.

2. Подобрать
диагностические методики по выявленным критериям.

3. Провести
опытно-поисковую работу по выявлению уровней этнокультурного воспитания у
старших дошкольников на констатирующем этапе.

4. Разработать и провести
комплекс занятий для старших дошкольников по этнокультурному воспитанию детей
старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства.

Теоретико-методологическую
основу исследования составляют работы М.М. Бахтина, В.С. Библера, А.С.
Арсеньева, Р.Л. Лившица, Д.С. Лихачева и др.

Методы исследования. В
качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический,
индуктивный и дедуктивный методы.

В качестве эмпирических
методов исследования выступили метод наблюдения, беседы, анализа продуктов
изобразительной деятельности.

База исследования.
Исследование проводилось на базе ___________________, в котором приняли участие
20 воспитанников подготовительной группы в возрасте от 5 до 6 лет.

Структура курсовой
работы. Курсовая работа состоит из введения, одной главы, двух параграфов,
заключения, списка литературы ? источников.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

1.1.
Диагностика по выявлению исходного уровня этнокультурного воспитания детей
старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе практического
исследования

 

Анализ психолого-педагогической
литературы свидетельствует о том, что на сегодняшний день отсутствуют
полномасштабные экспериментальные исследования, направленные на изучение
этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста. Поэтому, опираясь на
труды зарубежных и отечественных психологов (Г. Браслав, А. Кононко, М. Пиренн и
др.), посвященные раскрытию психологических особенностей дошкольников, особенно
ментальных, закономерностей развития мотивационно-ценностной, когнитивной их
сферы; работы педагогов (А. Вишневский, И. Газина и другие), в которых
определено содержание национального воспитания детей мы сделали попытку
толкования явления этнокультурной компетентности старших дошкольников. По
нашему мнению, этнокультурная компетентность дошкольников — это интегративное
образование личности ребенка, включая мотивационно-ценностный, когнитивный,
деятельностный и оценочный компоненты.

Мотивационно-ценностный компонент
включается в мотивационную сферу личности, характеризующуюся совокупностью
социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, которые образуют основу
мотивов, то есть все то, что включает в себя понятие направленности личности
(Л. Карпова и другие) [5].

Мотивационная сфера личности
старшего дошкольника предполагает устойчивую этнокультурную направленность его
интересов и потребностей, которая выражается в осознании общественной
значимости собственной деятельности, положительном отношении к детям —
представителям другой национальности и их культурному достоянию.

Когнитивный компонент этнокультурной
компетентности — это совокупность знаний дошкольников об этнической культуре
своего этноса и этнокультурных традициях детей — друзей, соседей —
представителей национальных сообществ. Это знание о народной символике,
праздниках, быте, обычаях, обрядах, песенном, музыкальном, хореографическом
искусстве, традиционных блюдах, устном народном творчестве и тому подобное.

Деятельностный компонент
этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста охватывает
умение мирно, доброжелательно общаться и взаимодействовать с детьми —
представителями иноэтнического населения.

Наконец, оценочный компонент
этнокультурной компетентности предполагает наличие у детей оценочных суждений
относительно их собственного поведения (положительного или отрицательного) в
отношении представителей других национальностей.

Актуальность исследуемой проблемы
побуждает к более детальному изучению процесса формирования этнокультурной
компетентности детей в условиях дошкольных учебных заведений.

Исследовательская работа проводилась
в несколько этапов. На первом этапе мы изучали состояние этнокультурной работы
в дошкольном учреждении. Для этого были проанкетированы воспитатели, методисты
и родители детей; проанализирована литература по вопросам культуры национальных
меньшинств; проведены беседы с детьми.

Анкетирование воспитателей дошкольного
учреждения показало, что они считают важным и необходимым проведение
этнокультурной работы с детьми. Однако, осознавая необходимость осуществления
такой работы, только 2% практических работников постоянно планируют задачи по
ознакомлению с традициями этнических групп на воспитательных мероприятиях, 1%
воспитателей выполняет эти задачи эпизодически, а остальные педагогов вообще
такие задачи не планируют и не выполняют, мотивируя это отсутствием литературы.

Как видим, задача по ознакомлению
старших дошкольников с народными традициями, культурой и бытом национальных
меньшинств в практике работы дошкольных учреждений выполняется в ограниченном
объеме и эпизодически, что позволяет сделать выводы о необходимости оптимизации
этого процесса в детских садах.

Поскольку этнокультурные знания у
представителей этнических групп формируются прежде всего в семье, проводилось
анкетирование родителей дошкольников. Следует заметить, что опрашивались не
только представители разных этнических групп.

Организуя анкетирование родителей,
ставили целью проанализировать их мнения относительно этнокультурной работы в
дошкольном учреждении. Большинство респондентов (73,4%) не отрицали проведение
этой работы, обосновывая свои мысли необходимостью этнокультурного роста
подрастающего поколения и воспитания гуманных, всесторонне развитых эрудированных
граждан общества. 9% опрошенных были против "засорения голов детей
ненужной информацией", остальные родителей (17,6%) выразили безразличие к
проведению такой работы с их детьми.

Организуя беседы с дошкольниками,
предварительно анализировали этнический состав групп детей шестого года жизни. Средний
срез показал, что в группе подавляющее большинство — русские, но, как правило,
25-30% — представители других национальностей (казахи, украинцы, татары, евреи и
т.д.). Поэтому перечень вопросов для беседы с представителями различных этносов
отличался в зависимости от своеобразия этнокультурных традиций каждой
национальности.

Общаясь с детьми шести лет, мы
пытались определить объем их знаний о культуре, традиции, быте национальностей
проживающих в регионе. Приведем образец вопросов, которые ставились детям-казахам:

1) Какая твоя национальность?

2) Ты разговариваешь дома на
казахском языке?

3) Знаешь ли ты казахские народные
сказки? Можешь рассказать хоть одну сказку?

4) Кто тебе рассказывал эти сказки (бабушка,
мама, воспитатель)?

5) Что еще тебе рассказывала
бабушка? Какие стихи читала (потешки)?

6) В какие игры ты играешь со своими
друзьями?

7) Ты слышал от своей бабушки о казахских
праздниках? Что ты можешь о них рассказать?

8) Знаешь ли ты, какую одежду раньше
носили казахи (мужчины, женщины, дети)? А какие блюда готовили? Какое твое
любимое блюдо?

Анализируя ответы детей казахов,
пришли к выводу, что подавляющее большинство (71,5%) не знакомы с
этнокультурными традициями, бытом своего этноса (особенно городские жители). Больше
всего дети знакомы с некоторыми народными обрядами, связанным и с народным
календарем. 60,8% детей называла праздники, которые отмечает их семья, 8,6%
дошкольников рассказывали об их праздновании, 13,3% детей называли блюда,
которые готовят к этим праздникам, а 1,1% респондентов знают тексты праздничных
песен. 1,5% опрошенных рассказали легенды.

Однако дети почти не знакомы с
народными играми этносов, поэтому в основном называли (70%) и описывали (10,6%)
русские народные игры. Лишь 5,7% опрошенных знакомы с казахскими народными
играми (
Жапактар жане карлыгаш, или Ястребы и Ласточки, Ак суек
(Белая кость)
и другие). Из ответов детей узнали, что в основном информацию о народных
праздниках и обрядах получают от своих бабушек и дедушек.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы