Курсовая с практикой на тему Лечебная физическая культура с детьми 8-10 лет страдающих ранним детским аутизмом.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 6
1.1. Общая характеристика детей с расстройством аутического спектра 6
1.2. Влияние адаптивной физической культуры на общее состояние детей с аутизмом 8-10 лет 11
Глава 2 Организация и методы исследования 18
2.1. Организация исследования 18
2.2. Методы исследования 22
Глава 3. Результаты исследования 26
3.1 Показатели эффективности воздействия элементов АФК на скоростные и скоростно-силовые качества 26
3.2 Воздействие элементов АФК на силу и выносливость мышц 27
3.3 Результаты воздействия занятий на развитие координационных способностей и гибкости 30
Заключение 33
Список литературы 34
Введение:
Вопросы, касающиеся этиологии, диагностики и терапии раннего детского аутизма имеют особую привлекательность для специалистов в различных научных областях – медицины, психологии, педагогики и логопедии. Этот интерес может вытекать из признания увеличения распространенности аутизма и его обобщенного характера. Каждый ребенок с аутизмом имеет сочетание нескольких симптомов, которые создают проблемы для диагностики и требуют понимания того, как черты характера каждого ребенка отличаются от других детей при аналогичных формах нарушений развития. Недостаточное знание широкого спектра нарушений, является одной из причин диагностических ошибок, а это в свою очередь вызывает трудности в разработке адекватных стратегий терапии когнитивных, поведенческих, языковых и моторных нарушений.
Дети с аутизмом не проявляют желания общаться. Они не понимают эмоции и поведение людей и не могут использовать речь как средство общения. Эти дети обладают уникальным репертуаром повторяющихся стереотипных форм поведения. Дети с аутизмом очень уязвимы в обществе. Их реабилитация должна варьироваться в зависимости от тяжести заболевания. Им необходимо комплексное реабилитационное решение всех их личностных и социальных потребностей. Также существует острая необходимость в признании сообществом их потребностей.
Подход к реабилитации детей с аутизмом – это тщательно проработанный процесс на каждом этапе его реализации. Постепенное включение ребенка в процесс совершенствования его навыков должно быть подковано не только просто желанием родителей, но и подкреплено точным руководством врачей и реабилитологом. В процессе реабилитации очень важно подобрать методику занятий, которая будет подходить именно конкретному ребенку и корректировать непосредственно его индивидуальные отклонения в состоянии здоровья.
Одной из основных задач адаптивного физического воспитания в классах для детей, страдающих ранним детским аутизмом, является коррекция недостатков физического развития, направленная на их предупреждение и устранение. Регулярные, правильно организованные физические упражнения, благоприятно влияют на центральную нервную систему, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы, нормализуют работу органов дыхания. Они повышают показатели физического развития, способствуют коррекции нарушенных функций, увеличивают работоспособность. Занятия физическими упражнениями делают движения детей более уверенными, четкими, согласованными, способствуют выработке правильной осанки, являющейся одним из важных условий нормальной деятельности внутренних органов.
Объект исследования: формы занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня и внеклассные мероприятия по адаптивному физическому воспитанию для детей, страдающих ранним детским аутизмом.
Предмет исследования: влияние экспериментальной программы по адаптивному физическому воспитанию на физическое развитие и физическую подготовленность у учащихся младших коррекционных классов общеобразовательной школы, страдающих ранним детским аутизмом.
Цель исследования: обосновать целесообразность ежедневных занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня и во внеучебное время учащимися коррекционного класса и выявить их влияние на физическое развитие и физическую подготовленность детей, страдающих ранним детским аутизмом.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что введение в учебный и внеучебный процесс ежедневных занятий физическими упражнениями положительно скажется на физическом развитии и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста, страдающих ранним детским аутизмом.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать методику адаптивных физических упражнений для детей младшего школьного возраста с аутизмом.
3. Определить эффективность разработанной методики адаптивных физических упражнений для детей младшего школьного возраста с аутизмом.
В исследовании применялись следующие методы:
1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Контрольной тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработана и экспериментально обоснована программа АФВ для детей с аутизмом младших классов, которую можно применять в условиях специальных коррекционных и общеобразовательных школ.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Изученная нами научно-методическая литература по проблеме нарушения физического развития у детей с РАС позволила установить, что школьники с РАС отстают от видящих школьников по уровню физического развития, выраженное отставание, наблюдается по показателям быстроты, силы, гибкости, ловкости, выносливости и координационных способностей.
Проанализировав работы авторов по характеристике младшего школьного возраста, можно сделать вывод: что развитие физических качеств в этом возрасте наиболее успешно. Эффективность воздействия ежедневных занятий физическими упражнениями в режиме школьного дня и во внеучебное время на физическое развитие и физическую подготовленность учащихся с РАС выявлена в ходе педагогического эксперимента: в конце учебного года физическое развитие и физическая подготовленность учащихся класса приблизились к хорошему уровню.
Результаты, полученные в исследовании, доказывают эффективность включения в режим школьного дня учащихся с РАС различных форм занятий физическими упражнениями, а во внеучебное время — ежедневных внеклассных мероприятий по физическому воспитанию.
Полученные в результате обследования данные, характеризующие физическое развитие и физическую подготовленность детей с РАС, подтверждают мнение врачей и специалистов адаптивной физической культуры о том, что одной из основных задач физического воспитания в школах для детей с РАС является коррекция недостатков физического развития и физической подготовленности, направленная на их профилактику и устранение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Общая характеристика детей с расстройством аутического спектра
Существуют разные точки зрения на клинико-психологическую структуру расстройств аутического спектра. В следствии отсутствия одной точки зрения\взгляда на данную проблему, существует множество классификаций и общих характеристик детей с РАС. Существует идея классификации таких детей по характеру социальной дезадаптации. Английский исследователь доктор Л. Винг (L. Wing) разделила аутичных детей по их возможностям вступления в социальный контакт на «одиноких» (не вовлекающихся в общение), «пассивных» и «активных-но-нелепых». В 1989 году в Научно-исследовательском центре психического здоровья [7] была разработана своя клиническая классификация расстройств аутического спектра:
1. Синдром раннего инфантильного аутизма Каннера (классический вариант РДА).
2. Аутистическая психопатия Аспергера.
3. Эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении) аутизм.
4. Резидуально-органический вариант аутизма.
5. Аутизм при хромосомных аберрациях.
6. Аутизм при синдроме Ретта.
7. Аутизм неясного генеза.
Исследователь О.С. Никольская оценивая классификации предшественников, в своих трудах сделала вывод, [14] что предложенная Винг классификация удачно связывает характер социальной дезадаптации ребенка с прогнозом его дальнейшего социального развития, однако за основу при этом берутся все же производные проявления нарушения. Она утверждала, что существует возможность более точной психологической дифференциации таких детей в соответствии с глубиной их аутизма и степенью искажения психического развития. После чего в свет выходит классификация авторства таких исследователей как: О.С. Никольской, Е.Р. Баенской и М.М. Либлинг: «Психологическая классификация детского аутизма» [11] составленная с учетом разных степеней тяжести аутистических проявлений и ведущего патопсихологического синдрома. Авторами были выделены четыре группы:
— Дети с отрешенностью
— Дети с отвержением окружающей среды
— Дети с замещением окружающей среды
— Дети со сверхтормозимостью их окружающей средой
На основе этой классификации были составлены основные общие для каждой группы детей характеристики:
1. Дети с отрешенностью.
Детей данной группы характеризует наиболее глубокая аффективная патология. У них присутствует «полевое поведение» (перемещения в определенной местности). Они не владеют формами контакта и не испытывают потребности в нем. Полное или частичное отсутствие основных навыков самообслуживания. Нуждаются в постоянном уходе. Наблюдается нарушение смен процессов торможения и возбуждения. Неустойчивый сон. Полная отрешенность от происходящего вокруг. Зачастую не говорящие дети. Отсутствуют стереотипные движения, ритуалы, страхи. Иногда хождение «на цыпочках».
2.Дети с отвержением окружающей среды.
Дети второй группы отличаются более целенаправленным поведением. У них выработаны простейшие речевые штампы и стереотипные реакции. Навыки самообслуживания и элементарного обучения способны освоить. Активные, деятельные дети. В движениях много хаотичности, резкости, стереотипное поведение, ритуалы. Речь замедленна, наличие эхолалий. Частые проявления агрессии.
3.Дети с замещением окружающей среды.
Дети данной группы обладают большей степенью произвольности в поведении. Имеют более высокий уровень овладения речью, бурное фантазирование, демонстративное поведение, ускоренный темп речи. Правильной и ранней коррекции могут быть подготовлены к обучению в вспомогательной школе.
4.Дети со сверхтормозимостью их окружающей средой.
Дети четвертой группы характеризуются меньшей патологией в различных сферах. Проблемы имеются с неврозоподобными расстройствами (тормозимость, робость, пугливость). Повышенная ранимость при социальном взаимодействии. Развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самообслуживания. При наличии коррекционной работы, могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
Данная классификация широко используется в практиках различных психологов, таких как И.Б. Карвасарская [10] и других. Преимуществом именно этой классификации является учет ведущего психопатологического синдрома, который отражает глубину патологии аффективной сферы, что дает возможность построить прогноз на дальнейшую работу с таким ребенком. Несмотря на подробность
классификации, она далеко не универсальна. В ней отсутствуют клинические показатели, а это снижает эффективность правильного прогноза и построения дальнейшей работы с ребенком. Но тем не менее, опыт многолетней работы именно с этой классификацией показывает, что она подходит для психолого-педагогической работы с детьми с РАС. Все классификации, описанные выше основываются на этиологических факторах и клинических проявлениях, и, по сути, не сильно отличаются друг от друга.
Классификации и симптомы.
В мире существуют две широко используемые классификационные системы заболеваний и нарушений:
DSM-IV (DiagnosticandStatisticalManualofmentaldisorders) — Руководство по диагностике и статистике психических расстройств). Принятая в США много осевая система. Разрабатывается и публикуется Американской Психиатрической Ассоциацией (АПА) (AmericanPsychiatricAssociation, APA), четвертое издание. С 18 мая 2013 года ее сменила система DSM-5 (пятое издание DSM), следующее поколение классификатора.
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (англ. International Statistical Classificationof Diseasesand Related Health Problems) — документ, используемый как ведущая статистическая и классификационная основа в здравоохранении. Периодически (раз в десять лет) пересматривается под руководством Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В настоящее время действует Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10, ICD-10).