Курсовая с практикой Гуманитарные науки Основы теории коммуникации

Курсовая с практикой на тему Массовая культура и коммуникативные действия журналиста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Журналистика социальных сетей и блогов: требования к современному журналисту 5
1.2. Основные технологии блогинга как вида гражданской журналистики 15
ГЛАВА 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЖУРНАЛИСТА В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ 28
2.1. Приемы коммуникативных действий российских журналистов 28
2.2. Специфика журналистской деятельности блогеров и их технологии 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

  

Введение:

 

Актуальность исследования заключается в изучении блогов журналистов в контексте многовариантной повестки дня, где мнение автора играет первостепенную роль и чаще всего отличается от общей информации по теме, которая публикуется в СМИ.
Сегодня социальные сети являются популярной площадкой для деятелей разных профессий. Это касается и журналистики. Многие профессиональные журналисты используют онлайн-площадки социальных сетей для выражения собственного альтернативного мнения. Facebook выступает основной площадкой среди профессионального сообщества. Зачастую материалы, выложенные журналистами в блоге, позволяют углубиться в тему материала, а также узнать персональное мнение автора статьи. Материалы одной той же тематики могут отличаться степенью оценочности, свободой выражения мнения и особенностью подачи контента. Социальные сети на сегодняшний день одно из мест, где нет жёсткой цензуры. У каждого человека с выходом в интернет есть возможность узнать, что думает автор на заданную тему без учёта рамок издания, в котором он работает. Российский сегмент социальной сети facebook в данном случае выступает площадкой для выражения мнений. Таким образом, личные блоги в facebook, превращаясь в авторские колонки, в какой-то мере решают проблему свободы журналистики в России.
Объектом исследования является контент блогов журналистов в facebook как альтернативная повестка дня. Зачастую журналист может позволить себе написать о личных наблюдениях в рамках рассматриваемой темы, высказаться по поводу актуальных проблем или раскрыть инфоповод через призму своего восприятия.
Предметом работы является массовая кукльтура и коммуникативные действия журналиста..
Целью данной работы является анализ массовой культуры и коммуникативных действий журналиста на примере деятельности блогера.
Задачи работы:
исследовать процесс обновления журналистики России;
выявить особенности социальной сети facebook как площадки для выражения мнений журналистов;
провести сравнительный анализ блогов профессиональных журналистов в социальной сети facebook и их материалов, опубликованных в официальных СМИ;
Теоретическую базу исследования составили работы в области массовых коммуникаций, журналистики, средств массовой информации таких авторов как И.Д. Фомичева, С.М. Виноградова, Г.С. Мельник, Е.Л. Вартанова, А.А. Калмыкова, Л.А. Коханова и др.
Говоря о степени научной разработанности темы, стоит сказать, что все работы, посвященные интернет-журналистике, коммуникациям и современным технологиям, только косвенно связаны с исследованием. Полностью проблема свободы журналистики в интернете и предмет социальных сетей как способ выражения, не раскрыта. Но теоретические работы по истории интернет-журналистики, массовых коммуникаций, могут помочь в анализе предмета исследования данной работы.
Научная новизна исследования обусловлена отсутствием обращений к указанной проблеме в современных научных исследованиях.
Эмпирическую базу составили личные блоги журналистов интернет-издания «Медуза» Ильи Красильщика, Галины Тимченко и Ивана Колпакова.
Основными методами исследования были: контент-анализ, сравнение, систематизация, обобщение теоретических данных.
Практическое значение работы состоит в том, что ее материалы и результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, посвященных заявленной проблематике.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Резюмируя, мы можем сказать, что сферы влияния СМИ весьма обширны. И оказывается это влияние тоже неоднозначно. С одной стороны, со знаком «плюс», а с другой – «минус». Что касается отрицательной стороны телевидения. Человек может стать пассивным. Это ведь иная реальность, не хуже чем в играх интернетных, только сам ты ничего сделать не можешь, разве что проголосовать. Пассивность способна проявляться не только на физическом плане, но и на интеллектуальном. В этом случае, любая информация, полученная посредством СМИ, может восприниматься напрямую, безрефлексивно. Человеку незачем оценивать информацию или анализировать. К тому же СМИ ведут к снижению эмоциональной и психологической восприимчивости, хотя, с другой стороны, они, наоборот, способствуют появлению сильнейших эмоций, ведущих к расстройству здоровья.
Однако это не повод совсем отказаться от журналистики. Тем более что она всегда выступает двояко: вызывая нарушение нравственной целостности и гармонии человека, она может способствовать также и его развитию в духовно-нравственном аспекте. Всё зависит от выбора самой личности.
Современные российские СМИ – явление многоплановое и неоднозначное. С одной стороны, они приближаются к американской модели, а с другой стороны, у них есть установка на безусловную актуализацию его социального функционирования. Развитие современной России показывает, что сегодня журналистика обладает всеми техническими и идеологическими возможностями, для того, чтобы служить различным, в том числе и политическим целям. К ним можно отнести как просветительство и развитие в людях чувства собственного достоинства, так и стремление к свободе и социальной справедливости. Всё это позволяет более активно духовно обогащать социум.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Журналистика социальных сетей и блогов: требования к современному журналисту
Медиа (от латинского media, medium – «средство», «посредник») – это термин XX века, введенный канадским социологом М. Маклюэном для обозначения феномена «массовой культуры» (mass media).
Под «медиумом» понимается средство, которое позволяет передавать и хранить информацию. Медиамножество, они разнообразны. Это печатные медиа – газеты и журналы, электронные – радио, телевидение, видео, и т. п., компьютеры, интернет. Что касается понятия «медиакультура», то это особый тип культуры информационного общества, это часть общей культуры: мира книг, газет и журналов, кинематографа, радио- и телевещания, интернет-ресурсов… Всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение людей. Идет формирование «планетарного», «глобального» мышления. Активной участницей этого процесса является медиакультура [1].
В последнюю треть двадцатого века с её культурой восприятия и распространением информации появился такой феномен, как медиакультура. [14]
«Важная сторона медиакультуры – ее плюрализм, многообразие и взаимодействие разных культур на этническом, национальном и цивилизационном уровнях».
Медиакультура выступает как показатель развития личности, которая может производить анализ, оценку, может воспринимать и усваивать новые знания в области медиа. Медиакультура в современном мире представляет совокупность печатных и экранных культур, визуальных и аудиовизуальных; в последнее время распространились понятия «электронной культуры» и «киберкультуры». Последний термин ввел один из американцев – Дэвид Бэлл [2].
Медиакультура, как совокупность информационно-коммуникационных средств, выработанных человечеством в процессе своего исторического развития, явление полифункциональное. Это означает, что она имеет уникальное место в социальной системе мира. Классификация функций культуры, которая дается в работах многих философов, социологов и культурологов занимает положение между числом 6 и 14. Выделим самые важные функции, которые присущи именно медиакультуре, делая ее феноменом эпохи информации и фактором новой информационной цивилизации.
Безусловно, первое место занимает информативная функция, ведь медиакультура является особым видом информационного процесса, неизвестного природе. Благодаря ей появляется возможность накопления и преумножения информации. Это, по мнению Ю. М. Лотмана, «подразумевает сохранение предшествующего опыта», то есть сохранение генетики общества, ибо «культура есть память». [11]
В последние два десятилетия, благодаря, прежде всего, компьютерным технологиям и интернету, которые включают память и программы, связанные с переработкой информации, роль информационной функции медиакультуры сильно возросла. Именно поэтому медиакультура в современном обществе является гарантом обеспечения общества информацией [19].
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что медиакультура — это социальная информация, сохраняющаяся и накапливающаяся в обществе с помощью создаваемых людьми новых медиа, новых «знаковых» средств.
Коммуникативная функция имеет тесную связь с предыдущей, поэтому их иногда объединяют. Ее сутью является процесс общения между властью и народом, человеком и обществом, различными странами, национальностями и т. д. Данная функция дает возможность медиакультуре являться очень мощным катализатором диалога и полилога культур. Благодаря этому совершается обмен культурной информацией в историко-философском и историко-литературном контексте, и тем самым интенсифицируется социальный прогресс [18].
Одним из самых важных аспектов развития культурной деятельности человека является развитие формы и способа коммуникации. С ее помощью люди смогли приобрести невообразимые возможности передачи и обмена различными видами информации – от первобытного сигнального барабана до современного спутникового телевидения и компьютера [20].
Письменная и печатная культура дала огромную возможность общения между людьми сквозь время и пространство, несмотря на века и расстояния.
«СМК», более известные, как средства массовой коммуникации, являются в наше время одним из синонимов медиакультуры. К ним можно отнести различную и многообразную систему печатных, визуальных и аудиовизуальных средств. Как было сказано ранее, компьютерные сети и интернет стали мощнейшим на данный момент фактором прогресса СМК, который охватывает весь мир и делает доступным моментальный контакт с абсолютно любым источником информации.
Несмотря на все сказанное, нельзя не учесть, что большинство контактов производится через медиа, в связи с чем возможно возникновение такого социокультурного и психологического явления как «дефицит общения». Это является парадоксом в современной ситуации в обществе [21].
Множество современных исследователей обозначает медиакультуру особым типом культуры информационной эпохи, которая представляет собой совокупность информационно-коммуникативных средств. Согласно концепции медийности профессора Б. Сапунова, медиакультура была явлением всей истории развития человечества, ведь передача информации и знаний между поколениями происходила с помощью общения, что является таким же средством коммуникации. Если взглянуть сквозь призму медийности на типологию культуры в истории, то согласно профессору Б. Сапунову, самый первый по времени тип медиакультуры, основанный лишь на общении, сложился еще в дописьменную эпоху. В таких условиях информация могла сохраниться лишь в памяти и символике. Со временем произошла революция средств коммуникации – появилось на свет рукописное слово, а затем был создан и первый печатный станок. В результате путем революций коммуникации, информационно-коммуникативные средства стали использоваться огромными массами людей. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в современном мире, культура – это медиакультура на новом этапе своего развития. [23]
Многие зарубежные исследователи двадцатого века уже занимались исследованиями медиакультуры, а в России данный термин возник сравнительно недавно. Он был центром внимания таких исследователей, как Е. Вартанова, А. Грабельников, А. Шариков, Г. Юшкявичюс и другие. На данное время исследованием роли медиакультуры в развитии современного общества занимаются Л. Ахмедова, Н. Клушина, С. Коу, В.Морозова, И. Челышева и др.
«Информационная эпоха» является именно тем названием, которое раскрывает современное отношение к многообразию существующей информации и ее доступности для современных исследователей двадцать первого века. Электронно-компьютерные технологии и сеть интернет привели к «информационному взрыву», который основывается на хаотичности, избыточности и всеядности. Но те люди, которые смогли развить способность ориентации в быстром и изменяющемся мире, смогли быстро освоить абсолютно новые знания и новые доступные области, учитывая тенденции современного образования, смогли извлечь большую пользу из хаотичности и всеядности сети интернет. Как когда-то появление печати привело к развитию новых профессиональных деятельностей и появлению новых средств коммуникации, так и появление социальных сетей и рост возможностей сети Интернет привело к возникновению новых профессиональных сфер деятельности – СЕО-оптимизации, контент-маркетинг и CMM. [26]
Посмотрим, как исследователи определяют влияние медиа на развитие социума [22].
Американский исследователь Э. Тоффлер представляет историю как волновое движение, которое является непрерывным. Наша эпоха стоит на стыке двух волн – «индустриальной» и «информационной», ведь новые идеалы еще не возникли, а старые уже почти разрушены, при этом переход к «информационному обществу» произошел очень резко и общество все еще его переживает. К индустриальной эпохе Тоффлер относится критично, говоря, что из-за технического прогресса произошло расслоение общественных институтов. Ее проблемами является узкая специализация, интеграция населения в крупных промышленных центрах, унификация и жажда наживиться на всем, на чем только можно. По его мнению, к доиндустриальной цивилизации с новой технологической базой нас должна вернуть «третья волна». Тогда большое значение приобретут именно медиа, на которое Тоффлер возлагает функцию укрепления и воссоединения общество, как что-то всеобъемлющее, способное связать все в единое целое [24].
Еще один американский ученый Герберт Шиллер в своей работе «Манипуляторы сознанием» высказал, что медиа, а в частности СМИ, являются манипуляторами общества. «СМИ формирует и определяет наши представления, установки, а в конечном счете и наше поведение. Намеренно фабрикуя сообщения, искажающие реальную социальную действительность, они превращаются в манипуляторов сознанием». В его глазах, множество несвязной друг с другом информации «выстреливают» в сознание человека, делая из него решето, из-за чего радио, телевидение и газеты подвергаются резкой критике. Он говорит, что реклама на телевидении, с одной стороны, навязывает зрителю товары и услуги, которые ему необходимы, но с другой стороны, она ломает цельный контекст на куски и снижает способность аудитории оценить характер события и проблемы, которая и так достаточно мала. А также использование социальной системой техники быстрой передачи информации, превращает саму информацию в пыль и оставляет ее без всякого смысла. Все это сокращает умственную деятельность человека, а тем самым оказывает отупляющее воздействие на человека, которое действует огромное количество времени, которое общество тратит на просмотр различных телепередач. В итоге он пришел к выводу, что умиротворяя сознание человечества, медиа усыпляет социальную и экономическую бдительность у населения, что и является ее основной функцией.[25]
Американский социолог Дуглас Рошкофф стал оппонентом Шиллера в рассмотрении СМИ как «манипулятор сознания». Он считает, что то, что человек «включен» в медиатекст, которые без конца льется с экранов телевизора, не доказывает «отключенность» человека от всего остального, так как «люди, вскормленные медиа понимают их символический язык лучше, чем его создатели и видят насквозь все тщательно замаскированные попытки контроля над своим разумом». Единственный путь, через который «медиавирус» может достичь нашего сознания – это поврежденный общественный «код», через политическую, социальную и моральную податливость. Надежной защитой «медиавирусов» является способность людей критически воспринимать информацию. И все же, я считаю, что отношение Рошкоффа к медиатехнологиям, являющимся интерактивными, слишком утопично. Ведь он положительно относится к тому, что компьютерные конференции уже заменили дискотеки в школе и «общественные гостиные» [27].
Один из критиков «информационного общества» — это русский писатель и ученый Александр Зиновьев, который очень долго жил на западе. Он попытался рассеять миф об «интеллектуальной революции новой эпохи» в своей работе «Запад. Феномен западнизма». Он говорит о том, что внедрение технологий и приборов в общество не дало положительного результата: «Искусственный интеллект, навязавший им (людям), как вообще навязываются все современные предметы потребления, может сыграть лишь одну роль, а именно: роль оглупления человека, торможения его природного интеллекта». [28]
При изучении информации, которой сейчас обмениваются люди легко увидеть, что как минимум половина не имеет никакой информационной ценности. Вследствие чрезмерной информативности интерес людей к общению резко снижается. Информация обесценилась, превратилась в хлам, от которого нет спасения, как от мусора. Зиновьев выделяет четыре важнейшие функции медиа:
1) телевидение, являясь «манипулятором сознания», удерживает огромное количество людей от образования неподконтрольных масс;
2) медиа контролирует и направляет всю интеллектуальную и творческую деятельность общества, давая им оценку, отбирая и называя их;
3) медиа дает «трибуну политикам» и арену для политических спектаклей;
4) И, наконец, медиа — это «рупор» гражданского общества, общественного сознания [29].
Переход к использованию представителями СМИ возможностей интернет-сети стал революционным в журналистике. Это создало условия для возникновения нового измерения, которое синтезировало функции традиционных СМИ. Таким образом, появляется новый взгляд на журналистику, значительно расширяются ее горизонты [30].
В интернет-изданиях на высоком уровне находится интерактивность, благодаря которой легко определить количество постоянных читателей, просмотров, проследить за процессом привлечения новой аудитории и др. Поэтому основатель или автор могут лучше ориентироваться в отношении реципиентов к контенту, получать от них информацию о работе издания и уже на основе этого строить редакционную политику.
Чтобы говорить об успешности блога, прежде всего, следует выяснить, на какие группы исследователями разделяются все блоги, а тогда уже в соответствии со спецификой блога и его контента выяснять, какие факторы влияют на построение эффективной стратегии успешного продвижения сайта [31].
Исследовательница К. Карякина предлагает такую классификацию блогов:
• блоги профессиональных журналистов, которые ведутся на добровольной или корпоративной основе в пределах интернет-порталов официальных СМИ;
• журналистские блоги, не закрепленные за традиционными редакциями;
• корпоративные блоги, которые ведут представители официальных организаций или общественные деятели, и реализующие, в первую очередь, функцию интерактивной коммуникации между официальными лицами и рядовыми гражданами;
• политические блоги — блоги политиков или государственных деятелей, включая глав государств и сотрудников их аппаратов;
• личностно-ориентированные блоги, которые ведут независимые любители, не имеющие никакого отношения к официальным медиа (не являются массовыми, их контент не ограничивается редакционными уставами и нормами профессиональной этики) [35, с. 12].
По нашему мнению, такое разделение блогов на группы является целесообразным и вполне оправдано, а следовательно, и одобрено учеными.
Поскольку мы рассматриваем блоги в контексте журналистской деятельности, тем более ценно обратить внимание на общие черты и различия между блогингом и журналистикой. Первое, на что следует обратить внимание, — это способ коммуникации. Ведь СМИ преимущественно ориентированы на определенную прогнозируемую аудиторию, блогер же до конца не знает, кто его будет читать, но и преимущественно сам реципиент ищет в сети нужную информацию. Во-вторых – это субъективность. Если традиционная журналистика работает на основе объективности подачи информации, то блогер, наоборот, интерпретирует события, выражает субъективное мнение. Третье – это возможность мгновенной реакции. Комментарии к блогу создают эффект общения он-лайн, позволяют обмениваться идеями и мыслями, что обеспечивает быстрое распространение информации в сети, чего не могут достичь традиционные СМИ [36].
Четвертое – это ракурс на событии. Ведь СМИ, описывая событие, преимущественно используют факт или систему фактов, которыми оперируют с помощью дедуктивного или индуктивного метода. В блоге большее внимание уделяется малоизвестным мелочам, нюансам, которые могут изменить мнение и уже устоявшееся представление о массовом событии. Пятое – это коммуникативное воздействие на аудиторию. Блог обеспечивает интерактивность, заставляет читателя иметь активную позицию, привлекает его к обсуждению проблем, сопереживанию и ответственности, а также обеспечивает эффект присутствия и сотворчества новой реальности. К сожалению, СМИ несколько потеряли эту тесную связь со своей аудиторией, когда такую функцию исполняла редакционная почта [34].
Как отмечает К. Евтушенко, «сравнение специфики функций и назначения текстов блогеров и журналистов обнаруживает, что наличие блогеров не отрицает ценности журналистов, но журналисты должны знать и использовать свои преимущества. Итак, появление блогосферы существенно расширяет представление о том, каким должен быть сегодня текст СМИ» [31].
Выяснив существенные различия блогинга и журналистики, можем утверждать, что и их мастерство не может быть тождественным. Блоги значительно расширяют возможности современной журналистики, поэтому мастерство журналиста-блогера несколько усложняется как техническими навыками, так и особыми подходами к освещению информации. Ричард Крейг по этому поводу пишет: «Во многих случаях интернет-редактор должен быть мастером на все руки, который знает понемногу всего – от написания хорошего лида до использования JavaScript, чтобы определить, почему не работает ссылка» [36].
Важным фактором для продвижения блога является выбор платформы, на которой он создан. Все блоги можно разделить на две разновидности, в зависимости от платформы создания:
1) созданные на собственном домене;
2) созданные на базе готовой платформы [33].
Конечно, далеко не все блоги имеют отношение к журналистике. Широкие возможности Интернета открывают двери в блогосферу всем желающим. Это может быть как проявлением желания реализовать себя в творчестве, развивать свой писательский талант, так и просто попыткой привлечь к себе внимание, излить свои эмоции, удовлетворить психологические потребности.
Все же, какая граница между обычным блогером и блогером-журналистом? Исследовательница Л. Лазарева считает: «Соблюдение или несоблюдение профессиональных стандартов, на наш взгляд, и является тем водоразделом, который определяет принадлежность блога к журналистике» [39, с. 24].
Именно высокие профессиональные стандарты являются одним из факторов успешности блога, ведь это имидж и уважение аудитории. Публикуя информацию на страницах своего блога, журналист формирует свою аудиторию, представляет себя и свои возможности, повышает видимость блога в поисковых системах, а регулярные публикации дают читателям повод вернуться снова, что автоматически создает блогу рейтинг посещаемости [37].
Для журналиста-блогера также важен стиль написания текстов. Ведь блогер как представитель новой журналистики интегрирует все журналистские функции в мультимедийной среде. Синтез жанров, гипертекстуальность, бесконечное пространство для реализации творческого задания, мобильность, индивидуализм – это те черты, которые делают блог интересными для аудитории. «Использование различных техник поисков и сбора информации «новыми журналистами» позволяет изобразить своих героев и места событий в соответствии с требованиями стиля. Правдивость и документальные свидетельства обеспечивают этим текстам исключительный интерес интеллектуальной читающей публики» [58, с.14], — отмечает Л. Шутяк.
Следующий фактор успешности блога – это архитектоника блоговой записи. Большинство блогеров строит свое сообщение по правилу опрокинутой пирамиды, где сначала подано основное сообщение, а далее подробности, иллюстрации, суждения и дополнения. Такой принцип является логичным и мотивированным, поскольку помогает читателю отсеивать то, что его не интересует. Большинство пользователей способно дочитать публикацию до четвертого абзаца, и если эта информация их не заинтересовала, тогда старания блогера бесполезны.
Однако, чтобы заинтересовать аудиторию, журналисты-блогеры используют и нестандартные приемы. Например, можно начать рассказ с конца, сосредоточиться на подробностях, ввести в текст неожиданный поворот событий, употреблять исключительно диалогическую форму обращения к читателю, подвести читателя к выводу, но самому его не делать, оставив тому пространство для размышлений, использовать провокационные суждения, апеллировать к фактам и тому подобное [40].
Также можно применить принцип ромба или бриллианта – когда повествование начинается издалека: с жизненной истории или с причины написания материала, плавно подводя читателя к основной проблеме. Но все это зависит от индивидуального мастерства журналиста-блогера, специфики наррации, умения заинтересовать аудиторию, способности так нанизать факты, чтобы читатель получил не только необходимую информацию, но и удовольствие от чтения.
Конечно, языковая культура журналиста – это универсальная составляющая профессионализма. «Каким бы языком не пользовался блогер, есть общие правила, которые по-особому отличают его тексты, делая лучшие их образцы примерами журналистики, без преувеличения, достойной Пулитцеровской премии» [36, с.19].

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы