Экономическая теория Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Механизм и проблемы макроэкономического регулирования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1 Механизм макроэкономического регулирования и его составные элементы 5

1.1 Особенности макроэкономического регулирования 5

1.2 Составные элементы макроэкономического регулирования 11

2 Проблемы и перспективы развития механизмов макроэкономического регулирования российской экономики 16

2.1 Основные проблемы макроэкономического регулирования 16

2.2 Перспективы развития механизмов макроэкономического регулирования российской экономики 19

Заключение 29

Список использованных источников 32

  

Введение:

 

Данная работа посвящена изучению механизма и проблем макроэкономического регулирования.

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что радикальные сдвиги в экономической жизни России — переход к новой инновационной модели экономического развития — предполагает уход в прошлое ключевых элементов прежней экономики и рождение новой. Закономерно возникает вопрос: а к какой конкретно системе экономики осуществляется переход?

В этих условиях определение механизмов регулирования экономической жизни общества является ключевым для экономической политики России, так как они привели бы к тому, что экономический процесс по возможности протекал бы без помех при максимально возможной эффективности. Однако современная экономическая жизнь в России демонстрирует отсутствие продуманной системы воздействия на развитие экономических процессов, системы, которая в совокупности включает как государственное регулирование, регулирование со стороны нерыночных институтов гражданского общества, так и механизмы рыночного саморегулирования. Поэтому трудно понять логику общественных изменений, изучить, как реально складываются современные механизмы и структуры регулирования экономических и социальных процессов. В то же время практика хозяйственного реформирования настойчиво требует (о чем свидетельствует мировой опыт) установления и осуществления общих правил деятельности субъектов общественных отношений и корректировки их в зависимости от конкретных обязательств.

Цель работы – рассмотреть особенности функционирования механизма макроэкономического регулирования, выявить проблемы и перспективы развития в российской экономике.

Задачи исследования:

1) рассмотреть особенности макроэкономического регулирования;

2) изучить составные элементы макроэкономического регулирования;

3) выявить основные проблемы макроэкономического регулирования;

4) обосновать перспективы развития механизмов макроэкономического регулирования российской экономики.

Объект исследования – макроэкономическое регулирование.

Предмет исследования – организационно-управленческие и социально-методические основы макроэкономического регулирования.

В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.

По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена рассмотрению механизма макроэкономического регулирования и его составных элементов. Во второй главе работы нами рассматриваются проблемы и перспективы развития механизмов макроэкономического регулирования российской экономики.

Источниковую базу исследования составили материалы научной периодики, а также материалы научно-практических конференций, посвященные вопросам макроэкономического регулирования, опубликованные за последние 5 лет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

1) Под механизмом обеспечения сбалансированности развития макроэкономической системы предлагается понимать совокупность политических, институциональных, правовых, экономических, организационных и экологических регуляторов, позволяющих за счет применения различных методов и инструментов целенаправленно воздействовать на развитие системы и ее элементов в контексте реализации стратегии развития. Наряду с регуляторами, являющимися базовыми элементами механизма, в качестве вспомогательных элементов целесообразно рассматривать подсистемы нормативно-правового, финансового, инфраструктурного, информационного и других видов обеспечения. В качестве основных целей регулирования процессов развития макроэкономической системы предлагается выделять: обеспечение устойчивости и сбалансированности развития, поддержание оптимальной структуры, формирование условий, необходимых для реализации целей развития и сглаживания внутрисистемных противоречий, на уровне микроэкономических систем — адаптацию системы к изменениям условий развития, поддержание оптимальных структурных пропорций, поддержание оптимальных ресурсных пропорций и обеспечение баланса интересов субъектов системы.

2) Механизм макроэкономического регулирования обеспечивает решение целого комплекса задач обеспечения эффективного и поступательного развития социально-экономической системы. Основными составными элементами макроэкономического регулирования являются антициклическая, стабилизационная и антиинфляционная политики государства. Конкретные мероприятия, проводимые при осуществлении механизма макроэкономического регулирования, зависят от целей, показателей макроэкономического развития, а также особенностей внешней и внутренней ситуации в определенный период времени.

3) Основными вопросами, которые решаются в рамках механизма макроэкономического регулирования, являются: что производить, как производить, для кого производить. А главными целями макроэкономического регулирования выступают: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность нетрудоспособных, торговый баланс в международных отношениях. Аксиомой является то, что экономические потребности общества безграничны, в то время как экономические ресурсы, которыми общество располагает в каждый конкретный момент, ограничены. В результате взаимодействие между расширением потребностей, реальным потреблением и процессом развития производства отражает существующее между ними противоречие, из которого вытекают проблемы макроэкономического регулирования.

4) От надежности выбранных механизмов зависит устойчивое экономическое развитие России и конкурентоспособность основных видов отечественной продукции высокотехнологичной промышленности. Перевод национальной экономики от экспортно-сырьевой модели на инновационный путь развития, модернизация основных фондов ключевых отраслей промышленности, независимость России от импорта наукоемких изделий — являются важнейшими задачами, которые требуют постоянного внимания, прежде всего по совершенствованию управления и государственного регулирования экономики. Поэтому, одним из основных механизмов макроэкономического регулирования является формирование приоритетных инвестиционных проектов по ключевым отраслям промышленности, прежде всего по созданию перспективных образцов высокотехнологичной продукции, имеющих постоянный спрос на внутреннем рынке.

Другим механизмом является анализ и корректировка контрактов на закупку у иностранных «партнеров» наукоемких изделий, машин и оборудования. Необходимо также создать механизм реальной поддержки государством приоритетных инвестиционных проектов обновления технологий и фондов для производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции и разработать нормативную правовую базу.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Механизм макроэкономического регулирования и его составные элементы

1.1 Особенности макроэкономического регулирования

Обеспечение сбалансированности развития социально-экономических систем относится к компетенции регулирования как одной из основных функций управления.

Основная цель регулирования заключается в удержании системы в пределах оптимальной траектории развития (оптимальной считается траектория, обеспечивающая достижение поставленных целей с минимальными затратами) и обеспечении ее сбалансированности (оптимальной структуры и баланса интересов субъектов, формирующих систему).

В общем смысле государственное регулирование принято рассматривать как систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, реализуемых государством с целью целенаправленного воздействия на развитие макроэкономической системы и ее отдельных элементов и системы межсубъектных отношений [2, c. 6].

В современной экономической литературе существует множество подходов к раскрытию сущности и функционала механизмов регулирования экономических систем. В рамках этих подходов акцент делается на регулировании рыночной экономики через оптимальное сочетание использования механизмов саморегулирования рынка, механизмов общественных институтов и гражданского общества, механизмов государственного регулирования и механизмов самоорганизации и саморазвития экономических систем различного уровня [5], на комбинировании механизмов прямого и косвенного государственного регулирования [9], на системе методов и рычагов воздействия государства на экономические системы различного уровня и экономические процессы [11], на отождествлении механизма государственного регулирования с фискальной (бюджетно-налоговой) и монетарной (денежно-кредитной) политиками [12], на обеспечении согласования взаимодействия механизмов, реализующих конкретные регулирующие функции [16], на рассмотрении механизма государственного регулирования как совокупности множественных состояний и разнообразных процессов, определяемых органами государственного управления в рамках целевой ориентации [19], на доминирующей роли механизма политико-государственного регулирования и рассмотрении в качестве его подсистем политико-организационных, политико-правовых, политико-институциональных и государственно-корпоративных механизмов [6], на формах участия государства в экономических процессах, протекающих в системе общественного производства [16], на способах и инструментах обеспечения соответствия уровня развития производственных отношений уровню развития производительных сил [15] и др.

Поскольку регулирование является одной из основных функций управления, то механизм регулирования должен рассматриваться в качестве функционального элемента механизма управления. Под механизмом обеспечения сбалансированности развития макроэкономической системы предлагается понимать совокупность политических, институциональных, правовых, экономических, организационных и экологических регуляторов, позволяющих за счет применения различных методов и инструментов целенаправленно воздействовать на развитие макроэкономической системы и ее элементов в контексте реализации стратегии развития общества.

С помощью политических регуляторов государство демонстрирует свое отношение к различным аспектам процессов общественного развития и позицию государства по управлению этими процессами с целью достижения экономических и социальных целей развития. В качестве предметных областей политического регулирования выступают различные сферы и аспекты экономической деятельности.

Институциональные регуляторы обеспечивают формирование институциональной среды, определяющей совокупность условий регулирования структурных пропорций системы и поддержания баланса интересов субъектов внутрисистемных отношений. Они создают условия самоорганизации систем различного уровня и возможностей их саморазвития.

Правовые регуляторы обеспечивают целенаправленное воздействие государства на систему общественных отношений через использование совокупности правовых (юридических) средств и методов, позволяющих обеспечить снижение остроты существующих противоречий и достижение баланса интересов взаимодействующих субъектов. Предметом правового регулирования является система устойчивых однородных межсубъектных отношений в рамках установленных государством границ его вмешательства в экономическую жизнь.

Экономические регуляторы представляют собой совокупность экономических рычагов, позволяющих опосредованно воздействовать на субъекты экономических процессов через влияние на их экономические интересы и согласование частных интересов с интересами общества и государства. Экономические регуляторы относятся к базовым инструментам регулирования развития элементов макроэкономической системы и управления структурными изменениями системы.

Организационные (административные) регуляторы предполагают непосредственное прямое воздействие государства на экономические процессы, включая меры принуждения, запрета, разрешения и т. п. Научно обоснованное применение организационных регуляторов позволяет нивелировать «провалы» рынка и формировать нужный государству стиль поведения всех экономических агентов [22, c. 303].

Экологические регуляторы представляют собой совокупность инструментов, позволяющих повышать экономическую и экологическую эффективность природопользования, повышать качество среды обитания и всей экосистемы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы