Физическая культура и спорт Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Основы методики подготовки стрелков спортсменов, специализирующихся в высокоточной стрельбе из длинноствольного оружия.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКОВ–СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ВЫСОКОТОЧНОЙ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ДЛИННОСТВОЛЬНОГО ОРУЖИЯ 9
1.1 Анализ факторов, влияющих на меткость стрельбы из длинноствольного оружия 9
1.2 Анализ условий деятельности, влияющих на подготовку стрелка–спортсмена к высокоточной стрельбе из длинноствольного оружия 21
1.3 Индивидуально–психологические свойства, влияющие на процесс подготовки стрелков–спортсменов, специализирующихся в высокоточной стрельбе из длинноствольного оружия 25
1.4 Теоретическая модель процесса подготовки стрелка–спортсмена, специализирующегося в высокоточной стрельбе из длинноствольного оружия 34
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКОВ–СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ВЫСОКОТОЧНОЙ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ДЛИННОСТВОЛЬНОГО ОРУЖИЯ 38
2.1 Цель, задачи и организация исследования 38
2.2 Обоснование методики исследования процесса подготовки стрелков–спортсменов, специализирующихся в высокоточной стрельбе из длинноствольного оружия 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 48
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 49
3.1 Основные результаты констатирующего эксперимента 49
3.2 Основные результаты формирующего эксперимента 68
Выводы по главе 3 75
ВЫВОДЫ 78
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 89

  

Введение:

 

Актуальность темы. Согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», спортивная подготовка является тренировочным процессом, направленным на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства в соответствии с программами спортивной подготовки – поэтапной подготовки физических лиц по виду спорта, определяющая основные направления и условия на каждом ее этапе.
Одним из резервов роста спортивного мастерства является совершенствование методики подготовки, требующее адекватного выбора средств и методов тренировочного воздействия.
Пулевая стрельба, будучи несколько десятилетий назад массовой, популярной и доступной всем, стала дорогим видом спорта, использующим современные достижения научно–технического прогресса, позволившего разработать новейшие образцы стрелкового оружия, боеприпасов и снаряжения, используемых на соревнованиях. Вследствие значительного увеличения затрат на подготовку стрелков–спортсменов появилась необходимость использовать в тренировочном процессе технические устройства и тренажеры, работающие без применения боеприпасов.
Однако мы считаем, что большинство современных технических устройств и тренажеров применяются бессистемно, а в учебно–методической литературе отсутствуют сведения о методике их применения в тренировочном процессе спортсменов–стрелков. Довольно мало и научных публикаций, в которых обосновываются основы методики тренировки спортсменов, специализирующихся на высокоточной стрельбе из длинноствольного оружия.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что исследование, посвященное разработке методики подготовки стрелков–спортсменов, специализирующихся в высокоточной стрельбе из длинноствольного оружия является своевременным и актуальным.
Актуальность, недостаточность исследования проблемы, общественная значимость и важность её решения обусловили избрание темы работы.
Объект исследования – теория и методика физического воспитания стрелков-спортсменов.
Предмет исследования – методика подготовки стрелков–спортсменов, специализирующихся в высокоточной стрельбе из длинноствольного оружия.
Цель исследования – выявить особенности подготовки стрелков–спортсменов из длинноствольного оружия, разработать и апробировать методику их подготовки с использованием современных форм, методов и средств спортивной тренировки.
Гипотеза исследования: результаты стрельбы стрелков–спортсменов из длинноствольного оружия на соревнованиях существенно зависят от методики построения тренировочного процесса, которая разрабатывается с учётом индивидуально–психологических особенностей каждого спортсмена.
Сформулированная цель исследования и выдвинутая гипотеза определили постановку задач исследования:
1) изучить и проанализировать специальную и научно–методическую литературу с целью разработки теоретической модели тренировочного процесса, учитывающей индивидуально–психологические свойства стрелков–спортсменов из длинноствольного оружия и условия стрельбы;
2) теоретически обосновать, разработать и апробировать методику подготовки стрелка–спортсмена из длинноствольного оружия;
3) выявить эффективность разработанной методики и разработать практические рекомендации по её применению.
Теоретико–методологическую основу исследования составили научные труды А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, Д.Д. Донского, Л.В. Чхаидзе, А.Р. Малхазова и других ученых, занимающихся исследованием проблем освоения двигательной деятельности, по мнению которых ведущую роль в управлении движениями играет психический образ, который формируется и развивается под влиянием индивидуальных свойств и условий внешней среды.
Влияние индивидуально–психологических свойств на успешность овладения двигательной деятельностью детально раскрыто в научных трудах Б. Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, П.Ф. Лесгафта, К.В. Судакова, А.В. Родионова и других ученых.
Теоретические и методические основы пулевой стрельбы изложены в публикациях А.А. Юрьева, М.Я. Жилиной, Н.В. Саблина, А.Я. Корха, Л.М. Ванштейна и других выдающихся спортсменов и тренеров.
Однако анализ работ перечисленных выше авторов всё же не позволяет выделить особенности тренировочного процесса стрелков–спортсменов из длинноствольного оружия и выбрать методику, учитывающую индивидуально–психологические свойства спортсменов и условия стрельбы, в чём и состоит выявленная нами проблема исследования.
Для достижения цели исследования и выполнения его задач использован комплекс методов исследования:
а) теоретических: сравнительный анализ и обобщение, моделирование;
б) эмпирических: хронометрия – для определения латентного времени простой зрительно–моторной реакции сгибателей, разгибателей указательного пальца и количество ошибок во время этого; латентного времени сложной зрительно–моторной реакции выбора, переделки знака и количества ошибок во время этого; латентного времени точности реакции на движущийся объект (в трех режимах); точности дифференцирования интервала времени 10 секунд; динамометрия дозированных усилий – для определения точности дифференцирования дозированных усилий; диагностика показателей точности дифференцированного порога зрительных ощущений (линейка Петрова) – для определения показателей точности дифференцированного порога зрительных ощущений от центра и от края линейки; теппинг–тест в модификации А. В. Родионова – для определения выносливости, лабильности, подвижности и уравновешенности психических процессов; регистрация показателей заключительной фазы выстрела из винтовки с помощью электронно–оптического тренажера «Скатт USB»; психодиагностика по тестам–опросникам Г. Айзенка (EPI); силы процессов возбуждения, силы процессов торможения, подвижности нервных процессов, баланса нервных процессов по силе возбуждения (по Я.Стреляу); активности, физической активности, импульсивности, лидерства, уравновешенности, коммуникабельности, рефлексивности (по Л. Терстоуну) демонстративности, педантичности, застревания, возбудимости, гипертимности, дистимичности, тревожности, циклотимичности, экзальтированности, эмотивности (по Леонгарду–Шмишеку) степени развития мотивации достижения успеха (по Т. Элерсу); мотивов занятий спортом: общения, познания, материальных благ, развития характера и психических качеств, физического совершенства, улучшения самочувствия и здоровья, эстетического удовольствия и острых ощущений, приобретения полезных для жизни умений и знаний, потребность в одобрении, повышение престижа, желание славы, коллективистская направленность (по В. И. Тропникову).
в) методов математической статистики: количественного и качественного анализа, корреляционного и факторного анализа данных с применением программ IBM SPSS Statistics 19 Microsoft Excel 10.0.
Опытно–экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие 20 стрелков–спортсменов, занимающихся в секции по пулевой стрельбе Ульяновского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина, 10 из которых занимались по стандартной образовательной программе (контрольная группа), а 10 спортсменов занимались по специально разработанной нами методике (экспериментальная группа).
Научная новизна полученных результатов. Усовершенствована система психолого–педагогического сопровождения тренировочного процесса стрелков из длинноствольного оружия. Получила дальнейшее развитие система диагностики профессионально важных качеств, необходимых представителям видов спорта, двигательная активность в которых жёстко лимитирована условиями поражения цели из специального спортивного оружия.
Практическая значимость исследования. Установлены психологические особенности развития ОВДД стрелка из винтовки, что позволило усовершенствовать методику подготовки стрелков–спортсменов, специализирующихся в высокоточной стрельбе из длинноствольного оружия.
Выделенные нами показатели эффективности формирования ОВДД стрелка из винтовки предоставили возможность усовершенствовать методику подготовки стрелков–спортсменов, специализирующихся в высокоточной стрельбе из длинноствольного оружия.
Практические рекомендации, разработанные на основе выводов из интерпретации данных исследования помогут тренерам и психологам спортивных команд в построении эффективного тренировочного процесса стрелков–спортсменов, специализирующихся в высокоточной стрельбе из длинноствольного оружия.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов к разделам, общих выводов, практических рекомендаций, приложений. Список литературы содержит 52 источника. Объем работы составляет 80 страниц, работа содержит 4 таблицы, 8 рисунков, 3 приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для обеспечения эффективного психолого-педагогического сопровождения тренировочного процесса стрелков-спортсменов, специализирующихся в высокоточной стрельбе из длинноствольного оружия, необходимо:
‒ тренерам в тесном взаимодействии с психологом спортивной команды распределить спортсменов не только по возрасту и уровню спортивной квалификации, но и по показателям сформированности мотивов, побуждающих их к занятиям спортом, усиливать их мотивацию стремления к успеху;
‒ в процессе тренировки и во время проведения массовых мероприятий со спортсменами создавать благоприятные условия для коммуникации между спортсменами разного уровня квалификации с целью обеспечения обмена положительным опытом стрелковой практики;
‒ для группы спортсменов, показывающих высокие результаты стрельбы, разработать систему поощрений, предоставлять широкие возможности тренироваться по индивидуальному плану с использованием тренажеров, обеспечивающих надежный контроль показателей сенсомоторного поля стрелка из винтовки, а при внесении поправок в тренировочный процесс быть максимально толерантными, не навязывать им своё мнение, показывая своё превосходство в спортивных достижениях и практическом опыте;
‒ с группой спортсменов, имеющих невысокую мотивацию к обучению стрельбе провести комплекс мероприятий, направленных на формирование в них практических и профессионально значимых мотивов, повышение в них уровня притязаний, формироание уверенности в своих силах, преодоление негативных психических состояний и стресса, развитие коммуникабельности и навыков совместной работы в группе, формирование позитивного имиджа спортсмена и спортивной деятельности, улучшение условий обучения и соревновательной деятельности;
‒ рекомендовать спортсменам с низкими результатами стрельбы систематически выполнять комплексы упражнений, направленных на активизацию когнитивных процессов и развитие сенсомоторного поля стрелка;
‒ включить в тренировочный процесс мероприятия по диагностике уровня развития ОВДД стрелка из винтовки по методикам хронометрии — для определения ЛВПС, ЛВПР, ЛВСВ, ЛВСП указательного пальца и количества ошибок реагирования; латентного времени точности РДО; точности дифференцировки интервала времени, динамометрии — для определения точности дифференцирования дозированных усилий; диагностики показателей точности ДПЗО по линейке Петрова — для определения показателей точности измерения пространства от центра и от края линейки; регистрации показателей завершающей фазы выстрела на тренажере «Скатт USB» (количество попаданий в мишень, количество выбитых очков, диаметр стрельбы, стабильность прицеливания, точность прицеливания, устойчивости траектории, коэффициент эллипсности попадания, коэффициент эллипсности траектории, устойчивости точки прицеливания в центре мишени).

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКОВ–СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ВЫСОКОТОЧНОЙ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ДЛИННОСТВОЛЬНОГО ОРУЖИЯ
1.1 Анализ факторов, влияющих на меткость стрельбы из длинноствольного оружия
Согласно классификации видов спорта, предложенной Л. П. Матвеевым, пулевая стрельба относится к видам спорта, двигательная активность в которых жёстко лимитирована условиями поражения цели из специального спортивного оружия [25, C. 7].
На основе анализа публикаций, посвящённых исследованию характеристик современного длинноствольного оружия и боеприпасов к ним можно прийти к выводу о возможности ведения высокоточной стрельбы на все дальности, используемые на соревнованиях по пулевой стрельбе [16, C. 31; 42, С. 89; 49, 35–92; 51, С. 218].
Согласно положениям теории стрельбы [13, C. 55] процесс, направленный на поражение цели стрельбой из того или иного оружия называют решением огневой задачи.
Несмотря на разнообразие видов оружия, решение огневых задач стрельбой из них происходит по типичной схеме и предусматривает подготовку стрельбы и стрельбу по цели, а при стрельбе в сложных условиях дополнительно – пристрелку.
Быстрому и эффективному решению огневых задач способствует применение предварительных расчётов, которые позволяют:
 прогнозировать результаты стрельбы и предварительно оценивать их эффективность;
 оценивать огневые возможности используемого оружия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы