Курсовая с практикой на тему Коллективная творческая деятельность как средство развития социокультурной компетенции учащихся нового типа сознания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы организации и проведения коллективных творческих дел с учащимися 5
1.1 Сущность методики коллективного творческого воспитания 5
1.2 Коллективные творческие дела и их воспитательные возможности 7
1.3 Особенности организации и проведения коллективных творческих дел с учащимися 12
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации и проведению коллективных творческих дел с учащимися 16
2.1. Анализ состояния проблемы исследования в образовательной практике 16
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы 21
Заключение 28
Список литературы 31
Приложение 35
Введение:
Актуальность исследования. В современном обществе востребованы творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать свои жизненные проблемы. В связи с этим перед образованием встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь, требует соответствующей организации педагогического процесса.
В настоящее время идет поиск новых эффективных путей и средств развития учащихся с целью максимального развития их творческого потенциала. В качестве одного из таких средств можно рассматривать методику коллективного творческого воспитания.
Методика коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности детей и взрослых, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов [18].
Основным средством воспитания является коллективное творческое дело, которое основано на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Разнообразные КТД позволяют учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности [24].
Теоретические основы методики коллективного творческого воспитания раскрываются в научных работах и трудах И.П. Иванова, В.В. Коврова, А.С. Макаренко, Ю.В. Терентьевой, Н.Г. Яковлевой и других ученых.
Многие ученики и соратники известного ученого И.П. Иванова: Д. Аванесян, Л.Г. Борисова, О.С. Газман, Е.В. Титова, С.А. Шмаков, – внедряли и продолжают внедрять идеи коллективного творческого воспитания в жизнь в настоящее время.
По их мнению, КТД – это важнейший компонент методики коллективно-творческого воспитания. Эта методика предполагает активное участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. КТД позволяют создать широкое игровое творческое поле, где каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового.
Сущность методики коллективного творческого воспитания, заключается в том, что происходит организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе, такая деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям.
Методика коллективного творческого воспитания – это система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и методическая разработанность обусловили выбор темы нашего исследования: «Коллективная творческая деятельность как средство развития социокультурной компетенции учащихся нового типа сознания».
Объект – социокультурная компетенция учащихся нового типа сознания.
Предмет – коллективные творческие дела как форма организации воспитательной работы с учащимися.
Цель – выявление особенностей организации и проведения коллективной творческой деятельности как средства развития социокультурной компетенции учащихся нового типа сознания.
Гипотеза исследования заключается в том, что разнообразные коллективные творческие дела могут стать эффективным средством развития учащихся, если:
– систематически включаются в воспитательный процесс;
– цели коллективных творческих дел увлекательны для всех членов коллектива;
– педагог грамотно организует творческое дело, то есть с учетом возрастных особенностей учащихся использует упрощенную технологию проведения КТД.
Задачи:
1. Раскрыть сущность и воспитательные возможности коллективных творческих дел как формы воспитания учащихся.
2. Определить и обосновать особенности организации и проведения коллективных творческих дел с учащимися.
3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективной организации и проведению коллективных творческих дел с учащимися.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы по проблеме исследования, анализ опыта работы практикующих педагогов, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, сравнение и обобщение результатов исследования.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Заключение:
Формирование навыков коллективной деятельности обеспечивается следующими составляющими: владение навыками устной, письменной, монологической и диалогической речи; владение речевой деятельностью: чтением, аудированием, говорением, письмом; осуществление учебного сотрудничества, управление поведением партнера по коммуникации.
Для определения сформированности навыков коллективной деятельности используются такие тесты, как «Рукавички», «Левая и правая сторона», «Узор под диктовку», «Кто прав?» «Дорога к дому», «Ковер», «Решение ситуаций», которые позволят определить, какими УУД большинство детей владеют на уровне актуального развития, т.е. на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически; а также на уровне ближайшего развития, т.е. на уровне «перспективных действий», находящихся на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве.
Отличительным моментом является то, что в качестве примеров речевой деятельности учащиеся использовали в первую очередь средства речевого этикета, обращались друг к другу с просьбами: «пожалуйста, спасибо». Помимо вежливого общения, необходимо выделить интонационную выразительность речи детей, обращенную к партнеру по взаимодействию. Некоторые учащиеся старались выразить собственную оригинальную мысль с разными значениями, чтобы партнер лучше понял разные оттенки высказывания — «солнце светит, значит уже утро, нужны яркие краски»; «снежинки должны падать с разных сторон, ведь дует ветер», «эти цветы не цветут одновременно, их нельзя рисовать вместе» и т.д.
Многие учащиеся не только умели аргументировать собственные идеи, но и старались упорно отстаивать их. Успех при этом достигался, когда другой партнер соглашался с этой точкой зрения, а не вступал в противодействия, настаивая на собственной аргументации.
У ребенка, которому удалось научиться правилам общения, формируется и развивается положительное восприятие себя как личности. Культура речевого поведения помогает общению ребенка с окружающими, приносит ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие, создает условия для успешной деятельности, учащиеся становятся более инициативными, энергичными, в целом оптимистично настроенными. В то же время они усваивают социальные речевые нормы и подчиняются правилам, согласно которым живут люди. Чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Многие учащиеся не только умели аргументировать собственные идеи, но и старались упорно отстаивать их. Успех при этом достигался, когда другой партнер соглашался с этой точкой зрения, а не вступал в противодействия, настаивая на собственной аргументации.
Особенно нужно отметить яркое несовпадение в обоих классах методики Цукермана, что может свидетельствовать о том, что различные условия и способы сотрудничества с разными детьми оказывают значительное воздействие на формирование коммуникативной культуры.
Таким образом, мы диагностировали уровень развития коммуникативной компетенции.
Особенности взаимоотношений детей со сверстниками во многом определяются их взаимоотношениями с родителями. Как отмечают многие исследователи, одним из факторов, влияющих на общение, является стиль воспитания, принятый в семье. Он определяет не только успешность общения ребенка со взрослыми, но и влияет на общение со сверстниками. Отмечено, что авторитетный стиль, подразумевающий принятие и эмоциональную заинтересованность, благоприятно влияет и на общение ребенка с родителями и со сверстниками. Одним из факторов общения выступает уровень развития, ценностные ориентации ребенка и той группы, в которую он входит. Отношения со сверстниками приобретают первостепенную значимость. Само общение становится более глубоким и содержательным, расширяется область их общения, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь. Одним из ведущих мотивов является потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Стремление соответствовать нормам референтной группы, приобрести уважение и высокое статусное место один из ведущих мотивов деятельности ребенка, который наполняет процесс социализации конкретным содержанием.
Цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы организации и проведения коллективных творческих дел с учащимися
1.1 Сущность методики коллективного творческого воспитания
Более шестидесяти лет назад в педагогике появился феномен методики, получившей названия: коммунарская, орлятская, коллективное творческое воспитание, коллективная творческая деятельность, методика коллективных творческих дел. Авторами методики следует считать известного ученого и профессора Игоря Петровича Иванова, его соратников и последователей, а первые идеи рассматриваемой методики принадлежат Антону Семеновичу Макаренко.
По мнению А.С. Макаренко, воспитательная система должна быть не просто методикой, а образом жизни детей и взрослых. Новый человек, новая личность должна рождаться не в результате просто каких-то педагогических воздействий, а в совместном преодолении трудностей, в совместном поиске путей из сложнейших ситуаций, в совместном проживании неудач и успехов. И позиция педагога при этом – не над ребенком, даже не рядом с ребенком, а вместе с ребенком. Таков один из педагогических постулатов методики коллективного творческого воспитания [Цит. по 22, с. 13-14].
Опираясь на опыт пионерского движения 20-30 годов XX века, на идеи ученых А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, В.И. Терского, В.Н. Сороко-Росинского, В.С. Ханчина, В.Г. Яковлева и др., И.П. Иванов в 50-е годы XX столетия вместе со своими учениками и последователями разработал концепцию коллективного творческого воспитания.
Вначале исследования И.П. Иванова интересовали две идеи:
1) идея шефства над младшими, чтобы старшие учили младших духовной зрелости и сами приобретали ее в процессе творческого взаимодействия с младшими;
2) идея субъект-субъектных отношений, объединяющих и младших в практическое действие, в процессе которого старший может «обогреть» младшего, помочь ему, поддержать.