Основы психологии семьи и семейного консультирования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Кризис первого года семейной жизни и пути его преодоления.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК ОСОБЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ВЫПОЛНЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ 5
1.1 Современное состояние института семьи и брака 5
1.2 Исследование супружеских конфликтов на разных этапах жизненного цикла семьи 15
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КРИЗИСА ПЕРВОГО ГОДА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ПУТЕЙ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ 24
2.1 Молодая семья первого года семейной жизни 24
2.2 Исследование установок супругов с разной степенью удовлетворенности браком 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

 

  

Введение:

 

Актуальность данной темы курсовой работы выражена тем, что трансформация общественной жизни, экономические реформы и ускорение темпа жизни повлекли за собой преобразование семьи, как социального института и малой группы жизнедеятельности человека.
В период перемен семья испытывает неопределенность социальных норм, регулирующих семейную жизнь, кризис семейной идентичности, поиск новых смыслов жизни в паре. Все это задает объективную конфликтность семейных и супружеских отношений. И вызывает необходимость исследования современного супружеского конфликта, изучения сфер взаимодействия, которые влияют на формирование конфликта, а также описание закономерных процессов развития семьи, с целью обобщения и популяризации полученных данных.
Молодая семья первого года жизни является наиболее уязвимой с точки зрения тех рисков, с которыми сталкиваются супруги, образовавшие брачный союз. Внешне эта уязвимость проявляется в высокой частоте разводов, повышенной конфликтности во взаимоотношениях, проблемах материального порядка и многом другом. Все эти внешние проявления нередко становятся предметом самостоятельной оценки со стороны социологов, когда ученые изучают причины разводов, интенсивность конфликтов, наиболее острые проявления материальной необеспеченности и т.д. [17 с. 170].
Следует полагать, что подобного рода исследования играют свою существенную роль в изучении как масштаба проблем, так и способов их преодоления через соответствующие рекомендации специалистов. Однако данные исследования нередко проводятся в отрыве от важнейших качественных характеристик семьи, без учета которых репрезентативность полученных результатов нарушается. Можно, конечно, изучать семью, как некую среднестатистическую единицу, и такой подход содержит в себе известные удобства, не понуждающие социолога задумываться о качественных результатах в рамках количественных показателей. Но в подобном случае научные рекомендации окажутся настолько обобщенными, что их применение едва ли будет иметь социально значимый характер. Чтобы избежать этого, нужно изначально закладывать качественные параметры, позволяющие четко отделять один тип семьи от другой. Изучение рисков в рамках конкретной типологии позволит лучше понимать действующие в этом типе закономерности, в том числе вызванные рискогенными процессами, формирующимися внутри молодой семьи. Одной из таких качественных характеристик выступает выделение ее различных форм [10 с. 56]. В рамках данной курсовой работы будут представлены проблемы молодой семьи первого года жизни с точки зрения анализа нуклеарной и многопоколенной семьи.
Цель работы предполагает выявление особенностей супружеского конфликта, которые возникают в первый год совместной жизни.
Объект исследования — супружеский конфликт.
Предмет исследования — сферы формирование супружеского конфликта в первый год совместной жизни.
Задачи исследования: изучить сферы конфликтного взаимодействия супругов в первый год совместной жизни; выявить различия сфер формирования конфликта у мужчин и у женщин в исследуемых парах.
Экспериментальная база. Исследование было проведено в январе – марте 2019 года на территории Ростовской области.
Методика исследования: методика диагностики иррациональных установок (автор А. Эллис); метод психодиагностического исследования «Семья и семейные отношения в современной России» (автор В.В. Ковалев); опросник удовлетворенности браком (авторы В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко); опросник «Измерение установок в супружеской паре» (авторы Ю. Е. Алешина, И. Я. Гозман, Е. М. Дубовская).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы и приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение работы подведем итог проведенному исследованию.
Целью данной курсовой работы являлось изучение особенностей супружеского конфликта, которые возникают в первый год совместной жизни.
В ходе данной работы было установлено, что трансформация общественной жизни, экономические реформы и ускорение темпа жизни повлекли за собой преобразование семьи, как социального института и малой группы жизнедеятельности человека. В период перемен семья испытывает неопределенность социальных норм, регулирующих семейную жизнь, кризис семейной идентичности, поиск новых смыслов жизни в паре.
Все это задает объективную конфликтность семейных и супружеских отношений. И вызывает необходимость исследования современного супружеского конфликта, изучения сфер взаимодействия, которые влияют на формирование конфликта, а также описание закономерных процессов развития семьи, с целью обобщения и популяризации полученных данных.
В данной работе описаны основные тенденции происходящих трансформаций в институте семьи и супружеского конфликта. Затронуто понятие жизненного цикла семьи и нормативных кризисов как закономерной причины формирования напряжения и тревоги в паре, возможно приводящее к усилению конфликтного взаимодействия при переходе семьи с одного этапа жизненного цикл на другой. Особенного внимания в исследовании данной проблемы требует изучение кризиса первого года семейной жизни.
В работе использовались следующие методики: опросник удовлетворенности браком (авторы В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко); опросник «Измерение установок в супружеской паре» (авторы Ю. Е. Алешина, И. Я. Гозман, Е. М. Дубовская); методика диагностики иррациональных установок (автор А. Эллис); метод психодиагностического исследования «Семья и семейные отношения в современной России» (автор В.В. Ковалев).
Исследование показало, что для благополучных супружеских пар характерными являются запрет на обсуждение сексуальных отношений, ориентация на традиционно представляемую романтическую любовь, они не являются сторонниками разводов. Для неблагополучных супружеских пар характерно оптимистичное представление о людях, большое значение в жизни человека они придают детям и также не приветствуют разводы.
В благополучных парах по всем шкалам, кроме фрустрационной толерантности, выявлены иррациональные установи средней степени выраженности. По шкале «фрустрационная толерантность» иррациональные установки отсутствуют, что свидетельствует о высокой стрессоустойчивости супругов из благополучных семей. В неблагополучных парах иррациональные установки средней степени выраженности присутствуют по всем шкалам, следовательно, у них ниже степень переносимости различных фрустраций и выше вероятность возникновения и развития стресса.
Проверка на достоверность различий между благополучными и неблагополучными супружескими парами показала их наличие по шкалам «отношение к людям» (в неблагополучных парах представление о людях более оптимистичное) и «фрустрационная толерантность» (в благополучных парах данная установка отсутствует).
По итогам исследования данной курсовой работы необходимо резюмировать, что молодая семья первого года жизни переживает процессы формирования внутригрупповых связей, внешне выражающихся в выработке единых ценностных стандартов и согласованных ролевых моделей.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК ОСОБЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ВЫПОЛНЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
1.1 Современное состояние института семьи и брака
Актуализация проблемы семьи в наше время, время глобальных изменений, охвативших все сферы жизнедеятельности человека и изменивших общую ситуацию развития Общества, не случайна. Она связана с обсуждением вопроса воспроизводства субъекта исторического действия — Человека, способного не только решать сложные задачи, встающие перед современным обществом, но и повышать потенциал своей действенности в росте уровня своего развития и функционирования при возникающих в обществе кризисных ситуациях [1 с. 200].
Но только глубокое осмысление реального состояния современного Общества и эффективное решение новых сложных и острых задач, вставших перед человечеством, а также готовность и способность человека к их решению могут обеспечить успешное и прогрессивное его развитие. Поэтому проблема человека, формирования его субъектных и личностных качеств при ориентации на будущее Общества и его самого приобретает особый смысл.
Закладка же значимых человеческих свойств начинается в семье — важнейшем социальном институте, обеспечивающем реальное воспроизводство человека как субъекта исторического действия, его рождение и развитие. Важно заметить, что актуальность проблемы семьи [5 с. 74] в принципе в явном или скрытом виде объективно сохранялась на протяжении всей истории общества, проявлялась содержательно по-разному, но всегда объективно значимо в построении отношений общества и самого общества на разных этапах исторической дистанции как связанная с воспроизводством носителя исторического движения.
Формирование семьи как особого социального конструкта человеческого общества происходило в рамках эволюции биологической, а поэтому эволюции всеобщей в процессе антропогенеза и как снятие в качестве определяющих тенденций развития новой системной целостности законов функционирования системы биологической. Среди образующих появления сущностнопринципиально нового явления, выходящего по основаниям своей организации, а также по условиям функционирования и развития за пределы закономерностей собственно биологических, — сознание и способность мыслить, отношение при открытии (выделении) себя в своем отношении к себе, к другому, к действительности (связываемом с активным развертыванием отношений взаимодействия на основе языка и речи), особый в мире живого тип активности — деятельность, полагающая мотивированные действия и осознанные цели в совместном выстраивании новых, не существующих в природе феноменов и структур нового, социального, мира, и др.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы