Мировая художественная культура Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Культура повседневности Кореи конца 20 века (тема не доработана) на примере дорамы «Ответ 1988»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретический аспект исследования культуры повседневности Кореи 7
1.1. Культура повседневности как объект исследования 7
1.2. Культура повседневности Кореи конца 20 века 10
Глава 2. Отражение культуры повседневности в дораме «Ответ 1988» 17
2.1. Исторические события как основа сериала 17
2.2. Репрезентация повседневности в дораме 20
Приложение 1 34

 

  

Введение:

 

В культуре повседневности, как правило, ярко прослеживается этническая специфика. Очевидно, что культура повседневности Востока радикальным образом отличается от быта европейцев. Эта специфика обусловлена исконными представлениями о мироустройстве, отношением к труду, обрядовой культурой. Ощутимо и влияние вероисповедания на повседневную культуру. Так, жизнь христиан и мусульман строится на различных основаниях, это приводит к разной организации быта, питания, костюма. Различия в культуре повседневности обусловлены климатом, религией, представлениями об устройстве мира, национальными традициями. Тем не менее, в современных условиях глобализации прослеживается и противоположная тенденция: повседневный быт представителей разных этнических и социальных групп, жителей разных стран и континентов постепенно приобретает общие или сходные черты под влиянием массовой культуры.
Культурная глобализация означает передачу идей, значений и ценностей по всему миру таким образом, чтобы расширять и интенсифицировать социальные отношения [13, c. 112]. Этот процесс характеризуется общим потреблением культур, которые распространяются через Интернет, популярные культурные СМИ и международные поездки.
Дорамы как один из жанров корейского кинематографа становятся отражением культуры Кореи. Сегодня корейская культура представляет собой сплав большого количества элементов культуры как современной, так и классической, что приводит к тому, что дорама становится информационным материалом о культуре Кореи.
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, интересом к дораме как важнейшему направлению корейской культуры. Дорама пока практически не исследована в аспектах изучения культуры повседневности. Во-вторых, повседневная культура конца XX века требует научного осмысления и ее изучение приобретает особенную актуальность в связи с тем, что поколение современников, свидетелей и носителей изучаемых феноменов сегодня по-прежнему занимает активную жизненную позицию в обществе, взаимодействует с новым поколением, знакомящимся с культурой предшествующего периода, в том числе и в продуктах массовой культуры. Наконец, сама корейская культура сегодня представляет огромный интерес для отечественной аудитории, в связи с интересом к корейским музыкальным группам, дорамам, моде, поэтому и изучение повседневного быта Кореи становится актуальным.
Цель данной работы – рассмотреть отражение культуры повседневности в дораме «Ответ в 1988».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические концепции связанные с проблемой культуры повседневности
2. Выявить специфику культуры повседневности Кореи конца 20 века
3. Выявить историческую основу сериала, проанализировать исторические события, отраженные в сюжете.
4. Выявить и систематизировать элементы репрезентации культуры повседневности Кореи конца 20 века в дораме «Ответ в 1988»
Объектом исследования является культура повседневности Кореи
конца XX века
Предмет исследования – репрезентация культуры повседневности
Кореи конца 20 века в дораме «Ответ в 1988».
Материалом исследования стала корейская дорама «Ответ в 1988»
(«Reply 1988») 2015-2016 годов выпуска, режиссером которой стал Син ВонХо, а также элементы и артефакты массовой культуры Кореи конца 20 века: мода, фотографии, журналы, киноафиши, плакаты и т.д. В выбранной для анализа дораме наиболее полно и разносторонне представлены все сферы жизни: работа, досуг, еда, жилище, семья, отношения людей разных полов и возрастов.
Степень научной разработанности исследования. Изучение научной
литературы по данной проблеме позволило нам выделить следующие группы работ, необходимых в исследовании:
• Теоретические работы, посвященные культуре повседневности Капкана М.В., Луков М.В., Маркова Б.В., Ольденбурга Н., Шюц А.
• Теоретические работы, посвященные массовой культуре, в том числе, исследования Ерохиной Т.И., Злотниковой Т.С., Мордовиной Л.В.
• Исторические исследования, посвященные истории и культуре Кореи Волкова С.В., Курбанова С.О., Ланькова А.Н., Толстых И.Н.
• Исследования, посвященные изучению корейской культуры быта: Габрусенко Т.В., Захарченко И.С., Ионова Ю.В., Киреева Л.И., Ланьков А.Н., Самсонов Д.А.
Отмечу, что практически отсутствует литература, посвященная изучению указанного выше сериала.
Научная новизна работы заключается в том, что дорама «Ответ в 1988» ранее не являлась предметом культурологического анализа, таким образом в научный оборот вводится новый материал.
Методология исследования включает в себя следующие методы: метод анализа, обобщения и систематизации материала, историко-культурный метод.
Теоретическая значимость исследования обусловлена актуализацией и дальнейшей разработкой аспектов понятий «репрезентация», «повседневная культура», «дорама», «исследование феномена сериала в контексте культуры повседневности».
Практическая значимость исследования заключена в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы на спецкурсах и спецсеминарах, на занятиях студентов-культурологов по истории культуры повседневности Кореи, истории культуры, истории кинематографа, а также в рамках изучения данной темы на уроках мировой художественной культуры в старших классах средней общеобразовательной школы. Материал исследования может быть использован для проведения тематических мероприятий, связанных с культурой Востока.
Структура исследования обусловлена его целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Повседневная культура становится отражением менталитета народа, особенностей протекания бытовой культуры, столь привычном для носителя культуры и выделяющих данный народ среди других. Широкую популярность культура повседневности в Корее приобрела с момента выхода дорам.
Популярность корейских фильмов возросла с момента успеха Shiri в 1999 году. Южная Корея — одна из немногих стран, где голливудские фильмы не занимают доминирующей доли на внутреннем рынке. Отчасти это связано с тем, что на кинопоказах кинотеатры должны показывать корейские фильмы не менее 73 дней в году.
Многие корейские фильмы также отражают уникальные обстоятельства разделения и воссоединения Кореи. Корейское телевидение и особенно короткометражные драматические мини-сериалы, которые корейцы называют «дорамами», стали чрезвычайно популярными за пределами Кореи. Дорамы были главным среди культурного экспорта, движущей тенденцией корейской волны в Азии и в других местах. Эта тенденция привела к славе корейских звезд и во многом способствовала повышению имиджа и престижа популярной корейской культуры.
Дорама «Ответ в 1988» отражает особенности корейской культуры в современном ее воплощении. От культуры питания до настольных игр и от стиля одежды до современных направлений музыки сериал становится свидетельством о жизни другого поколения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Культура повседневности – одна из актуальных областей современного гуманитарного знания. Неуклонный рост интереса к ней свидетельствует и о стремлении науки о культуре освоить новые сферы, о доминировании в современной культуре именно повседневного пласта. При этом интерес представляет как исследование повседневности в качестве относительно автономного «мира опыта» (А. Шюц 22), так и рассмотрение ее во взаимосвязи с другими сферами культуры.
Изучение повседневности позволяет создать многомерную картину культуры в ее противоречивости и целостности. Исследователь повседневности получает возможность увидеть отражение высокой культуры в зеркалах повседневного бытия, в зеркалах, подчас открывающих новые черты известных и понятных явлений.
Культурой повседневности ученые стали интересоваться со второй половины XIX века. В результате этого интереса появились работы как отечественных, так и зарубежных авторов, затрагивающее аспекты быта русского народа, реалии повседневной жизни греков. Учеными описывались поселения, жилища, особенности организации быта, традиции, семейные взаимоотношения, досуг. Особая роль уделялась этапным событиям в жизни человека, оформленным как обряды перехода.
На втором этапе научного изучения повседневной жизни, который начинается с 1920-х гг., прослеживается переключение внимания от внешних форм проявления повседневности к внутренним интеллектуально-духовным. Появляется термин «ментальность», обозначающий бессознательные установки, присущие людям определенной культуры, стереотипы сознания и поведения. Распространение по Европе и России позволило новой науке «история повседневности» оставаться в числе приоритетных и до настоящего времени.
История повседневности базируется на обращении не к глобальным проблемам общества, а к «маленькому» человеку, к проблемам частной жизни.
Термин повседневности может по-разному трактоваться в зависимости от того, с какого ракурса ведется исследование: семиотика, социология, эстетика и многие другие науки. Например, Т. И. Ерохина дала такое определение повседневности – это «то, что регулярно повторяется в жизни человека и человеческих сообществ изо дня в день» [7].
У Б.В. Маркова под «повседневностью» понимается следующее: «сама собой разумеющаяся реальность, фактичность; мир обыденной жизни, где люди рождаются и умирают, радуются и страдают; структуры анонимных практик, а также будничность в противоположность праздничности, экономия в противоположность трате, рутинность и традиционность в противоположность новаторству» [21, с. 15].
Вместе с тем культуру повседневности нельзя назвать статичной культурой, т.к. границы этой науки очень размыты и постоянно пересматриваются. Повседневностью так же называется и сфера деятельности человека, а значит в ней всегда содержится творческая активность, которая направлена на решение практических каждодневных задач.
Часто повседневность сравнивают с понятием «быта». Например, Ю.М. Лотман дал такое определение этому понятию: «быт – это обычное протекание жизни в ее реально-практических формах; быт – это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение» [19]. Но в сопоставлении с повседневностью, быт – более устойчивое понятие.
Также схожим понятием является «частная жизнь». Частная жизнь ограничена стенами дома, исключительно семейными отношениями и связана с некой интимностью. Оба эти понятия соотносятся с культурой повседневности как части и целое. Они подробно раскрывают отдельные сферы, но не все содержание.
В отличие от специализированных форм культуры, культура повседневности тесно связана с природой и биологическими потребностями человека. Она появляется для приручения и освоения природы, превращения ее из естественного в культурное состояние. Несмотря на то, что с течением времени культура повседневности усложняется, ее связь с базовыми потребностями человека сохраняется.
В силу того, что культура повседневности не получила своего институционального оформления, она «рождается и функционирует в сфере обыденной деятельности, а потому общедоступна» [8]. Исходя из этого можно сделать вывод, что человек не может существовать вне культуры повседневности.
Вместе с тем сложно говорить о разделении культуры повседневности и «высокой» культуры. «Хотя культура повседневности создает собственные нормы и ценности, она также отражает многие идеи, смыслы и образы высокой культуры» [8]. Связи между ними со временем все больше усиливаются вследствие их взаимодействия между собой.
Трансформация различных сфер и аспектов культуры повседневности в XX веке тесно связана со спецификой развития культуры в целом. Рост информационного и технического обеспечения, развитие медицины, повышение качества и разнообразия бытовых предметов, удобств изменяет быт людей и повседневные практики коммуникации значительно быстрее, чем в предшествующие периоды. Вместе с тем, достижения современной цивилизации привели и к появлению так называемой потребительской культуры. «Массовая ориентация на потребление оказалась связанной с массовым производством» [11]. В связи с этим массовая культура выступает неотъемлемой частью повседневности, определяет ее и, в свою очередь, отражает и закрепляет явления повседневности, фиксирует их в произведениях популярных жанров массовой культуры.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы