Курсовая с практикой на тему Личностное развитие дошкольника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНИКА.. 5
1.1. Составляющие
личностного развития. 5
1.2. Социализация
дошкольника как фактор личностного развития. 13
Выводы по первой главе. 23
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 25
2.1. Основное понятие использования игровой деятельности
в развитии ребёнка 25
2.2. Исследование самооценки детей. 29
Вывод по второй главе. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 38
Введение:
Личность рассматривается как психофизическое единство,
включающее физическую и социальную среду; во внутреннем диалоге человека с
самим собой, в его поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других
людей проявляется множество черт, которые являются относительно устойчивыми
характеристиками; система личностных смыслов.
Источником, самоорганизующим процесс развития личности,
является личное сознание. Он выражает уникальные особенности образа жизни
каждого человека, особенности воспитания, а также различные политические и
идеологические влияния. Феномен «быть личностью», то есть способность выражать
и управлять своими смыслами, строя их в соответствии с добровольно принятыми и
самостоятельно реализуемыми требованиями, осуществляется благодаря активности
структур сознания личности. Ученые отмечают, что окружающие ребенка люди,
особенно родители, играют важную роль в формировании его личности.
Дошкольное детство — время зарождения личности. Для этого
возраста характерно формирование основных механизмов и структур личности,
благодаря которым ребенок приобретает индивидуальные особенности ума и
поведения, что позволяет ему быть уникальной личностью. Начало формирования
личности не может быть четко обозначено границей даже в 3-4 года, по мнению
некоторых авторов.
Некоторые
проявления личности можно увидеть в возрасте одного года или даже раньше. Дело
в том, что личность — это «нечетко описываемая структура, по отношению к
которой можно точно сказать о ее наличии или отсутствии в каждом конкретном
случае.
Вероятно, личность — это форма человеческого
существования, которая сначала занимает едва заметное место среди других, более
примитивных форм своего существования, затем занимает все большее место и,
наконец, становится абсолютно доминирующей». В то же время развитие личности не
представляет собой самостоятельного процесса. Согласно психолого-педагогическим
исследованиям, процесс развития личности включен в общее психическое развитие
ребенка и рассматривается в единстве с ним.
Целью данной работы является изучение особенностей
развития личности дошкольников в игре.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. учитывать особенности развития ребенка в
дошкольном периоде;
2. изучить особенности игры как вида деятельности
дошкольника;
3. провести эмпирическое исследование, направленное
на изучение особенностей развития дошкольников в игре;
4. сформулировать выводы.
Предмет исследования — игровая деятельность дошкольников.
Объект исследования — дошкольники.
Гипотеза исследования:
В результате игровой деятельности с дошкольниками
ожидаются следующие изменения их отношения к игре:
· повышение мотивации игры;
· формирование положительного эмоционального
отношения к сложным формам ролевых игр;
· совершенствование добровольного регулирования
игровой деятельности;
· повышение речевой активности детей;
· активация способности наделять предметы
символическим значением, проявляющееся в использовании различных
предметов-заместителей.
Для раскрытия заданной темы определена следующая
структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав
отражает их содержание.
Заключение:
Основная задача современного образования — развитие
творческой, независимой, свободной личности. Наше время — время информационных
технологий — требует всесторонне развитого, нестандартного творческого
мышления, которое направит свою энергию на благо общества. Фундамент
формирования основ личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные
годы чувствительны к развитию ребенка, а именно к формированию процессов
восприятия, памяти, воображения, мышления.
Анализ психолого-педагогической литературы
свидетельствует о том, что в основе развития ребенка лежит процесс
деятельности. Именно в деятельности развивается дошкольник. Наиболее
благоприятным для развития является такой вид деятельности, как игра, поскольку
именно в нем проявляются разные стороны развития ребенка.
Ведущее занятие дошкольника — игра — способствует его
всестороннему развитию. Позиция игры определяется не количеством времени,
которое ребенок ей уделяет, а тем, что она удовлетворяет его основные
потребности: в самостоятельности, активном участии в жизни взрослых, в общении.
Игра, являясь ведущей деятельностью, в наибольшей степени способствует
формированию у ребенка новообразований и его психических процессов. Игра
развивает восприятие, память, воображение, образное мышление. Умение
дошкольника оперировать в уме образами действительности создает основу для
перехода к сложным формам мышления и творчества. Игра дошкольника выступает
средством познания мира: через игру ребенок познает цвет, форму, свойства, то
есть в нем закладываются благоприятные предпосылки для развития.
Физическая активность в процессе игры влияет на общие
показатели и включает в себя: способность ребенка видеть проблему, беглость
мышления, характеризующуюся богатством и разнообразием идей, богатую фантазию,
большое воображение, способность к творческому вдохновению, любознательность.
Индивидуальные показатели связаны со спецификой деятельности, формирующей
творчество.
В двигательной активности показатели детского творчества
могут быть представлены способностью выполнять двигательную активность по
собственной инициативе; соответствовать характеру выполняемых физических
упражнений в конкретной ситуации; перенести известные способы реализации
движения в новые условия; оценить собственные поступки, выбрать подходящую
форму двигательного поведения; элементарно планировать двигательную активность
(понимать цели двигательных действий, предвидеть их результаты); осуществлять
элементарный контроль двигательных актов; регулировать двигательную активность.
Эти показатели позволяют рассматривать двигательное
творчество как фактор самореализации ребенка, а также как главное условие его
творческой социализации.
В результате эксперимента подтверждена корреляционная
связь между физической активностью, развитием умственных способностей,
творческим мышлением детей. Результаты данной работы могут быть использованы
как теоретический источник для дальнейших исследований развития личности и
мышления дошкольников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНИКА 1.1. Составляющие личностного развития Личность — это то, что делает человека уникальным и
узнаваемым вскоре после рождения [22]. Личность ребенка состоит из нескольких
компонентов: темперамента, окружения и характера [8]. Темперамент — это набор
генетически детерминированных черт, которые определяют подход ребенка к миру и
то, как ребенок познает мир [3]. Не существует генов, определяющих черты личности,
но некоторые гены контролируют развитие нервной системы, которая, в свою
очередь, контролирует поведение.
Второй компонент личности проистекает из адаптивных
паттернов, связанных с конкретной средой ребенка. Большинство психологов
сходятся во мнении, что эти два фактора — темперамент и окружающая среда —
больше всего влияют на развитие личности человека. Темперамент, зависящий от
генетических факторов, иногда называют «природой», а факторы окружающей среды —
«воспитанием» [15].
Хотя до сих пор существуют разногласия относительно того,
какой фактор имеет более высокое значение, влияя на развитие личности, все
эксперты согласны с тем, что качественное воспитание играет решающую роль в
развитии личности ребенка. Когда родители понимают, как их ребенок реагирует на
определенные ситуации, они могут предвидеть проблемы, которые могут быть
проблематичными для их ребенка. Они могут подготовить ребенка к ситуации или в
некоторых случаях могут вообще избежать потенциально сложной ситуации [9].
Родители, которые знают, как адаптировать свой подход к воспитанию детей к
особенностям темперамента своего ребенка, могут лучше всего обеспечить
руководство и обеспечить успешное развитие личности своего ребенка [32].