Курсовая с практикой на тему Курсовая работа (тема на выбор) Интерактивные формы взаимодействия воспитателя старшей возрастной группы с родителями (лицами, их заменяющими)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы организации взаимодействия воспитателя ДОО с родителями
воспитанников. 5
1.1. Сущность
взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в соответствии с
ФГОС ДО.. 5
1.2.
Применение интерактивных форм взаимодействия воспитателя ДОО с родителями
воспитанников. 10
Глава 2.
Практические аспекты реализации интерактивных форм взаимодействия воспитателя
старшей группы ДОО с родителями воспитанников. 16
2.1.
Исследование организации взаимодействия воспитателя старшей группы ДОО с родителями
воспитанников. 16
2.2.
Разработка и реализация педагогического проекта по внедрению и реализации интерактивных
форм взаимодействия воспитателя старшей группы ДОО с родителями воспитанников. 21
Заключение. 29
Список
используемых источников и литературы.. 31
Приложения 36
Введение:
Актуальность проблемы
исследования. Главная задача образования – гармоничное развитие личности
человека, приобретение им навыков и умений, которые он сможет использовать на благо
общества. Субъектами образовательного процесса являются дети, родители и
педагоги. Совместная работа педагогов детского сада с родителями
(лицами их заменяющими) будет успешнее, если опираться на современные подходы к
этой проблеме. Традиционные формы взаимодействия с родителями (родительские
собрания, консультации, беседы, информационные стенды и т.д.), где основное место
отводится прямой передаче знаний, сегодня малоэффективны, не обеспечивают
субъектную позицию родителей, обратную связь, поэтому постепенно утрачивают
свое значение. На смену им приходят новые формы организации совместной работы –
интерактивные, которые способствуют вовлечению родителей в образовательный
процесс, активному и систематическому участию в воспитании собственного ребенка,
в связи с чем, была выбрана проблема исследования.
Объект исследования: процесс организации взаимодействия воспитателя старшей возрастной группы с родителями
в условиях ДОО.
Предмет исследования: интерактивные
формы взаимодействия воспитателя старшей возрастной группы с родителями.
Гипотеза исследования: предполагается,
что взаимодействие
воспитателя старшей возрастной группы с родителями будет
успешным при использовании интерактивных форм.
Цель исследования – теоретически
обосновать, разработать и реализовать педагогический проект по
внедрению и реализации интерактивных форм взаимодействия воспитателя старшей
группы ДОО с семьями воспитанников.
Задачи исследования:
1) раскрыть основные подходы к определению
сущности взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в
соответствии с ФГОС ДО;
2) рассмотреть применение интерактивных форм
взаимодействия воспитателя ДОО с родителями воспитанников;
3) провести исследование организации
взаимодействия воспитателя старшей группы ДОО с родителями воспитанников;
4) разработать и реализовать педагогический
проект по внедрению и реализации интерактивных форм взаимодействия воспитателя
старшей группы ДОО с родителями воспитанников.
Методы исследования:
работа над данной проблемой предполагает анализ специальной литературы по теме
исследования, обобщение позитивного практического опыта педагогов по
использованию интерактивных форм взаимодействия воспитателя с родителями,
наблюдение, анкетирование, проектирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Дюймовочка» г.Адыгейска (МБДОУ
№1 «Дюймовочка» г.Адыгейска), Россия, Республика Адыгея, Адыгейск, ул. Ленина,
31.
Структура курсовой работы выстроена в соответствии с целями, задачами исследования. Работа
представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключения,
списка используемой литературы и четырех приложений, содержащих пояснительный
материал
Заключение:
Важным направлением в
работе дошкольного учреждения является взаимодействие с родителями. В это
понятие включается новое содержание, интересные и эффективные формы работы,
направленные на удовлетворительное решение общих идей по отношению к каждому
ребенку. Педагогам дошкольных учреждений следует обратить особое внимание на
организацию интерактивных форм взаимодействия с родителями (законными
представителями) воспитанников.
Интерактивная форма
взаимодействия воспитателя с родителями заключается в непосредственном общении
друг с другом, направлена на развитие творческой инициативы родителей.
