Курсовая с практикой на тему Изучение произведений Карамзина в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения произведений Н.М.
Карамзина в школе 5
1.1 Н.М. Карамзин как представитель сентиментализма. 5
1.2 История и методика преподавания литературы XVIII века
в школе. 11
Глава 2. Изучение произведений В.М. Карамзина в
современной школе. 17
2.1 Анализ программ по литературе. 17
2.2 Технологическая карта урока по произведению Н.М.
Карамзина «Бедная Лиза» 21
Заключение. 26
Список литературы.. 28
Введение:
Актуальность темы. Н.М. Карамзин (1766-1826) – главный представитель
русского сентиментализма, известный историк и издатель. Он признается главой
русского сентиментализма. В его творчестве наиболее ярко и полно проявились
основные черты нового направления, со всеми его достоинствами и слабыми
сторонами. Его произведения оказали значительное влияние на русскую литературу,
но в свое время он был известен не только художественной прозой. Карамзин
выступал как поэт, публицист, литературный и театральный критик, издатель и автор
работ по истории России. Изучение его произведений в школе позволяет
познакомить детей с произведениями, которые в свое время читала вся Россия. А
произведения Карамзина на историческую тематику могут по-новому открыть перед
детьми картину истории России. При этом изучение произведений Карамзина в общеобразовательной
школе сложно в том аспекте, что детям он плохо известен, а слово
«сентиментализм» для современных школьников несет не тот смысл, который в него
вкладывали писатели XVIII века. Все это определяет актуальность исследования.
Предметом работы выступает изучение литературы XVIII века
в школе.
Объектом работы является изучение произведений Н.М. Карамзина
в школе.
Целью работы является разработка конспекта урока для 8
класса по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Задачи исследования:
1) изучить творчество
Н.М. Карамзин как представителя сентиментализма;
2) рассмотреть историю и
методику преподавания литературы XVIII века в школе;
3) провести анализ
программ по литературе;
4) разработать технологическую
карту урока по произведению Карамзина «Бедная Лиза».
Методами исследования выступают анализ научной и методической
литературы, анализ программ по литературе, обобщение и синтез.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней
разработана технологическая карта урока по произведению Карамзина «Бедная
Лиза».
Структура исследования включает введение, две главы, заключение
и список литературы. В первой главе изучается направление «сентиментализм», вклад
Н.М. Карамзина в развитие этого направления. Во второй главе рассматриваются те
произведения Карамзина, которые предлагаются составителями программ по
литературе для изучения школьниками. В заключении представлены выводы по
исследованию.
Заключение:
Н.М. Карамзин оказал
огромное влияние на развитие русской литературы. Можно отметить издаваемые им
журналы, переводы европейских художественных произведений, критические статьи.
Также он известен и своими собственными произведениями, многие из которых можно
отнести к направлению «сентиментализм». Это направление отличается повышенным
вниманием к чувствам и эмоциям человека. Но в лучших произведениях
сентиментализма описание переживаний – не самоцель, а средство привлечения
внимания читателей к несправедливости общества и социальному злу. Произведения
Карамзина, порой простые по сюжету, отличаются глубоким пониманием сути
человека и общества, этим они интересны до сих пор.
Произведения Карамзина
традиционно входят в школьную программу. Обычно их изучают как иллюстрацию
стилей и языка XVIII века. В советское время они были отодвинуты на второй план как лишенные
политического содержания. В настоящее время они изучаются при знакомстве
учащихся с русской литературой XVIII века. Основная сложность
для учителя литературы состоит в том, что само это время далеко от современных
учащихся, и они часто не воспринимают XVIII век, не понимают, что
это. Поэтому на уроке необходимо погрузить их в эту эпоху и показать, каким было
тогда общество.
В настоящее время в
общеобразовательной школе в 8 классе изучаются такие произведения Карамзина,
как «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница». «Бедная Лиза»
рекомендована всеми программами. При ее изучении необходимо помнить, что это
одно из первых произведений русского сентиментализма. Так как дети плохо
представляют себе устройство общества того времени, можно на уроке литературы
подробнее остановиться на понятиях «сословий». Приемы работы на уроке могут
включать в себя сопоставление героев, анализ их характеров, анализ образа
рассказчика.
«Наталья, боярская дочь»
и «Марфа-посадница» — это исторические повести. Об уровне их исторической достоверности
ученые спорят. Но они имеют свои литературные достоинства. При их изучении
необходимо ознакомить учащихся с соответствующими историческими фактами.
В работе была
разработана технологическая карта урока по произведению Карамзина «Бедная
Лиза». В целом, можно сделать вывод о том, что произведения Карамзина до сих
пор изучаются в школе. Личность Карамзина сама по себе может представлять
интерес для изучения с детьми. При анализе его произведений необходимо
объяснить учащимся особенности жизни людей в XVIII веке, по возможности погрузить их в обстановку того времени. Также
необходимо объяснить им смысл понятия «сентиментализм», в частности рассказать,
что в сентиментализме нет никакой связи с сентиментальностью. Это литературное
направление основано на идее гуманизма, сочувствия людям, на интересе к
обычному человеку, то есть на тех идеях, которые стали основными для всей русской
литературы последующего времени.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы изучения произведений Н.М. Карамзина в школе
1.1 Н.М. Карамзин как представитель сентиментализма
Особенностью творчества
Н.М. Карамзина, на которую обращают внимание практически все исследователи,
является его принадлежность к течению сентиментализма. Термины «сентиментализм»
и «сентиментальный» как характеристики отдельных явлений (культурных и бытовых)
очень распространены. Но чаще происходит то, что М.М. Бахтин называл «подменой
сентиментализма ‘сентиментальностью’» [3, с. 304].
Проблема существует и
сегодня, один из важнейших аспектов ее в том, что «…в понятие сентиментализм
вкладывалось некоторое пренебрежительное, высокомерное отношение» и «бытовое
употребление термина несколько упростило и принизило его» [22, с. 12].
Даже учащиеся школ
иногда пренебрежительно отзываются о творчестве сентименталистов, ошибочно
считая, что сентиментализм – это что-то «детское» или связанное с излишней
чувствительностью. Но это далеко не так, и сентиментализм стал важным шагом в
развитии европейской литературы.
Сентиментализм – это направление
в литературе и искусстве второй половины восемнадцатого века, отличавшееся
повышенным интересом к человеческим чувствам и эмоциональным отношением к
окружающему миру. Само слово «сентиментализм» происходит от латинского слова «чувство»
или «чувствовать» [23].
Из других существующих определений
сентиментализма следует выделить мысль М.М. Бахтина о том, что в основе сентиментализма
«лежит подход к человеку и миру… Подход, позволяющий увидеть и осмыслить
(художественно освоить) такие стороны действительности, которые не существовали
для других направлений» [3, с. 305].
Действительно, в
сентиментализме начинают появляться персонажи, которых нельзя себе представить
в литературе классицизма, например, дети. Для сентиментализмов важны чувства и
детали, на которые представители классицизма не обратили бы и внимания.
Сентиментализм возник в
Англии. Английская сентиментальная комедия сумела художественно освоить такие
стороны действительности, которые не существовали для других жанров, в
частности, важнейшим жанрообразующим принципом сентиментальной английской комедии
является чувство. Чувство становится критерием человечности, само же чувство осмысляется
в нравственном плане, морально облагораживается. Под «чувством» понимается
благородное, возвышенное чувство.
Термин «сентиментализм»
возник не сразу. В 1747 году, в прологе к комедии «Найденыш» (The Foundling) Э. Мура перечислены все
черты жанра сентиментализм без слова «сентиментальный»: «Он представляет
образец добродетельного человека, и дает вам больше морали, чем развлечения,
его цель – ваши вздохи и слезы, придающие Вам человечность, раскрывающие самую
приятную черту человека – музыку души». Перед нами круг основных понятий,
которые сегодня определяются терминами «сентиментализм», «сентиментальный». Но
само слово еще не произнесено, это произойдет чуть позже [13, с. 116].
Поначалу «сентиментальность» в
европейской литературе употреблялось как синоним «