История России Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Литературные общества и кружки в России в первой половине XIX века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Литературные салоны и их роль в процессе развития
русской культуры России XIX столетия. 6

1.1 История развития салонов и кружков в России в первой
трети XIXв. 6

1.2 Место и роль салонов в русской культуре XIX века. 13

ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА   17

2.1 “Дружеское литературное общество”. 17

2.2 “Вестник Европы”. 19

2.3 “Вольное общество любителей словесности, наук и
художеств”. 21

2.4 “Московское общество любителей русской словесности”. 24

2.5 “Беседа любителей русского слова”. 26

2.6 “Арзамас”. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 41

  

Введение:

 

Актуальность 
темы исследования. Нет сомнения в том, что переосмысление и
переопределение ценностных ориентиров современного общества делает актуальным
поиск и изучение лучших форм духовной жизни прошлого.

Обращение к периодам расцвета отечественной культуры
позволяет наиболее правильно осмыслить современность, проследить «связь времен»
и выстроить гипотезы о развитии культуры в будущем. В этом смысле актуальность
обращения к исследованию культуры литературного салона обусловлена возможностью
особым образом приобщиться к духовным ценностям прошедшей эпохи и решать задачи
их сохранения. На наш взгляд, петербургский литературный салон первой трети XIX
века как центр генерации духовных и общекультурных ценностей занимает особое
место. Исследование салонной культуры в целом литературного салона в частности
продуктивно и с точки зрения решения самых разнообразных культурологических задач.

Расцвет культуры литературного салона приходится на
первую треть XIX века и связан с аристократической интеллектуальной элитой в
России. Литературные салоны, объединяя в себе избранный круг просвещенных
людей, концентрировали в себе лучшие традиции высшего дворянского сословия и, в
известной степени, традиции национальной русской культуры.

Высказывание Ю.М. Лотмана о том, что «там, где нет
малых коллективов, там нет и большой культуры» весьма показательно в этом
смысле. Перед современной интеллектуальной элитой по-прежнему стоит проблема
определения своей роли в современной культуре и общественной жизни. Кроме того,
учитывая, что для современного социума характерна нарастающая тенденция к
усилению роли массовой культуры, еще более актуально обращение к особым формам
духовно-интеллектуальной жизни и лучшим традициям подобных «малых коллективов».

Извечная проблема интеллектуального общения занимала
человечество всегда и особенно остро она стоит сегодня, когда мы наблюдаем все
более выраженное доминирование виртуальных и дистанционных средств коммуникации
на фоне «забывания» живого человеческого общения, одной из форм которого
является литературный салон прошлого.

Цель  курсовой
работы: проанализировать значение кружков и салонов в культурной жизни русского
общества XVIII – первой трети XIX веков.

Задачи  курсовой
работы: с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

— рассмотреть 
понятие культурных сообществ  и
выявить их различия.

— изучить 
историю появления культурных сообществ на территории России и Европы.

— рассмотреть 
функции и деятельность кружков  и
салонов.

Объект 
курсового исследования: Культура и общественная жизнь в России в начале XIX века.

Предмет курсового исследования: возникновение кружков
и салонов в первой трети 30-х годов XIX века  и их
значение в жизни общества

Степень изученности темы. При написании данной работы
были использованы исследования специалистов, посвященные деятельности кружков и
салонов: Мартин- Фюжье, А.рассматривающая значение кружков и салонов в культуре
России[1]; Палий Е.Н., описывающий
русскую культурную жизнь первой половины XIX века, выделив ее компоненты[2], Лотман Ю.М., изучил и
оценил такие существенные явления в русской общественной жизни как, «Зеленая
лампа» и «Арзамас» и работы многих других авторов, рассматривающих вопрос
культурного досуга населения России в начале XIX века. Было рассмотрено множество
культурных сообществ. В процессе изучения кружков и салонов было выявлено:
возникновение, функционирование, деятельность и их состав. Только несколько культурных
сообществ было рассмотрено поверхностно.

Методология исследования. Научная работа
опирается на следующие методы:

— общенаучные (анализ и синтез,
дедукция и индукция, структурный, статистический, логический и др.);

— исторические
(историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический,
историко-системный, источниковедческий, диахронического анализа и др.).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы. [1][1]
Мартин- Фюжье, А.
Светская жизнь и салоны / А. Мартин- Фюжье // Новое литературное обозрение. —
1995. — № 13. — 245 с. [2]
Палий,
E.H. Литературно-музыкальные салоны как элемент российской культуры XIX в./
Е.Н. Палий // Социально-гуманитарные знания. — 2007. №1. — 274 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основании произведённого исследования были сделаны
след выводы:

1) В условиях развития русской культуры XIX столетия
наблюдается возрастающая значимость литературы как инструмента воздействия на
высшее общество. Если в XIII веке литература как вид искусства занимала второе
место после живописи, то в следующем столетии именно литература стала играть
доминирующую роль в вопросах формирования общественной мысли.

Появление цензуры осложняло писательскую
индивидуальность, это привело к мысли о создании литературных сообществ
(кружков и салонов), где ассимилировались литературные и общественные идеи,
формировались литературные ценности и, главным образом, решалась тактика
литературной борьбы с установками, исключающими проявление творческой
откровенности.

2) Социальная значимость таких объединений
подтверждалась пристальным слежением тайной полиции и николаевской жандармерии
за революционным подпольем. Особое внимание было уделено кружкам. Этот факт
объяснялся тем, что негласный надзор ставил в один ряд тайные политические
кружки и кружки литературные, которые возникали произвольно. Другое отношение в
этом плане было к салонам, создатели которых имели более прочное положение в
обществе.

Следующее деление литературных объединений происходило
в 20-х г. XIX века. Их представляли так называемые писатели-«аристократы» и
писатели-«купцы». Такое деление происходило по отношению к пониманию самой
литературы. Писатели, представлявшие «торговое направление», создавали массовую
литературу и широко применяли приемы коммерческой пропаганды, вплоть до
рекламирования своих произведений.

Словом, это писатели, живущие за счет своих
литературных заработков и не скрывающие этого. Писатели-«аристократы»
материально от своей литературной продукции не зависели. В большинстве случаев
данную группу представляли люди зажиточного слоя, писавшие для того, чтобы
приобрести славу или положение в обществе. Что касается салонов, образовавшихся
под началом людей таких направлений, стоит отметить, что салоны
аристократического типа подводили писателя к его читателю, таким образом
осуществилась связь между салонами и журнальной литературой.

3) Значение появления и функционирования кружков и
салонов для литературы несомненно велико. Связь кружка с современной ему
литературой сложна. Это объясняется тем фактом, что не только литература
определяет кружок, но и кружок определяет литературу. В свою очередь,
взаимодействие салона с литературой значительно проще. Салон был связан с
бытовой обстановкой эпохи, играл роль пропагандиста литературы в обществе и был
посредником между писателем и читателем. Кружки и салоны оказали огромное значение
не только на сферу литературной деятельности, но и на музыку, живопись, науку,
философию.

Так, именно в данных сообществах происходил обмен
знаниями, опытом, суждениями между представителями различных областей
деятельности. Развитие такого направления как романтизм, мы встречаем не только
в поэзии, но и в философии, музыке, живописи и др. Литературный реализм находит
поддержку в философском позитивизме, реалистической живописи и пр. После
распада таких объединений функции просвещения и пропаганды литературы,
знакомства с новыми именами и произведениями взяли на себя литературные
журналы, т.к. в непосредственном общении не стало необходимости. Борьба между
«аристократами» и «торговым направлением» окончилась победой последних и
«узаконила» оплату литературного труда.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ
РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XIX СТОЛЕТИЯ

1.1 История развития салонов и кружков в России в первой
трети XIXв.

Литературную жизнь начала XIX в. в значительной мере
определяли два возникших в Петербурге объединения — «Беседа любителей русского
слова» (1811 — 1816) и «Арзамас» (1815—1818). Оба объединения были по тому
времени довольно многочисленными, а среди их участников — известные, знаменитые
писатели. В «Беседу» входили Г. Р. Державин, И. А. Крылов, а в заседаниях
принимал участие еще и А. С. Грибоедов. В «Арзамасе» были не менее громкие
имена: В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский; присоединился к
обществу и молодой, но уже заслуживший известность А. С. Пушкин (в «Арзамас»
входил и его дядя, поэт Василий Львович Пушкин)[1].

Взаимоотношения «Беседы» и «Арзамаса» были в
значительной мере полемические, начиная с деталей поведения, внешнего вида,
обстановки. Заседания «Беседы», проходившие обычно в доме Державина на
Фонтанке, производили впечатление своей торжественностью, чинностью,
соблюдением этикета. Члены общества распределялись по четырем «должностным
разрядам», во главе которых стоял председатель. Казалось, собрались не
литераторы, а чиновники министерства или офицеры и генералы воинского
подразделения, что отчасти соответствовало действительности: ведь А. С. Шишков,
глава общества, был отставным вице-адмиралом, государственным секретарем,
членом Государственного совета, а позднее (в 1824 г.) он стал еще и министром
народного просвещения.

Участниками «Арзамаса» были простые, обыкновенные
люди, что подчеркивалось и полным названием объединения: «Арзамасское общество
безвестных людей». И собирались они не в роскошном особняке, а там где
придется: [1] Палий, E.H.
Литературно-музыкальные салоны как элемент российской культуры XIX в./ Е.Н.
Палий // Социально-гуманитарные знания. — 2007. №1. — 274 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы