Курсовая с практикой на тему Критерии определения источников комплектования государственных архивов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ С ИСТОЧНИКАМИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ 6
1.1. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ 6
1.2. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ 11
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ИСТОЧНИКОВ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ 14
2.1. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИЙ, ГРАЖДАН ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В СОСТАВ ИСТОЧНИКОВ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА 14
2.2. ВЕДЕНИЕ СПИСКОВ ИСТОЧНИКОВ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Комплектование государственных архивов является одним из ключевых направлений их работы. От качества ее организации напрямую зависит полнота состава Архивного фонда Российской Федерации, информационная и научная ценность информационных ресурсов страны, возможность объективно и достоверно отразить исторические события с течением времени.
Эффективность комплектования государственных архивов определяется правильным составом источников комплектования государственных архивов. Необоснованное расширение их состава усложняет работу с ними, нивелируя ее результативность с точки зрения пополнения Архивного фонда Российской Федерации. При этом, недостаточная работа по анализу и оценке деятельности потенциальных источников комплектования может привести к тому, что некоторые из них не войдут в состав источников комплектования, в результате чего их документы будут уничтожены с течением времени.
Деятельность архивов по комплектованию регламентирована и изучена в значительной степени. Вместе с тем, до настоящего времени изучение принципов и критериев определения состава источников комплектования государственных архивов является актуальным. Это обусловлено рядом факторов, к числу основных из которых следует отнести нерешенность вопросов обоснованности включения в состав источников комплектования органов и организаций иной формы собственности, нечеткость критериев и принципов оценки, что повышает роль субъективного фактора в принимаемых решениях. Это обуславливает актуальность темы исследования.
Объектом исследования являются источники комплектования государственных архивов.
Предметом исследования выступают критерии определения источников комплектования государственных архивов, определяемые в процессе анализа и оценки деятельности организаций и граждан.
Целью исследования является оценка эффективности существующих методик определения состава источников комплектования государственных архивов.
Задачами исследования, определенными его целью, являются:
— определение понятия и назначения комплектования государственных архивов;
— исследование понятия источника комплектования государственных архивов;
— исследование процессов анализа и оценки организаций, граждан для включения в состав источников комплектования государственного архива;
— исследование процесса ведения списков источников комплектования государственных архивов.
Вопросам комплектования государственных архивов были посвящены работы многих авторов. Теоретико-методологическую основу вопросов комплектования архивов заложили еще такие дореволюционные исследователи, как Н.В. Калачов, Д.Я. Самоквасов, А.С. Лаппо-Данилевский. В советский период соответствующие исследования продолжили такие авторы, как В.В. Максаков, И.Л. Маяковский, М.Н. Покровский, А.В. Чернов, В.Н. Автократов, В.Н. Старостин, Е.В. Старостин, В.П. Козлов и другие.
Вместе с тем, принимая во внимание актуальность темы исследования, до настоящего времени публикуется много работ, посвященных данным вопросам, например, публикации Н.А. Храмцовской (14), З.П. Иноземцевой (9), М.М. Жукова (8), А.А. Торопова (13), М.Р. Касиловой (10), Г.В. Скорочкиной (12), А.Г. Караваевой (10), Е.Д. Егоровой (7) и других авторов, посвященные проблемам комплектования государственных архивов в условиях действующих нормативных, организационных, методологических принципов.
Основными источниками исследования послужили законодательные, подзаконные нормативные акты, методические документы архивной отрасли. В частности, общие правовые основы деятельности государственных архивов по их комплектованию, по вопросам разграничения полномочий в сфере архивного дела, по вопросам собственности на архивные документы закреплены Федеральным законом от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (1). Данные аспекты раскрываются в нормативных правовых актах, в частности, «Правилах организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях» (2). Большое значение для исследования имели Методические рекомендации по применению правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях (4), а также рекомендации «Определение организаций-источников комплектования государственных и муниципальных архивов» (5).
Структура курсовой работы включает введение, две главы, каждая из которых состоит из двух разделов, заключения, списка источников и литературы.
Первая глава, имеющая теоретический характер, посвящена анализу понятийных и нормативно-правовых основ комплектования государственных архивов. Во второй главе предпринят анализ состава и эффективности применения критериев отбора источников комплектования государственных архивов.
Заключение:
Комплектование государственных архивов – это деятельность, целью которой является формирование Архивного фонда Российской Федерации. Исходя из определенной цели комплектования, правильное определение состава источников комплектования напрямую обуславливает полноту, информационную, научную, культурную, социальную ценность Архивного фонда Российской Федерации.
Общие правовые основы комплектования государственных архивов регламентированы на уровне законодательства. В частности, правовые основания установлены Федеральным законом от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях. Вместе с тем, данные нормативные акты содержат только базовые нормативные требования, реализация которых определяется уровнем компетентности конкретных специалистов конкретных государственных архивов.
Понятие источника комплектования государственного архива, определенное на уровне государственного правового регулирования, является довольно широким. Конкретные вопросы включения или исключения организаций и граждан из состава источников комплектования отнесены к компетенции уполномоченных органов исполнительной власти в сфере архивного дела и самих государственных архивов.
Это обуславливает повышение роли субъективного фактора при определении состава источников их комплектования.
Закрепленные принципы и критерии отбора органов, организаций и граждан в состав источников комплектования государственных архивов является обоснованными, и призванными обеспечить возможность беспристрастного отбора источников комплектования государственных архивов для полноценного формирования Архивного фонда Российской Федерации. Вместе с тем, отсутствие более четких и простых для понимания критериев оценки, нормативного закрепления порядка отбора источников комплектования государственных архивов обуславливают возможность субъективной оценки.
На уровне обязательного нормативного регулирования порядок и последовательность действий по работе с источниками комплектования, их учета, порядка ведения списков источников комплектования не закреплены (за исключением тезиса о необходимости данной работы). Конкретные этапы, методология ведения списков комплектования государственных архивов закреплены методическими рекомендациями, не обязательными к применению. В результате этого, форма списков, порядок проведения работ по их ведению устанавливается на уровне конкретного государственного архива.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ С ИСТОЧНИКАМИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ
1.1. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ
Комплектование государственных архивов является одним из важнейших направлений их работы. Наряду с хранением, учетом и использованием, данное направление выделяется как самостоятельное в работе государственных архивов. Успешность и качество его организации обуславливает эффективность работы государственных архивов в целом. Любые ошибки при осуществлении данной работы повлекут дальнейшие последствия, например, невозможность размещения архивных документов (при ошибках в планировании приема документов), низкую информационную, научную и практическую значимость принимаемых на хранение архивных документов (при ошибках в работе с организациями-источниками комплектования) и другие.
Согласно действующей терминологии, под комплектованием архива понимается «систематическое пополнение архива документами в соответствии с его профилем», то есть в соответствии с «установленным для конкретного архива составом документов, подлежащих хранению» (3).
Профилем архива может выступать управленческая документация, относящаяся к определенной территории (для большинства государственных архивов), научно-техническая документация, аудиовизуальные документы, кино- фото- фонодокументы, документы по личному составу, документы по конкретным направлениям деятельности государства.
Немаловажным в определении понятия комплектования, как и собственно в процессе комплектования, является систематичность процесса.
Прием документов на государственное хранение может осуществляться и путем единовременных передач (например, при передаче обнаруженных при археологических изысканиях древних рукописей, или передача документов единым массивом от ликвидированной организации). Архивы, пополняющиеся только путем единовременных передач можно считать не комплектующимися (например, Российский государственный архив древних актов).
Комплектующимися архивами являются архивы, в которые поступают документы (Рисунок 1):
— регулярно;
— образовавшиеся в процессе деятельности определенных архивом организаций и лиц;
— отобранные для постоянного (вечного) хранения на основе установленных критериев (признаков, определяющих значимость происхождения, содержания и внешних особенностей документов).