Курсовая с практикой на тему Контроль и оценка образовательных результатов: современный взгляд на проблему.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы контроля и оценки образовательных результатов учащихся в контексте реализации ФГОС общего образования……………..……………………………………………………. .5
1.1. Сущность понятий контроля и оценки образовательных результатов
и их функции в образовательном процессе………………………………… . 5
1.2. Современные средства оценивания образовательных результатов обучающихся в школе ………………………………………………………. .8
1.3. Портфолио как средство качественного измерения образовательных результатов…………………………………………………………………… .12
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 14
Глава 2. Методические основы применения системы контроля и оценивания образовательных результатов в учебном процессе…….. 15
2.1. Анализ практического использования различных видов контроля на уроках английского языка в современной школе…………………………. 15
2.2. Разработка системы тестовых заданий для учащихся 5 класса по теме «Достопримечательности Лондона»………………………………………….17
Выводы по главе 2 ……………………………………………………………..23
Заключение ……………………………………………………………………24
Литература …………………………………………………………………… 26
Приложение ……………………………………………………………………29
Введение:
Актуальность исследования. В свете происходящего перехода от знаниевой модели образования к компетентностной общепризнанно, что на всех ступенях образования показателем высоких образовательных достижений является не репродукция информации, полученной в образовательном учреждении, а те умения и навыки, которые необходимы учащимся для успешной реализации жизненных и профессиональных стратегий после его окончания. В связи с этим актуальным является поиск таких средств, которые позволят оценить способности учеников выполнять задания в реальной ситуации, самостоятельно находить информацию и получать необходимые знания, решать проблемы, то есть всего того комплекса задач, которые создают фундамент успешного осуществления любой деятельности. Этот поиск приводит к необходимости использования в оценке учебных и образовательных достижений школьников комплексного подхода, современных средств контроля и оценивания учебных достижений обучающихся.
В соответствии с новыми образовательными целями сам процесс оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся призван учитывать характер обучения, предполагающим большую степень самостоятельности в выборе предметов и уровней изучения материала, возможность формирования индивидуальных образовательный траекторий, широкое применение прогрессивных педагогических технологий, прежде всего проектных, исследовательских, практикоориентированных, а также учитывать многообразие форм, в которых осуществляется обучение, включая сетевые и дистанционные.
Тема контроля и оценки образовательных результатов занимает в последнее время важное место в образовательных дискуссиях, поэтому в научно-методической литературе уже опубликованы целая серия теоретико-методологических, дидактико-методических исследований (работы Н.Л. Винниченко, Е.Г. Гуренкова, В.К. Загвоздкин, С.И. Поздеева, Е.Б. Путинцева, А. А.Шехонин, В.А. Тарлыков, И.В. Клещева, И.Н. Медведева, О.И. Мартынюк, С. В. Панькова, И. О. Соловьева, Е.А. Мартьянов, А.В. Иванов, Л.Н. Чипышева, Л. В.Голоднова, Т.И. Горелова, Т. Г.Новикова, А. С. Прутченков и др.). В существенным проблемным областям в области технологии контроля можно отнести отсутствие конкретных моделей для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений, эклектичность представленных материалов.
Объект исследования – процесс контроля и оценивания образовательных достижений школьников.
Предмет исследования – тестирование как контроля и оценивания образовательных достижений школьников в обучении английскому языку.
Цель исследования – выявить возможности и условия использования тестирования в качестве методически обоснованного средства оценки образовательных достижений школьников в обучении английскому языку.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятий контроля и оценки образовательных результатов;
2) дать характеристику средств контроля и комплексной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС;
3) проанализировать использование различных видов контроля и оценки образовательных достижений школьников;
4) разработать приемы работы по оценке и контролю учебных достижений обучающихся в 5 классе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнительный анализ данных, мониторинг учебных достижений школьников.
Экспериментальная база исследования: 5 «А» класс общеобразовательной школы ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Заключение:
В результате проведенного исследования были сформулированы следующие основные выводы.
В первой главе работы была раскрыта сущность понятий контроля и оценки образовательных результатов, выявлено, что реализация компетентного подхода в образовании направлена на изменение целей, содержания обучения, а также технологий организации подходов к оценке образовательных результатов обучающихся в процессе промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Также была дана характеристика средств контроля и комплексной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС, показано, что одним из базовых положений ФГОС является формирование мотивации к обучению, развитие самостоятельных способов получения и критического осмысления информации. Выявлено, что изменения в требованиях стандарта содержательно сводятся к переносу акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, что с неизбежностью порождает проблему формирования адекватной новым целевым ориентирам системы оценивания учебных достижений обучающихся, а точнее – не только учебных, но и шире – образовательных.
В работе было также проанализировано использование различных видов контроля и оценки образовательных достижений школьников; показано, что портфолио является одной из инновационных технологий в оценивании, главной целью которого является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности, фиксация «точек роста», определение траектории образовательного поступательного движения вперед.
С целью диагностики системы оценки динамики образовательных достижений школьников и определения места и роли в этой системе такого инструмента как тестирование, было проведено педагогическое исследование, на основании которого были разработаны приемы работы по оценке и контролю учебных достижений обучающихся в 5 классе.
В итоге был сделан вывод о том, что технология тестирования хранит в себе огромный потенциал развития, позволяя наглядно продемонстрировать «точки роста» любого школьника; диагностировать возможные «слабые места» и появившиеся проблемы; показать уникальность и неповторимость каждой личности; способствовать выработке адекватной самооценке, рефлексии относительно целей и задач; реализовать творческие способности, повышать мотивацию к обучению; инициировать определение целей, задач и путей их реализации и достижения.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущность понятий контроля и оценки образовательных результатов и их функции в образовательном процессе
С переходом от знаниевой к компетентностной парадигме образования с особой остротой встает вопрос об адекватном новой системе обучения инструментарии оценки учебных достижений (более точным является использование в качестве терминологического базиса определение не учебных, а образовательных достижений, включающих метапредметные, предметные и личностные результаты).
В современной дидактике можно выделить следующие основные подходы к оценке достижений школьника:
˗ подход, основанный на комплексной оценке результатов образования: учебные и личностные достижения младшего школьника, то есть комплексный подход;
˗ подход, ориентированный на оценку способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач, то есть системно-деятельностный подход;
˗ подход, основанный на использовании накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений школьника, то есть технология или метод портфолио;
˗ подход, основанный на оценке динамики образовательных достижений обучающихся, то есть мониторинговый подход;
˗ подход, сочетающий внешнюю оценку и самооценку, то есть интегративный подход;
˗ подход, включающий в качестве основы «электронную информацию об учебных и личностных достижениях школьника, то есть информативный подход, ориентированный в основном на родителей» [23, c. 217].
Отметим, что в последние годы при доминировании системно-деятельностного подхода в школе, провозглашенного ФГОСами, активно используются многие из перечисленных подходов в комплексе, так как они по сути зачастую дополняют друг друга, акцентируя внимание на каком-то из аспектов оценивания.
В связи с ростом требований к содержанию образования, к формам его организации, педагогическим технологиям и методам обучения растут и требования к современным средствам оценки образовательных результатов. Хотя оценивание является вспомогательным структурным компонентом учебного процесса, тем не менее именно уровни образовательных результатов обучающихся, определяемые посредством КИМов (контрольно-измерительных материалов), КОСов (контрольно-оценочных средств), считаются показателем того, насколько успешно занимаются учащиеся и работают педагоги, насколько эффективно функционирует образовательное учреждение и вся система образования в целом. Следовательно, уже при планировании содержания и темпов обучения необходимо задавать и оптимальные средства оценивания.
В теории управления качеством обученности и образовательных процессов в целом применяется целый комплекс понятий – таких, как оценивание (оценка, отметка), диагностика, мониторинг [1]. Под оцениванием понимается собственно процесс сравнивания имеющегося у обучающегося объёма знаний (формируемых компетенций) с тем объёмом, который должен быть в соответствии с запланированных в образовательной программе (ФГОСе). Оценка трактуется, как, с одной стороны, качественный или количественный результат, подтверждающий соответствие/несоответствие объёма знаний (точнее, совокупности компетенций, заложенных в соответствующем ФГОСе) компетентностным требованиям образовательной программы, а с другой стороны, как способ определения этого объёма знаний или уровня усвоения обучающимся учебной информации. Наконец, отметка, представляющая собой производное от оценки, является количественным показателем достигнутого образовательного результата.
Существенные различия фиксируются и в содержательном наполнении таких понятий, как диагностика и мониторинг. Диагностика трактуется как процедура обследования обучающихся с целью оценки уровня освоенности ими актуальных для конкретной учебной дисциплины (учебного предмета) разделов образовательного материала.
Процедура диагностики включает в себя, как правило, два этапа:
1) сбор информации об уровне сформированности знаний, умений и навыков (требуемых компетенций) с помощью использования диагностического инструментария, то есть специально подобранных методов и приёмов, которые используются в зависимости от цели обследования, сложности учебного материала, контингента обучающихся;
2) постановка «диагноза», оценивание, завершающееся «разработкой на основе анализа результатов необходимых методических рекомендаций» [17, c. 50].
Мониторинг представляет собой «совокупность диагностических и контролирующих мероприятий, включающих выявление и систематическое отслеживание в динамике уровней усвоения обучающимися учебного материала» [7, c. 32]. Включая в себя и систему оценивания, и процедуру диагностики, мониторинг, в отличие от них, представляет собой непрерывные контролирующие действия, позволяющие диагностировать и одновременно корректировать продвижение обучаемого от незнания к знанию и его применению, выявлять трудности и особенности образовательных траекторий как на уровне класса, так и отдельных обучающихся. Таким образом, оценка должна быть ориентирована прежде всего на мотивацию учебной деятельности, обеспечение эффективного процесса обучения, на улучшение образовательного результата в целом.
1.2. Современные средства оценивания образовательных результатов обучающихся в школе
Механизм эффективного контроля за результатами образовательной деятельности обучающихся должен включать последовательно проводимые процедуры, оперативно, систематически и адекватно отражающие как результаты обучения, так и уровень сформированности умений и компетенций обучающихся. Как было отмечено в предыдущем параграфе главы, существуют разные подходы к системе оценки результатов учебной деятельности. Они зависят как от технологии (дидактической системы), выбранной педагогом в качестве доминирующей при построении учебного процесса, так и от стиля взаимодействия педагога и обучающихся. Немаловажную роль в этом механизме играет методически обоснованная система контроля уровня обученности и результатов учебной деятельности (учебных достижений), включающая все ее основные этапы и подуровни.
Как было отмечено выше, для реализации тех требований компетентностного подхода, который лежит в парадигме современных ФГОСов, особое значение имеет именно уровень самоконтроля, основанный на высокой степени мотивации к обучению.
Спектр способов, форм и видов контроля учебных достижений обучающихся, а также методики оценки уровня обученности, достаточно обширен и довольно детально прописан в дидактике [5]. Так, контроль учебной деятельности может осуществляться при помощи промежуточного и итогового тестирования, написания письменных контрольных работ, промежуточных зачетов и др.
Общепризнанно, что результативность учебной деятельности во многом определяется наличием эффективных методов ее контроля.
В дидактике выделяют следующие виды контроля:
диагностический, или входной контроль знаний и умений в начале изучения очередной дисциплины;
текущий контроль, то есть систематический мониторинг уровня усвоения учебного материала;
рубежный или промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
самоконтроль, осуществляемый обучающимся в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
срезовый (контроль уровня обученности на момент проведения среза);
контроль остаточных знаний и умений – после завершения изучения дисциплины спустя определенное время [3].
Образовательная программа конкретной дисциплины (предмета) направлена на целевые ориентиры требований к знаниям и умениям обучающегося, в то время как педагог исходит из реального уровня базовых знаний, опираясь на которые организует процесс освоения программного содержания.
Отсюда вытекает двуединая задача – с одной стороны, используя все имеющиеся ресурсы и возможности развить познавательные интересы обучаемого, а с другой стороны, опираясь на фундаментальные знания (базовый уровень подготовки, как правило, разнородный в каждом учебном классе) сделать материал понятным и доступным для освоения.
Эта задача может решаться посредством логически выстроенных в систему методически обоснованных контрольных заданий и упражнений, в которых перед ними «последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая которые, они успешно осваивают умения и учатся творчески применять их в новых условиях» [9, с. 130].