На основе анализа научной
и психолого-педагогической литературы по вопросам взаимодействия педагогов дошкольной
организации с родителями воспитанников старших групп было проведено
экспериментальное исследование на базе МБДОУ №1
«Дюймовочка» г.Адыгейска, в котором приняли участие 3 воспитателя и 40 родителей
воспитанников.
Анализ полученных данных
показал, что педагоги испытывают определенные трудности при выборе интерактивных
форм организации взаимодействия с родителями, путей повышения родительского
интереса к обсуждению педагогических проблем; не владеют техникой
диалогического общения, ведут преимущественно формальную работу в отношении усвоения
детьми основной образовательной программы и имеющихся проблем в воспитании
детей. Проводимые мероприятия носят преимущественно формальный характер, обсуждаются
в основном организационные моменты, а информация подается педагогами
избирательно.
Анкетирование родителей
позволили сделать вывод о сохранении внимания родителей к образовательному
процессу в ДОУ и выделить проблемы вовлечения родителей в этот процесс: родители
в большинстве случаев стремятся к получению различной информации по данному
вопросу; у родителей отсутствуют адекватные представления о своей роли в этом
процессе.
По
итогам анкетирования педагогов и родителей нами был сделан вывод о
необходимости разработки и внедрения интерактивных форм
взаимодействия воспитателя старшей возрастной группы с родителями в образовательном
процессе. Далее был реализован педагогический проект по
внедрению и реализации интерактивных форм взаимодействия воспитателя старшей
группы ДОО с родителями воспитанников.
Предложена и реализована
такая интерактивная форма сотрудничества как семейный клуб. Внедрение
предложенных форм взаимодействия воспитателя с родителями направлено на
повышение роли родителей в воспитании дошкольника и на достижение целей
образовательного процесса.
В
ходе исследовательской работы определены педагогические условия успешности
проекта: организационно-педагогические условия следующие: соблюдение принципов
воспитания; приобщение родителей к образовательному процессу ДОО; психолого-педагогические
условия: создание благоприятной психологической атмосферы; сотрудничество
педагогов и родителей. Важным психолого-педагогическим условием является
установление доверительных отношений между педагогами и родителями для
повышения эффективности взаимодействия ДОУ и семьи. Уже в
начале реализации проекта отмечается активность родителей в процессе реализации
интерактивных форм взаимодействия. Обеспечен позитивный психологический климат.
Построение партнерских
отношений, где родители являются активными субъектами образовательной
деятельности, существенно меняет условия взаимодействия воспитателя старшей
возрастной группы с родителями, позволяет расширить круг интересов в сфере дошкольного
воспитания детей.
Перспективным будет
исследование по итогам полной реализации проекта (май-июнь 2022 г.).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы организации взаимодействия
воспитателя ДОО с родителями воспитанников 1.1. Сущность взаимодействия дошкольной образовательной
организации и семьи в соответствии с ФГОС ДО Вопросы организации взаимодействия
педагогов ДОО с родителями были и остаются актуальными и являются предметом
изучения ученых и практиков. Проблеме взаимодействия семьи и дошкольной
организации в современной науке посвящен ряд исследований ученых и практикующих
педагогов, то исследования Т.В. Ажаровой [3], Ю.В. Ахтырской [4], Р.А. Беляевой
[5], Ю.А. Гладковой [9], В.В. Долганиной [11], С.С. Завернягиной [14] и др. Взаимодействие
педагогов ДОО с родителями является сложным процессом, требующим специальной
методической подготовки специалистов дошкольного образования [12, с. 508].
Семья, родители являются
первой социальной средой развития ребенка. В процессе семейного воспитания
закладываются не только черты личности вообще, но и основы, которые чрезвычайно
сильно влияют на весь дальнейший ход формирования личности [3,
с. 125].
Многое зависит от отношения родителей к ребенку, характера родительских
установок. В семейном воспитании заложен важнейший резерв для обогащения
чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника.
Необходимость тесного
взаимодействия между дошкольными образовательными учреждениями и семьями их воспитанников
в современном дошкольном образовании рассматривается как условие создания
единого образовательного пространства. А установка такого взаимодействия и сотрудничества
является уже не просто одним из путей развития ребенка, а обязанностью
педагогического коллектива ДОО. Подтверждение этому содержится во ФГОС, который
указывает, что оказание педагогической помощи родителям, привлечение семей
воспитанников к достижению общих с