Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Коллективная и групповая организация деятельности обучающихся на уроке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Особенности организации коллективной работы учащихся на уроках 5
1.1. Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе 5
1.2. Педагогические условия организации коллективной форм работы учащихся на уроке 9
Глава 2. Методические особенности организации групповой работы на уроках 13
2.1. Характеристика групповой работы в трудах отечественных и зарубежных методистов 13
2.2. Методика организации групповых форм работы на уроке 18
Заключение 26
Список литературы 27

 

  

Введение:

 

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования методологическим основанием которого является системно-деятельностный подход, предполагает увеличение форм самостоятельности учащихся и использование продуктивных форм работы.
Одной из эффективных форм формирования универсальных учебных действий, является коллективно-групповая работа, которая предполагает высокую степень самостоятельности и инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков в процессе совместного взаимодействий учащихся.
Коллективно-групповая работа заняла достойное место на уроках. Учителя отмечают высокую эффективность подобной организации работы учеников, возможность вовлечь всех в процесс знания, развивать такое важное качество как ответственность (в этом случае по качеству знания как, и другие дети в группе). Высокая производительность уроков связана с деятельностью учеников. Главная цель коллективно-групповой работы – развитие мышления у учеников и развивать взгляды, так чтобы развивать способность думать. Формы группы образования позволяют работать вместе «учитель + ученик».
Вклад в изучение вопросов групповой работы на уроках в школе внесли В.А. Буров, Н.М. Борытко, М.Д. Виноградова, В.К. Дьяченко, Х.И. Лийметс, Р.И. Малафеев, Б.И. Первинин др.
Вместе с тем существуют противоречия между необходимостью использования коллективно-групповой работы в процессе обучения и недостаточной разработанностью педагогических условий ее применения на уроках в школе. Это обусловило актуальность темы исследования. И постановку проблемы- выявления педагогических условий организации коллективной и групповой работы учащихся на уроках.
Цель исследования – определить педагогические условия организации коллективной и групповой работы учащихся на уроках в школе.
Объект исследования: организация коллективно-групповой работы на уроках в школе.
Предмет исследования: педагогические условия организации коллективной и групповой работы.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса в школе.
2. Рассмотреть педагогические условия организации коллективной форм работы учащихся на уроке.
3. Рассмотреть характеристику групповой работы в трудах отечественных и зарубежных методистов.
4. Проанализировать методику организации групповых форм работы на уроке.
Методы исследования: анализ и синтез, доказательство, обоснование, сравнение, герменевтический метод, анализ документов (учебников).
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Коллективная и групповая деятельность является одной из распространённых форм работы учителя с учениками. Коллективная и групповая деятельность предполагает создание или сплочение коллектива, в котором данная деятельность происходит.
Из этого следует, что понятие коллектива подразумевает объединение людей, возникновение и дальнейшее существование между ними каких – либо отношений. Коллективная и групповая деятельность классифицируется как незаменимая форма организации учащихся, их воспитания и обучения.
В коллективной и групповая деятельности у каждого ребёнка раскрывается творческий потенциал. Появляются положительные эмоции, которые благополучно и успешно влияют на учебный процесс. Коллективная работа отличаются друг от друга по характеру общей практической заботы. Они могут быть: трудовыми, общественно-политическими, познавательными, художественно-эстетическими, спортивно-оздоровительными или организаторскими. Следует отметить, что в коллективной работе решается широкий спектр педагогических задач: развитие коллективистских и демократических основ жизни; самостоятельности, инициативы ребят и самоуправления; активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру.
Данные формы работы стимулирует учеников к творческому поиску различных вариантов решения задачи, способствует расширению их словарного запаса, а также усовершенствование знаний как в предметной, так и в сфере социального взаимодействия. В зависимости от педагогической задачи, которую ставит перед собой учитель, также появляются определенные требования к формированию групп и организации групповой работы.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности организации коллективной работы учащихся на уроках

1.1. Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе

Технология коллективного обучения или как еще ее называют, обучение в сотрудничестве – это такой вид обучения, при котором обучение осуществляется в малых группах [14]. Эта технология представляет гуманистическое направление в педагогике. Без сомнения, она была создана для обеспечения активной совместной деятельности учащихся в рамках разнообразных учебных ситуаций.
Впервые методику коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава предложил Александр Григорьевич Ривин (1877–1944). Последователь разработок Ривина и пропагандист КСО Виталий Кузьмич Дьяченко (1923–2008), объявлял, что «обучение есть общение обучаемых и обучающих. Вид общения определяет и организационную форму обучения» [8]. Из истории педагогической науки известно, что в основе развития способов обучения лежит использование различных видов общения.
Общение посредством письма – индивидуальный способ обучения (ИСО), который включает две формы обучения: индивидуальную и парную. Общение в паре (когда двое учат друг друга) и групповое общение (один одновременно учит многих) – групповой способ обучения (ГСО) включает уже три формы: групповую, парную и индивидуальную. И, наконец, общение в парах, меняющих состав (каждый учит каждого) коллективный способ обучения (КСО) – включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную.
В педагогической литературе мы нашли различные определения коллективного способа обучения (КСО):
− Коллективный способ обучения – такой способ организации обучения, сферы образования или школьной жизни, где в основе будет лежать особый тип учебного процесса, который строится на сотрудничестве [20].
− Коллективным способом обучения называют такую его организацию, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый обучает каждого [13].
− Коллективный способ обучения — это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми — диалогических пар [4].
− КСО — это такая организация учебного процесса, при которой ребенок выступает то в роли ученика, то в роли учителя, и которая интегрирует все существующие формы учебной деятельности: 1. Коллективную (каждый учит каждого). 2. Групповую (один учит многих). 3. Парную (один учит другого). 4. Индивидуальную (через письменную речь) [15].
Из приведенных определений следует, что КСО идеально подходит для работы в классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика.
А.Г. Ривин писал, что «…коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого» [11].
Уникальность идей А.Г. Ривина сводилась к тому, чтобы в педагогическом процессе «реально и оптимально» были использованы результаты психологической науки. Главное внимание здесь уделяется связи речи и мышления, и конечно же «естественной потребности людей в речевом общении». Чтобы реализовать эту идею А.Г. Ривином была предложена новая модель процесса обучения – необходимо каждому обучающемуся предложить активную роль в ходе получения новых знаний и приобретения новых умений. Свою форму педагогического процесса А.Г. Ривин назвал «методом организованного переменного диалогического общения или, короче, оргдиалогом».
Если же говорить о целевых ориентациях технологии, то можно выделить две главные: усвоение (ЗУН); развитие коммуникативных качеств личности (СУД) [19].
По мнению В.В. Петровой, Е.Н. Григорьевой, в основе технологии коллективного обучения лежит идея создания необходимых условий для совместной, успешной и плодотворной учебной деятельности учащихся. Использование этой технологии позволяет достичь основных целей обучения, а также раскрытию потенциальных возможностей каждого ученика и дальнейшему совершенствованию его умений и навыков [10].
Н.А. Мулина к преимуществам технологии КСО относит следующие: охватываются 3 уровня обучения: репродуктивный, конструктивный, творческий; позволяет уменьшить нагрузку на ученика; — способствует индивидуальному развитию школьников (коммуникативные способности во время общения, внимание, ответственность за себя и каждого в группе, абстрактное мышление, речь, усидчивость); повышает мотивацию учения; позволяет направить максимум усилий школьника в область его учебных возможностей и интересов [8].
Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому обучающимися. Мы можем выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка. На коллективных учебных занятиях в разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы