Курсовая с практикой на тему Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы коррекционно-педагогической деятельность логопеда по
формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР 5
1.1. Развитие
лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе. 5
1.2.
Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР. 10
1.3 Анализ
психолого-педагогических исследований по формированию лексико-грамматических
категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 17
Выводы по 1
главе. 24
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по формированию лексико-грамматической стороны
речи у старших дошкольников с ОНР. 25
2.1. Диагностика уровня
сформированности лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного
возраста. 25
2.3. Система
коррекционно-педагогической работы по формированию лексико-грамматической
стороны речи у дошкольников с ОНР. 30
2.3.
Определение эффективности системы коррекционно-логопедической работы 38
Выводы по 2
главе. 40
Заключение. 41
Список
литературы.. 42
Приложения. 46
Введение:
Актуальность
исследования. Одна из актуальных проблем
психолого-педагогической коррекции – это проблема нарушения речевого развития
детей дошкольного возраста, а также работа по своевременной коррекции нарушений
речи. В наше время значительно возросло количество указанной формы нарушения
психического развития дошкольников. В связи с этим существует постоянная
потребность в изучении теории и усовершенствовании практики коррекционного
обучения и воспитания детей с отклонениями в речевом развитии. Среди
многообразия видов речевых аномалий особое место занимает общее недоразвитие
речи, включающее, в частности, нарушение нормального формирования
лексико-грамматической стороны речевой системы.
Аспекты развития
лексико-грамматической стороны речи при общем недоразвитии речи представлены в работах
М.В. Богданова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпун, Т.Б. Филичевой.
Авторы полагают, что при общем недоразвитии речи развитие
лексико-грамматического строя проходит с большими затратами энергии, чем
изучение словаря. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и
грамматика организована на основе большого количества правил.
Лексико-грамматическая сторона речи в своей неразрывности представляет
структуру, каркас языка. Развитие словаря и грамматического строя является
необходимым условием для формирования у детей полноценных представлений о
речеязыковой системе в целом.
Проблема развития и
коррекции лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи исследовалась Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной,
Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, И.К. Колповской, Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой и
другими. В исследованиях раскрыты вопросы организации работы, методики
формирования лексико-грамматической стороны речи, показаны различные средства и
приемы развития речи. Как указывают в своих работах современные авторы,
формирование лексико-грамматической стороны речи – это одна из фундаментальных
задач речевого развития детей.
Объект исследования:
лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Предмет исследования:
особенности диагностики и коррекции лексико-грамматической стороны речи детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования:
рассмотреть особенности лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи и особенности коррекционно-педагогической
деятельность логопеда по формированию данной стороны речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с
поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования определить ее
современное состояние.
2. Изучить особенности
лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
3. Рассмотреть
особенности логопедической работы по коррекции лексико-грамматической стороны
речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
в качестве теоретических методов исследования выступили
сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы. В качестве
эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, беседы, анализа.
Практическая значимость
исследования определяется тем, что данные, полученные в ходе исследования,
позволяют определить содержание коррекционной работы, направленной на
формирование лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи. Представленные материалы могут быть использованы
психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной
категорией детей дошкольного возраста.
Заключение:
Общее недоразвитие речи –
это неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного
языка. Дети не овладевают самостоятельной речью, и с возрастом расхождения
становятся все более заметными.
Развитие дошкольников с
ОНР в целом подчиняется тем же законам, что и развитие дошкольников с
нормальным речевым развитием. Но имеются определённые особенности. Специфика
развития дошкольников с ОНР касается, прежде всего, речевого развития и, в
частности, формирования лексико-грамматической стороны речи. Дети с ОНР
неспособны, как их сверстники с нормальным речевым развитием, овладевать ею
спонтанно.
Дети с ОНР не используют
имеющийся у них запас лингвистических 27 единиц, не умеют оперировать ими, что
говорит о несформированности языковых средств, о невозможности осуществлять
спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности. При
ограниченности словарного запаса отмечается преобладание предметного словаря по
отношению к другим частям речи, число глаголов составляет не более половины
номинативного словаря. Ограничено использование в речи прилагательных. У детей
с недоразвитием речи нет правильной группировки слов при усвоении, лексика не
точна по значению.
Нарушение формирования
грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов
в речи детей с ОНР. Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается
в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым
образом
Данная категория
дошкольников нуждается в специально организованных логопедических занятиях по
формированию лексико-грамматической стороны речи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы коррекционно-педагогической деятельность логопеда по формированию лексико-грамматической
стороны речи у дошкольников с ОНР 1.1. Развитие
лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе Лексико-грамматическая
сторона речи включает в себя словарь и грамматически правильное его
использование.
Словарь – это слова
(основные единицы речи), обозначающие предметы, признаки, явления и действия
окружающей среды. Выделяют пассивный и активный словарь. К пассивному словарю
относят слова, которые знает человек, но не употребляет в повседневном речевом
общении. К активному словарю относятся слова, которые наиболее часто
используются в речи. Уровень развития словаря имеет количественные и
качественные характеристики [7].
Грамматические средства
языка — система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и
предложениях. Выделяют два уровня грамматической системы: морфологический и
синтаксический. Под морфологическим уровнем принято считать использование
приёмов словоизменения и словообразования. Составление предложений,
грамматически правильно сочетание слов в предложении относится к
синтаксическому уровню. Большое количество исследований посвящено развитию
лексики ребенка [2].
Развитие
лексико-грамматических средств языка происходит поэтапно. Ранний этап развития
речи, в том числе и овладения словом, был разносторонне изучен такими авторами
как М.М. Кольцова, Е.Н. Винарская, Н.И. Жинкин, Г. Л. Розенгард-Пупко, Д.Б.
Эльконин и др.
С каждым годом все больше
и больше проводится исследований развития лексики у ребёнка, рассматривая их в
разных аспектах: психологическом, психофизиологическом, психолингвистическом,
лингвистическом.