Курсовая с практикой на тему Логопедическая работа по обучению рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 5
1.1. Характеристика речевого развития дошкольников с общим нарушением речи 5
1.2. Особенности связного рассказывания у дошкольников с общим нарушением речи 13
1.3 Обзор методов и приёмов к развитию рассказывания у детей с ОНР 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА РАССКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26
2.1. Организация и методики исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема речевого развития дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В них отмечается, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к необходимости формирования связности речи, развитию умений содержательно и логично рассказывать, что является важной задачей речевого воспитания дошкольников.
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум.
Важным моментом является то, что проблема формирования навыка рассказывания у детей дошкольного возраста достаточно актуальна. Общая тенденция на усложнение структуры речевых отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов дошкольной организации на овладение более широким арсеналом диагностических и коррекционных технологий.
Общее недоразвитие речи – это форма речевой патологии, в которой происходит нарушение формирования каждого компонента речевой системы (словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение) при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте.
Федеральные государственные стандарты указывают на необходимость решения проблемы речевого развития детей с ОНР. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Ефименкова Л.Н., Ястребова А.В., Чиркина Г.В., Флерина Т.Б. и мн. др. Вопросы формирования связной речи изучались Тихеевой Е.И., Бородич А.М., Сохиным Ф.А., Выготским Л.С., Леонтьевым А.А. и др. Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах Глухова В.П., Филичевой Т.Б., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А., Жуковой Н.С. и др.
Практика работы современных дошкольных организаций позволяет выявить некоторые противоречия, среди которых следующие:
1. Независимо от того, что в теории существует множество исследования по проблеме формирования навыка рассказывания, на практике в ДОУ они не используются в полной мере.
2. Наличие большого количества детей с общим недоразвитием речи не обуславливает использование современных направлений по формированию навыка рассказывания.
В связи с этим возникает проблема исследования возможности использования различных средств при развитии у дошкольников с ОНР навыка рассказывания.
Объектом исследования является процесс развития навыка рассказывания в онтогенезе. Предметом исследования выступают основы развития навыка рассказывания у детей с
Заключение:
Речь является великим даром природы, посредством которого человек имеет широкую возможность для общения с другими. В период раннего и дошкольного возраста создаются условия для развития устной речи, происходит закладка фундамента для письменных форм речи, а также последующего речевого и языкового развития ребенка.
Один из исследователей этого вопроса, Л.С. Выготский, говорил о том, что изначальной функцией речи у ребенка выступает установление контакте с окружающим миром, т.е. речь выполняет функцию сообщения. Известно, что любая деятельность ребенка раннего возраста происходит вместе со взрослыми, поэтому общение приобретает ситуативный характер. Современные психологические и психолингвистические исследования говорят о том, что предпосылками развития речи выступают два процесса, среди которых неречевая предметная деятельность самого ребенка, которая заключается в расширении связей с окружающим миром посредством чувственного его восприятия. Вторым процессом является речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком, которое выступает как важная функция обогащения словаря. Отметим, что изначально общение взрослого и ребенка происходит в одностороннем порядке и носит эмоциональный характер, вызывая желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. После общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка при помощи звуковой символики. При этом ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщаясь к общению посредством языка.
Развитие речи является целенаправленной педагогической работой, которая предполагает использование множества специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками необходимо использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого с ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях и в процессе игровой деятельности.
Таким образом, исследование проводилось на базе дошкольной организации с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в количестве 10 детей. Проведение исследование было основано на диагностических заданиях, предложенных В.П. Глуховым, которые позволили обследовать уровень сформированности навыка рассказывания у детей с разных сторон.
Проведенное исследование показало, что дошкольники с общим недоразвитием речи при начальном обследовании, имели довольно низкую степень сформированности навыка рассказывания. Такое положение указывает, что существует необходимость проведения дополнительных занятий, направленных на развитие навыка рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Таким образом, в настоящее время в теории и практике дошкольной коррекционной педагогики и психологии поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития навыка рассказывания у детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников дошкольных организаций возникают затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета – онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.
Навык рассказывания представляет собой наиболее сложную форму связной речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. А развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1.1. Характеристика речевого развития дошкольников с общим нарушением речи
Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития, среди которых особенно выделяется общее недоразвитие речи, которое подразумевает недоразвитие или нарушение всех компонентов языковой деятельности: лексического строя, грамматической компетенции, фонетико-фонологической компетенции и связной речи [13].
У детей с общим недоразвитием речи оказывается несформированной система речи на практическом уровне, что ограничивает возможности их перехода к развитию речи на более высоком уровне, к усвоению сложных языковых закономерностей и, в конечном счете, к коммуникативному взаимодействию. На это указывают такие исследователи как Е.В. Мальцева, С.Г. Шевченко, В.А. Ковшиков, Ю.Г. Демьянов, Р.И. Лалаева и др.
Психическое развитие ребенка с нарушением речи без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. В первую очередь может отмечаться замедленный темп развития, когда все психические процессы формируются очень медленно и в более поздний срок по сравнению с детьми, имеющими нормальное развитие.
Теория и практика логопедии понимает под общим недоразвитием речи форму речевой патологии, когда происходит нарушение формирования