Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая и экспериментальная психология

Курсовая с практикой на тему Исследование эмоционального состояния тревоги и тревожности личности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ПО ПРОБЛЕМАМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 5
1.1 Личностная тревожность как психологический феномен 5
1.2 Психологические факторы личностной тревожности 9
1.3 Особенности консультирования лиц юношеского возраста по проблемам личностной тревожности 12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ 17
2.1 Описание эмпирического этапа исследования 17
2. 2 Обработка, интерпретация результатов исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ

  

Введение:

 

В ситуации глобальных кризисов — экологического, демографического, геополитического, этнического, нравственного, а также беспрецедентных темпов общественных изменений, значительно усложняющихся условий жизни людей, наблюдается воздействие на человека разных факторов, вызывающих психические напряжения, стрессы, эмоциональную дестабилизацию, что разрушающе сказывается как на физическом, так и на психологическом здоровье. Важнейшими показателями, свидетельствующими о деформирующих изменениях в уровне здоровья, по мнению ученых, является: рост уровня тревожности и агрессивности, появление депрессивных состояний, падение самооценки, утрата необходимого уровня активности и разрушение психологического здоровья.
В настоящее время как в России, так и за рубежом наблюдается неуклонно растущий интерес специалистов самых различных специальностей — социологов, психологов, врачей, юристов, работников правоохранительных органов, к проблемам тревожного поведения личности. При этом наибольший интерес современных исследований составляют вопросы исследования профилактики тревожного поведения среди студенческой молодежи.
Тревожное поведение личности представляет собой довольно серьезную социальную проблему, так как в своем крайнем выражении ведет к тяжелым социально-негативным последствиям в виде ауто- и гетероагрессивных действий, инвалидизации, утрате работоспособности, конфликтам с окружающими и совершению противоправных действий.
Вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Цель работы – анализ эмоционального состояния тревоги и тревожности личности у лиц юношеского возраста.
Объект исследования: студенты ВУЗа.
Предмет исследования–тревожность студентов.
В связи с поставленной целью были конкретизированы следующие задачи:
1. Проанализировать понятие о тревожности и тревоге как социально-психологических категориях.
2. Провести практическое исследование тревожности лиц юношеского возраста.
3. Определить эффективность тренинговой работы по снижению тревожности у студентов.
Новизна исследования состоит в изучении влияния тренинговой работы на уровень тревожности выпускников.
Структура и объем работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении обоснована актуальность, раскрыта степень разработанности проблемы, сформулированы параметры исследовательской работы, новизна.
Первая глава посвящена теоретическому анализу эмоциональных состояний тревоги и тревожности личности. Определены взгляды ученых по данной проблеме и сформулированы основные выводы.
Во второй главе проведено исследование тревожности личности студентов-выпускников ВУЗа, показана эффективность воздействия тренинговой работы на снижение тревожности и формирование уверенного поведения.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности применения материалов тренинга для коррекционной работы по снижению тревожности у лиц юношеского возраста

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Личностная тревожность представляет собой устойчивое личностное образование, которое сохраняется в течении довольно продолжительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу и постоянные формы исполнения в поведении с доминированием защитных и компенсаторных реакций. Эмоциональное благополучие человека с первых дней жизни зависит от многих причин. Причины тревожности на социальном уровне – нарушение общения. На психологическом уровне – неадекватное восприятие субъектом самого себя, на психофизиологическом уровне причины тревожности связываются с особенностями строения и функционирования центральной нервной системы.
Личностная тревожность проявляется не обязательно непосредственно в поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающий психику. Центральным новообразованием юношеского возраста является профессиональное и личностное самоопределение. Задача консультативной помощи, решаемых психологом-консультантом в работе с юношами, связанные прежде всего с их самоопределением в пределах жизненного пространства: социальным, жизненным и профессиональным. Реализация психологической поддержки личности юношеского возраста направляется на развитие положительного ценностного самоотношения, самопринятие, выбор жизненного пути, определение собственной системы ценностей, смыслов, самоутверждения в профессиональной деятельности и налаживания межличностных отношений со взрослыми и сверстниками как своего, так и противоположного пола.
Особенно значимым изучение данной проблематики и практическая коррекция и профилактика необходимы в юношеском возрасте, когда в самосознании происходят фундаментальные изменения, которые несут кардинальное значение для всего последующего развития и становления молодого человека как полноценной личности.
В современных условиях развития общества проблема социальной потребности в психологически зрелых, успешных и хорошо образованных людях занимает довольно важное положение.
За последние годы произошла огромная трансформация социальных институтов и общественных отношений. При этом существенно важным представляется переход экономики на рыночную модель, что в свою очередь оказывает влияние на формирование качественно нового поколения, меняет ценности и мотивы, установки и стереотипы, а также и саму поведенческую модель молодежи. Серьезные изменения в последние десятилетия наблюдаются и в стиле жизни современного студенчества.
В глобальном смысле, студенчество представляет своего рода авангард социума, потенциал которого значительно влияет на состояние и развитие страны. При этом и спектр общественных ролей студентов за последние годы довольно многогранно обогатился и изменился.
В данной работе на основании теоретического исследования отечественной и зарубежной литературы мы систематизировали знания о состоянии тревожности вообще, и, в частности, об особенностях тревожности у студентов перед экзаменами. Мы провели эмпирическое исследование уровня ситуативной и личностной тревожности, систематизировали представления о ГПТ, обосновав его теоретические и методические аспекты, разработали программу, целью которой является снижение уровня тревожности у студентов, через развитие навыков постановки целей, выбора наилучших способов и ресурсов для их достижения.
Теоретический анализ особенностей состояния тревожности показал, что существуют различные факторы, способствующие формированию данного состояния: отсутствие четкой временной перспективы; наличие смутного представления о своей дальнейшей жизни, профессия, установки по отношению к окружающему миру, возможное несоответствие личных притязаний с возможностями.
Становится очевидным, что в случае диагностирования состояния тревожности у студентов им должна быть оказана эффективная психологическая помощь. Объективные характеристики, предложенные как критерии исследования состояния тревоги, соответствуют задачам исследования динамики снижения тревоги в условиях ГПТ.
Согласно результатам экспериментального исследований состояния тревоги, мы теоретически обосновали ГПТ как эффективного средства ее психологической коррекции. ГПТ является особым образом структурированным взаимодействием в группе, которое позволяет студентам, имеющим высокий уровень тревоги, развить свои возможности и способности, активизировать деятельность, повысить самооценку и понизить уровень тревоги.
О ГПТ как эффективном средстве психологической коррекции и помощи в снижении уровня тревоги у студентов, можно говорить тогда, когда используется механизм интериоризации-экстериоризации.
Представленные в систематизированном виде знания о состоянии тревоги вообще, и, в частности, об особенностях тревоги о будущем у студентов, могут выступать практической основой как для проведения исследований данных феноменов на разных выборках студентов, так и для выбора эффективных методов психологического воздействия с целью снижения у них (при выявлении), уровня тревоги и доведения его до оптимального.
В связи с вышесказанным мы можем утверждать, что цели и задачи исследования достигнуты.
Опираясь на результаты нашего исследования, мы можем рекомендовать ГПТ как эффективное средство психологической коррекции тревожности у студентов перед предстоящими экзаменами.

 

Фрагмент текста работы:

 

З. Фрейд был одним из первых, кто попытался пояснить природу тревоги. В соответствии с учением З. Фрейда переживания, имевшие место в жизни человека (воспоминания или мысли, импульсы, действия), мучительно болезненные или вызывающие сильную тревогу, вытесняются из сознания, а те силы, которые привели к вытеснению случившегося из памяти, мобилизуются, мешая их возобновлению в сознании. Тут функционирует физиологический механизм, близкий к механизму «охранительного» торможения, когда торможение при сверхсильном возбуждении охраняет кору от ненужного перевозбуждения, и собственно, поэтому резкие аффективные переживания, неприемлемые и мучительные для субъекта, энергично тормозятся, «вытесняются» из сознания, забываются субъектом [3, с. 16].
Тревога представляет собой такое эмоциональное состояние, которое подобно тому, что испытывает человек, когда подвергается опасности извне, и ее назначением является предупреждение о наступающей угрозе, с которой необходимо столкнуться или избежать ее. Тревога позволяет личности в угрожающих ситуациях реагировать адаптивным способом [6, с. 82].
В своей индивидуальной теории личности А. Адлер рассматривал тревогу в качестве симптома невроза, а последний понимал довольно обширно – как диагностически неоднозначный термин, который охватывает многие нарушения поведения. [9, с. 27].
К. Хорни полагала, что тревога является необходимой составной частью в психике человека. В формируемой ею социокультурной теории личности этиология тревоги состоит в отсутствии ощущения безопасности в межличностных отношениях. Все, что во взаимоотношениях с родителями рушит чувство безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Следовательно, происхождение невротического поведения необходимо искать в нарушенных взаимоотношениях между родителем и ребенком. Ребенок будет развиваться нормально, если он чувствует себя в безопасности, он ощущает любовь и принятие себя. А если ребенок не чувствует себя в безопасности, то у него формируется агрессивность к родителям, и эта агрессивность, в конце концов, переизменившись в базальную тревогу, будет обращена на каждого.
К. Хорни сравнивает страх и тревожность. Страх – это реакция, пропорциональная наличной опасности, а тревога является несоизмеримой реакцией на представляемую опасность. Тревога и страх представляют собой адекватные реакции на представляемую опасность, однако в случае страха опасность объективна, очевидна, а в случае тревоги она субъективна, скрыта. Насыщенность тревоги соразмерна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация [12, с. 204].
В современной психологии указывается на то, что среди психических состояний, являющихся предметом научных исследований, большой интерес уделяется термину «anxiety», иногда «anxiousness», что в переводе на русский язык значит «тревога», «беспокойство». Сам термин произошел от латинского термина «angusto», что значит «сужение», «узость». В состоянии тревоги возбуждение, напряжение является заблокированным, что выражается, в первую очередь, в особенности дыхания человека. Дыхание делается частым и поверхностным. Кроме этого, при тревожности выступают и такие симптомы, как учащение пульса и беспокойство [13, с. 34].
Для дальнейшего рассмотрения нужно четко определить различия между тревогой, страхом и тревожностью, с одной стороны, между тревогой и депрессией – с другой. Н. Д. Левитов отмечает, что беспокойство, тревога в нынешней психологии, в особенности американской психологии, интерпретируются как эмоциональное состояние, которое по большому счету приближена к эмоции страха (или, как полностью верно указывает Е. П. Ильин, является разновидностью страха). В теории дифференцированных эмоций утверждается, что феномен тревожности непрост и состоит из превалирующей эмоции страха, взаимодействия страха с одной или несколькими фундаментальными эмоциями – гневом, страхом, виной, интересом и стыдом. Тревожность содержит в себе биохимические факторы и потребностные состояния. Можно выделить формы тревожности в зависимости от комбинации входящих в нее аффектов. Синдром тревожности может различаться у отдельных индивидов, например, страх – гнев, страх – страдание, страх – страдание – гнев, страх – вина или страх – стыд – вина, но преобладающей эмоцией является страх [16, с. 111].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы