Психология детства Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Изучение особенностей развития самооценки у младших классов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы
исследования развития самооценки в младшем школьном возрасте. 6

1.1. Представления о самооценке и уровне
притязаний личности в трудах зарубежных и отечественных психологов. 6

1.2. Особенности развития самооценки у ребенка
младшего школьного возраста  11

Выводы по
1 главе. 17

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей
самооценки в младшем школьном возрасте. 19

2.1. Цель, содержание и методы экспериментального
исследования. 19

2.2. Результат исследования самооценки младших
школьников. 26

Выводы по 2 главе. 31

Заключение. 32

Список используемой литературы.. 34

Приложение 1. 37

Приложение 2. 39

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Проблема самооценки ребенка является одной из наиболее значимых в
психологической науке. Это обусловлено тем, что специфика отношения личности к
собственному «Я», его структура сказываются практически на всех аспектах
поведения человека, играя важную роль в построении межличностных отношений и их
регулировании, постановке и достижении цели, решении кризисных ситуаций и тому
подобное.

Важным
периодом развития самооценки ребенка является младший школьный возраст, т.к.
именно в этом возрасте ребенок начинает познавать себя не только через семейное
окружение, но и социальное (педагоги, школьный коллектив). Сегодня многие
учреждения образования направлены на развитие интеллектуальной сферы и делового
общения и совсем мало внимания уделяют внутреннему миру личности, что приводит
к осложнениям в развитии самооценки.

Недостаточная
сформированность таких умений ребенка, как адекватная оценка результатов
собственной деятельности, поведения и своей личности в целом, умение
осуществить элементарный выбор и принять собственное решение, способность
проявлять свои чувства в полную силу, способность видеть свои положительные и
отрицательные качества, уже в младшем школьном возрасте приводит к
возникновению ряда проблем в становлении личности ребенка на следующем этапе ее
развития (подростковом).

Результаты
теоретического обзора основных научных подходов исследователей к решению
поднятой проблемы и результаты анализа практической работы позволили
сконцентрировать внимание на таких ее проблемных аспектах: сложности изучения и
расхождения во взглядах ученых относительно понимания содержания понятия «самооценка»,
установление факторов развития самооценки личности в младшем школьном возрасте.
Учитывая указанное, потребность в изучении индивидуальных особенностей развития
самооценки в младшем школьном возрасте  в
контексте взаимоотношений с окружением приобретает особую актуальность.

Актуальность
и недостаточная разработанность поставленной проблемы и обусловили выбор темы
исследования «Изучение особенностей развития самооценки у младших классов».

Цель
исследования: изучить особенности развития самооценки в младшем школьном
возрасте.

Объект
исследования: феномен самооценки у младших школьников.

Предмет
исследования: индивидуальные особенности (детерминанты) развития самооценки у младших
школьников.

Согласно
предмету и цели исследования была выдвинута такая гипотеза: адекватное развитие
самооценки у младших школьников зависит от специально организованных личностно-ориентационных
взаимоотношений детей с взрослыми и сверстниками.

Проверка
гипотезы и достижения цели исследования предполагали решение следующих задач:

1.
Определить основные научные подходы к исследованию самооценки личности,
раскрыть психологическое содержание этого понятия, его структуру.

2. Выявить
особенности, условия и основные факторы развитии самооценки младших
школьников.

4.
Исследовать особенности развития самооценки у младших школьников.

Теоретико-методологическая
основа исследования составляют:


основные положения об онтогенезе, структуре, функции самооценки личности (Б. Г.
Ананьев, Л.С. Выготский, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, С. Г. Спиркин, В. В.
Столин и др.);

—  деятельностный подход в исследовании развития
психики (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н.Леонтьев, С. Д. Максименко, С.
Л. Рубинштейн и др.).

Методы
исследования. Для решения поставленных задач в работе использован комплекс
теоретических и экспериментальных методов:


теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
оценки рациональных и практически ценных данных научных разработок и
результатов практики учреждений образования;


эмпирические: психодиагностические методы с моделированием ситуации для
определения уровней развития самооценки у младших школьников; психолого-педагогическое
исследование;


статистические: анализ с последующей качественной интерпретацией и
содержательным обобщением эмпирических данных.

Экспериментом
было охвачено 15 детей младшего школьного возраста.

Практическое
значение исследования заключается в возможности использования полученных данных
в психодиагностической деятельности практических психологов учреждений
образования. Применение основных выводов в практической работе с детьми будет
способствовать обогащению подходов к пониманию и решению проблемы оптимизации
развитии самооценки у младших школьников.

Исследование
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Самооценка рассматривается как форма
сознания, направлена на
осознание своей личности, собственной деятельности, внутреннего мира (черт
характера, способностей, потребностей, способностей, привычек, познавательной и
эмоционально-волевой сфер и тому подобное) и на отношение к самому себе и к
внешнему миру.

На основании анализа особенностей
развития детей младшего школьного возраста и результатов зарубежных и
отечественных исследований мы рассматриваем самооценку как
эмоционально-ценностное отношение ребенка к самому себе, которое объединяет три
структурных компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий – и такие их
основные составляющие: самооценку, свободу, самоуважение и принятие себя,
отношения ребенка к своего социального «Я».

Эмоционально-ценностное отношение
ребенка к самому себе начинает формироваться с первых дней ее рождения, в
условиях эмоционального общения родителями. Семья как первичное природное
окружение человека имеет большое значение в становлении
эмоционально-ценностного отношения ребенка к самому себе.

На становление
эмоционально-ценностного отношения ребенка к самому себе имеют весомое влияние
сверстники. В процессе взаимодействия с ровесниками у школьника формируются
личные ожидания в отношении окружающих, от которых может зависеть степень
оценивания себя, эмоционально-ценностное отношение к себе, поведение.

Особая роль в эмоционально-ценностном
отношении школьника к самому себе отводится педагогу, который в отличие от
семьи дает ребенку адекватные самооценки, на основании которых у него
выстраивается адекватное отношение к себе.

Анализ полученных на констатирующем
этапе данных позволил выделить уровни самооценки младших школьников.

Исследование показало, что большинство
детей имеют средний уровень самооценки. Дети реально оценивают свои возможности, достижения и
недостатки в процессе деятельности, частично ориентируются в собственных
добродетелях и пороках, умеют определять свои чувства, осознают, что в
некоторых жизненных ситуациях они могут действовать не совсем правильно или
проявлять негативные черты своего характера. Такие младшие школьники
характеризуются как активные, уверенные в себе, но при этом они испытывают
скрытый страх неуспеха, который проявляется в постепенном, незначительном
повышении уровня притязаний. В общении со сверстниками они отличаются
избирательностью: активны, живо рассказывают о своих детских проблемах, с
успехом взаимодействуют со сверстниками, но сторонятся незнакомых детей. В
играх не всегда выступают инициаторами, хотя охотно откликаются на предложение
поиграть.

Зафиксировано также значительное
количество детей с неадекватным типом проявления самооценки.

Дети не
умеют адекватно оценивать себя, свои возможности, правильно строить отношения
со сверстниками. Выполнение задач начинают уверенно, но не всегда выполняют
вовремя и правильно, не доводят дело до конца, ожидают помощи взрослого.

Они
отличаются способностью рисковать, использовать различные средства для
достижения цели. Часто имеют высокие притязания и при этом стараются выбирать
самые легкие способы выполнения поставленной задачи. Потому что для них не
важно, как они его выполнят, им главное достичь цели и получить похвалу от взрослого.
При неудаче бурно проявляют негативные эмоции, обвиняют обстоятельства. Или,
наоборот, становятся вялыми, замкнутыми в себе. Избирательно относятся к
окружающим, общаются преимущественно с авторитетными детьми. Есть и такие дети,
которых коллектив не признает, поскольку их стремление быть лидером ничем не
подкреплено.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования развития самооценки в
младшем школьном возрасте 1.1. Представления о самооценке и
уровне притязаний личности в трудах зарубежных и отечественных психологов Самооценка
— это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди
других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим
регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят
взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к
себе, отношение к успехам и неудачам.

Согласно Р. Бернсу, самооценка как
основная структурная единица «Я-концепции» понимается как результат
социализации личности. В ее структуре выделены три компонента — степень
сопоставления образа реального «Я» с образом идеального «Я», уровень
интериоризации социальных реакций на данного индивида через призму его
идентичности и субъективность как показатель уровня сформированности
самооценки. Р. Бернс определяет самооценку как регулятор поведения личности.
Реакции самооценки выражаются в удовлетворенности собой, гордости своими
успехами либо в неудовлетворенности собой и самокритики [5].

Б.Г. Ананьев считает, что ведущим
механизмов формирования самооценки является механизм сравнения: происходит
перенос на себя свойств личности, подмеченных у других [2].

А.Г. Маклаков считает самооценку
важнейшим структурным компонентом самосознания, который играет определяющую
роль в управлении человеком своим поведением, определении уровня притязаний
личности. Адекватная самооценка поддерживает достоинство человека, дает
возможность реалистично смотреть на мир, эффективно строить свое общение с
окружающими, ставить цели и добиваться их [17].

А.И. Шагиева считает, что самооценка на каждом этапе развития

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы