Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Изучение представлений о культуре общения и поведения у детей среднего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Ключевые нравственные ценности детей дошкольного возраста 7
1.2. Анализ программ дошкольного образования 10
1.3. Методы и приемы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста 11
1.4. Критерии характеристики уровней сформированности культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста 14
Выводы по I главе 17
ГЛАВА II. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 18
2.1. Диагностика сформированности культуры поведения и общения у детей дошкольного возрасте 18
2.2. Анализ результатов педагогической диагностики 24
Выводы по II главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Современное состояние российского общества ставит перед учебными заведениями ряд неотложных задач, направленных на воспитание у подрастающего поколения уважения к истории и традициям своего народа, формирование нравственности. Но этот процесс имеет много проблем и препятствий.
В Общих положениях ФГОС ДО отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников. В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и ее объемураскрывается содержание программы. Оно должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области.
Исследование нравственного воспитания имеет историческую основу. Идея нравственного совершенства человека как основа воспитания гражданина находила отражение в трудах философов и педагогов прошлого (Аристотель, Демокрит, Я. Коменский, Ж.-Ж. Руссо). Однако до сих пор отсутствуют целостные научные исследования, рассматривающие потенциал дошкольной системы образования в формировании нравственности воспитанников.
Анализ нормативных актов, психолого-педагогических исследований, современного состояния нравственного воспитания у детей показал наличие противоречий между:
— Необходимостью активизации работы по нравственному воспитанию в дошкольных учебных заведениях и отсутствием на практике универсальной для всех регионов России общей идейной основы нравственного воспитания дошкольников;
— Невозможностью создать эффективную систему нравственного воспитания дошкольников традиционными способами и насущной потребностью в такой системе;
— Недостаточным применением на практике средств дошкольной педагогики и ее значительным потенциалом в деле нравственного воспитания;
— Необходимостью соединения усилий всех субъектов воспитательной деятельности в деле нравстенного воспитания дошкольников и фактическим игнорированием этого процесса семьей, общественными объединениями, органами местного самоуправления, культурными учреждениями в поликультурных регионах России.
Цель исследования заключается в научном обосновании, теоретической разработке и экспериментальной проверке модели нравственного воспитания дошкольников средствами народной педагогики.
Гипотеза исследования: нравственное воспитание дошкольников будет максимально эффективным, если в его процессе будут использованы средства народной педагогики.
Согласно сформулированной цели решались следующие задачи:
1) на основе анализа нормативных актов, научно-методической, психолого-педагогической, исторической и философской литературы обосновать теоретико-методические основы нравственного воспитания в дошкольных учебных заведениях;
2) уточнить специфику, методы и формы нравственного воспитания дошкольников;
3) выявить критерии, показатели, охарактеризовать уровень нравственной воспитанности дошкольников;
4) разработать, научно обосновать модель нравственного воспитания дошкольников средствами народной педагогики, экспериментально проверить ее эффективность.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания дошкольников.
Предмет исследования – методика нравственного воспитания дошкольников средствами народной педагогики.
Методологическими основами исследования выступили закономерности и принципы теории общенаучного познания; принципы гуманистической педагогики и психологии; принципы историзма, объективности, научности и сравнительного анализа; положение о взаимосвязи теории и практики, роль деятельности в развитии личности; концепция системного подхода, концепции нравственного воспитания, положения о педагогической системе; педагогические идеи о воспитании и его социальных функциях; современные философско-психологические концепции воспитания, а также законодательные акты и концепции развития дошкольного образования в РФ.
Для реализации поставленных задач использованы следующие методы исследования: научный анализ категорий исследования; анализ нормативно-правовых актов по нравственному воспитанию; изучение, анализ и синтез философских, психологических, педагогических знаний и исторических источников; моделирование процесса нравственного воспитания дошкольников; системный и функциональный анализ, сравнение, классификация, систематизация и обобщение теоретических и методических основ для выяснения современного состояния нравственного воспитания дошкольников; метод сравнительного анализа и синтеза результатов исследования, осмысление их новизны.
Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности предложенной модели нравственного воспитания проводилась в естественных условиях образовательного процесса на базе МБДОУ № 1 пгт. Уруссу РТ. В эксперименте приняли участие 22 воспитанника средней группы.
Практическое значение исследования заключается в том, что материалы работы могут быть применены в работе дошкольных учебных заведений по нравственному воспитанию.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрена специфика нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Вторая глава раскрывает особенности практической работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народной педагогики. В заключении подведены итоги исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ понятия «культура поведения» в гуманитарных науках дает возможность сделать следующие выводы:
— человеческое поведение неразрывно связано с функционированием культуры и предусматривает овладение и усвоение индивидом ее ценностей. Ценности мировой культуры являются фундаментом и одновременно средством формирования культуры поведения растущей личности. Согласно этому, культура поведения рассматривается в соответствии с мерой ее гуманизации, соответствия общечеловеческим ценностям и нормам;
— под культурой поведения в философии, социологии понимают способ организации личностью собственных действий и поступков, которые обеспечивают ее гармоничное развитие и не противоречат интересам общества;
— в психологии культура поведения связывается с развитием эмоциональной саморегуляции и определяется как культура эмоциональной сдержанности личности, а психологической основой ее является наличие внутренней мотивации деятельности;
— в структуре культуры поведения личности ученые выделяют «личный» (творческий) и функциональный аспекты, что не исключает их переплетения на практике. Функциональная форма характерна для типичных ситуаций, которые возникают в повседневной жизнедеятельности, и поэтому больше связана со стереотипами поведения. В отличие от этикетной регуляции функционального общения, «личностное» не ограничивается только формальной регуляцией, поскольку межличностные отношения не могут быть статическими и поэтому требуют проявления широкого спектра мотивов поведения.
Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном возрасте и от успешности этого процесса зависит его дальнейшее нравственное развитие. В воспитании ребенка с первых лет его жизни важное место занимает формирование нравственных качеств. В процессе общения со взрослыми воспитывается привязанность и любовь к ним, желание вести себя в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Эмоциональная отзывчивость ребенка составляет основу для формирования у него нравственных качеств: удовольствия от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном возрасте формируются чуткость, сострадание, доброта, радость за других.
Нравственное воспитание в дошкольном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности ребенка является его семья. Вспомогательным механизмом для реализации нравственного воспитания дошкольников является дошкольные учебные заведения, ролью которых является коррекция ошибок воспитания ребенка в семье.
По нашему мнению, нравственное воспитание дошкольников – сложный процесс формирования убеждений и системы ценностей ребенка, реализуемой с помощью определенных методов, к которым относятся: убеждение; рассказ; объяснение; разъяснение; внушение; нравственная беседа; пример; поощрение; наказание.
Детям 4-5 лет уже доступно проявление моральных чувств: сопереживания, сочувствия, сострадания, общей радости. Если ребенок преимущественно реагирует на ситуацию, то в этом возрасте он уже может проникать в эмоциональное состояние сверстника, понимать его чувства. Он сам начинает ощущать сопереживание, готовность поддержать сверстников, родных и близких.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Ключевые нравственные ценности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – период первоначального формирования личности, развития личностных механизмов поведения. Основная цель развития личности – реализация ребенком собственного «Я», а также осознание себя как социального индивида – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Движение, даже самое простое, дает пищу для детской фантазии, развивает творчество, высшие компоненты в структуре личности и представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение различных видов деятельности.
Важнейшая особенность творчества дошкольника – насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря которым оно имеет большую притягательную силу и способствует развитию новых мотивов деятельности, формирует эвристическую личность.
Исследователи (Н. Дьяченко, Л.А. Кандибович, Я.Л. Коломинский) предлагают следующую структуру межличностных взаимоотношений:
1) определенные побуждения (интерес, понимание необходимости во взаимодействии, сотрудничестве, общении и т.д.);
2) определенное поведение (речь, действия, жесты, мимика и т.п.);
3) эмоции и чувства (удовольствие от общения, симпатия или антипатия, взаимная аттракция или негативные состояния и др.);
4) познание (восприятие другого, мышление, воображение, представление);
5) саморегуляция, воля (выдержка при отсутствии взаимопонимания, владение собой в случае конфликта, оказание помощи другим в трудной ситуации и т.д.).
Установлено, что именно в межличностных отношениях проявляются как индивидуальные качества личности (ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальный потенциал и т.д.), так и усвоенные ею общественные нормы и ценности. Важнейшим звеном межличностных отношений является активность самой личности, ее собственные действия и поступки. Вступая в межличностные отношения в различных по форме, содержанию, ценностям и структуре сообществах (семье, детском саду, школе, объединениях по интересам и т.д.), ребенок проявляет себя как личность, предоставляя одновременно возможность другим оценить себя в отношениях с ними.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы