Курсовая с практикой на тему Изучение лирических произведений на уроках чтения ( начальная школа)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 5
2.ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 15
3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКЕ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение:
Актуальность. Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирика играет важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир.
Уроки чтения призваны ввести детей в мир художественной литературы, помогая им осмыслить образность словесного искусства, с помощью которой раскрывается вся полнота и многогранность художественного произведения. Чтение литературы пробуждает у ребенка интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Программы обучения предполагают содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, строящиеся на двух основных принципах: художественно – эстетический и литературоведческий.
Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом поведении, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэтому поэзия обладает большой силой воздействия на умы и сердца детей.
Актуальность проблемы изучения художественных произведений в начальной школе отражена в работах таких ученых, как Л. Н Ефименкова, М. Р. Львов, Д. Б. Эльконин, Т. Н. Казаева, Е. В.Николаева, они придавали урокам чтения особое значение, главной задачей которого, является эстетическое и нравственное развитие и воспитание учащихся. Л. С. Выготский считал, что содержанием воспитывающей деятельности на уроке литературы являются размышления учеников. Именно на этих теоретических основаниях выстроены учебно — методический комплекты «Литературное чтение». В основу положена система нравственного и эстетического воспитания на уроках. Во многих учебниках помещены репродукции картин художников, все тексты имеют глубокое нравственное содержание.
Деятельность учителя на уроке должна быть четко направлена на развитие самостоятельности, творчества учеников. Творческая деятельность должна взволновать ребенка, вызвать потребность самовыражения. Занимаясь творчеством, ученик если и не будет художником, то научиться лучше понимать произведения искусства.
Одной из форм работы на уроках литературного чтения являются лирические произведения.
Объект исследования – лирические произведения.
Предмет исследования – организация работы по изучению лирических произведений на уроках литературного чтения.
Цель исследования: охарактеризовать особенности изучения лирических произведений на уроках чтения.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной и методической литературы;
2.Охарактеризовать работу над лирикой
3. Охарактеризовать методы и приемы изучения произведений в начальной школе.
Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В проведенной работе были раскрыты многие вопросы, касающиеся изучения лирических стихотворений.
В частности, была сделана попытка рассмотреть лирику, как особый вид искусства со своими особенностями. Были рассмотрены характерные черты лирических стихотворений, взгляд на лирику литераторов и методистов.
Раскрытие теоретического вопроса позволило лучше узнать о подходе к методике роботы над лирическими стихами, ведь без основ теории нельзя вести разговор о правильно поставленной работе над художественными произведениями.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо научить детей читать художественную литературу, подготовить их к систематическому изучению ее в средней школе, вызвать интерес к чтению, заложить основы формирования грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Уроки чтения требуют от педагога не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой любви собственно педагога к чтению.
Главной задачей учителя на уроках чтения является формирование читателя, приобщение младших школьников к литературе.
Важнейшую роль играет методика работы с текстом, поэтому в курсовой работе рассмотрены современные подходы к анализу художественного произведения на уроках чтения. Это средство, которое помогает ребенку более глубоко и адекватно понять содержание художественного произведения. Анализ направлен на извлечение объективного смысла, который заложен в текст автором художественного произведения.
Следует отметить, что интерпретация представлена присвоением смысла произведения себе. Анализ не включает множественность позиций, а интерпретация содержит ее. Интерпретация является возможной лишь на основе предварительного анализа. Следовательно, задачей педагога является подготовка базы для личностной интерпретации художественного произведения каждым школьников через его анализ.
В рамках рассмотрения структуры художественного произведения определено, что личность как сверхсложный целостный объект отражается лишь посредством определенного аналога, представленного многоуровневой структурой, многоплоскостной моделью.
Если основной содержательный момент в произведении это личность, то произведение в целях воспроизведения личности, должно иметь многоуровневость.
Произведение является не что иным, как совмещением разнообразных измерений личности и ансамбля личностей.
Таким образом, мы пришли к выводу, что существуют различные подходы и приёмы работы с лирическими произведениями, такие как:
• первоначальное ознакомительное чтение, повторное чтение текста с целью уточнения деталей картины и характера переживания;
• медленное, филологическое чтение с выявлением и осмыслением изобразительно-выразительных средств;
• устное словесное рисование представившихся картин (или рисунок) как способ проявления зрительного образа, формирующегося в сознании читателя;
• структурно-образная схема (система образов произведения);
• работа над выразительным чтением (как путь и результат анализа).
И использование того или иного приёма при анализе обусловлено рядом причин, к примеру, таких как: учёт возрастных и психологических особенностей учащихся; учёт их теоретических знаний о таком специфическом жанре, как лирика; сам материал лирического текста, который подсказывает направление анализа и т. д.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Художественное произведение является произведением искусства в узком смысле слова, выступая в качестве одной из форм общественного сознания. Как и все искусство в целом, художественное произ ведение представлено выражением некоторого эмоционально-мыслительного соде ржания, определенного идейно-эмоционального комплекса в образной, эстетически значимой форме.
Используя терминологию М.М. Бахтина, отметим, что художественное произведение представляет собой сказанное писателем, автором «слово о мире», акт реакции художественно одаренной личности на окружающую действительность [5, с. 209].
В соответствии с теорией отражения, мышление человека является отражением реальности, объективного мира, что, несомненно, относится и к художественному мышлению. Литературное произведение, как и искусство в целом, выступает в качестве частного случая субъективного отражения объективной реальности. Но отражение, особенно на высшей стадии его развития (человеческое мышление), не следует определять в качестве отражения механического, зеркального, в виде копирования реальности «один к одному». Трудный, непрямой характер отражения в наибольшей, возможно, мере оказывает влияние на мышлении художественном, в котором важным является субъективный момент, уникальная личность автора, его оригинальный взгляд на мир и способ мышления о нем.
Художественное произведение является отражением активным, личностным; таким, при котором осуществляется не только воспроизведение жизненной реальности, но и ее творческое преображение . Помимо этого, автор никогда не воспроизводит реальность только с целью воспроизведения: само стремление к творческому воспроизведению действительности формируется из личностной, пристрастной, небезразличной позиции автора на мир [14, с. 83].
Необходимо подчеркнуть, что художественное произведение выступает в качестве нерасторжимого единства объективного и субъективного, воспроизведения реальной действительности и авторской позиции.
Указанные составляющие искусства отмечал еще Н.Г. Чернышевский. В своей работе «Эстетические отношения искусства к действительности» автор подчеркивал определяющее значение искусства, состоящее в воспроизведении всего, что является интересным для человека в жизни. Зачастую, особенно в произведениях поэзии, вы ступает на первый план объяснение жизни, приговор о явлениях ее . Следует отметить, что Н.Г. Чернышевский, акцентируя внимание на тезисе о примате жизни над искусством, ошибочно определял основной и обязательной только первую задачу – «воспроизведение действительности», а две остальных определял как второстепенные и факультативные.
Правильнее, несомненно, рассуждать не об иерархии указанных задач, а о нерасторжимой связи объективного и субъективного в контексте произведения: следует отметить, что подлинный художник просто не может изображать реальность, никак ее не осмысливая и не оценивая. Но необходимо отметить, что само существование субъективного момента в произведении четко осознавалось Н.Г. Чернышевским, что являлось шагом вперед в сравнении, к примеру, с эстетикой Гегеля, который довольно склонно подходил к художественному произведению чисто объективистски, исключая активность творца [15, с. 29].
Понять единство объективного изображения и субъективного выражения в художественном произведении следует и в методическом плане, с целью выполнения практических задач аналитической работы с художественным произведением. Как правило, в нашем изучении литературы большее внимание акцентируется на объективной стороне, обедняя представление о художественном произведении. Помимо этого, здесь происходит своеобразная подмена предмета исследования: вместо изучения художественного произведения с характерными для него эстетическими закономерностями, изучается реальность, которая отражается в произведении, что также является интересным и важным, однако не связано с изучением литературы как вида искусства. Методологическая установка, направленная на изучение, как правило, объективной стороны художественного произведения, снижает роль искусства как самостоятельного вида духовной деятельности людей, приводя к представлениям об иллюстративном характере литературы. В такой ситуации произведение искусства в значительной мере лишается собственного живого эмоционального содержания, страсти, связанных с субъективностью автора [17, с. 33].
Созданное творцом художественное произведение воспринимается читателями, начиная жить своей самостоятельной жизнью, осуществляя конкретные функции. Определим наиболее важные из них.
Служа, как определяет Н.Г. Чернышевский, в качестве «учебника жизни», объясняя жизнь, художественное произведение осуществляет познавательную либо гносеологическую ф ункцию. Возникает вопрос: д ля чего указанная функция необходима литературе, если есть наука, прямой задачей которой является познание окружающей действительности? Однако суть в том, что искусство познает жизнь в особом ракурсе, который лишь ему одному доступен, следовательно, незаменим никаким иным познанием. Если наука расчленяет мир, абстрагирует в нем определенные его стороны и изучает каждая свой предмет, то литература познает мир в его целостности, нерасчлененности, синкретичности.
По этим причинам объект познания в литературе может частично совпадать с объектом определенных наук, в частности «человековедческих» (история, философия, психология), однако никогда с ним не сливается. Специфическим для литературы выступает рассмотрение всех сторон жизни человека в нерасчлененном единстве, «сопряжение» разнообразных явлений жизнедеятельности в единую целостную картину мира.
Литература открывает жизнь в ее естественном течении, интересуясь той конкретной повседневностью существования, где смешивается большое и малое, закономерное и случайное. Наука не ставит себе цель осмыслить указанную бытийность жизни во всем ее разнообразии, она должна отделяться от случайных «мелочей», чтобы наблюдать общее. Однако в контексте синкретичности, целостности, конкретности жизни тоже необходимо осмысление, и указанная задача возлагается на литературу [16, с. 60].
Специфический ракурс познания реальности определяет и своеобразный способ познания: литература познают жизнь, не рассуждая о ней, а воспроизводя ее – по- другому трудно осмыслить реальность в ее синкретичности и конкретности.
Отметим, что обыденное сознание представляет жизнь в ее нерасчлененности, индивидуальности, естественной пестроте. Таким образом, обыденному сознанию нужно именно такое истолкование жизни, предлагаемое литературой. Еще Н.Г. Чернышевский указывал на то, что содержание искусства представлено всем тем, чем в реальной жизни интересуется человек.
Второй важнейшей функцией художественного произведения выступает оценочная либо аксиологическая, состоящая в том, что, по мнению Н.Г. Чернышевского, произведения искусства способны обладать значением приговора явлениям жизни [6, с. 35].
Демонстрируя определенные явления жизни, творец их оценивает. Все произведение проникнуто заинтересованно-пристрастным чувством автора, в произведении формируется целая система художественных оценок. Однако дело не только в прямом «приговоре» определенным явлениям, которые отражаются в художественном произведении, а в том, что любое произведение стремится утвердить в сознании воспринимающего определенную систему ценностей. В подобном смысле оценочную функцию имеют и такие произведения, где не отмечается «приговор» определенным явлениям. Таковыми, к примеру, являются многие лирические произведения.
Литература как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного восприятия личности ребенка, его воспитание [12,c.45].
Читая и анализируя произведение, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его места в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания.
Сопереживание и оценка — основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.
Оценивая поступки литературных героев, ученик — читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношениях людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений.
Система нравственного воспитания, реализуемая на уроках литературного чтения выстроена в логике развития и углубления нравственных представлений учащихся путем осмысления ими основных личностных качеств человека: интеллектуальных, волевых, эмоциональных; качеств характеризующих отношение человека к другим людям, к себе, к Родине и государству, к добру и злу; стремления человека к добру и его свободолюбию; особенностей русского национального характера, его патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма.
Глубокому освоению учениками — читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют высокохудожественные произведения, включенные в круг чтения детей, а также система вопросов и заданий, обращенная, прежде всего к жизненному опыту и проблемам ребенка. Поэтому в число программных произведений входят не только обязательные классические тексты русской и зарубежной литературы, но и произведения современных поэтов и писателей, многие из которых также уже стали классикой детской литературы.
Методические подходы к анализу художественного произведения, которые предусмотрены программами литературного чтения позволяют педагогу избежать односторонности в изучении художественного произведения, при которой в качестве предмета рассмотрения выступает только сюжетно-информационная составляющая текста. Внимание начинающего читателя должно акцентироваться также на образности художественного произведения, авторском отношении к окружающему, ценностных ориентациях и нравственных проблемах, волнующих писателя.
Решение задач литературного образования учащихся предопределяет в курсе литературного чтения необходимость знакомства учеников с основами теории литературы и формирования у учеников — читателей навыков полноценного чтения и анализа художественного текста, поскольку нравственно — эстетические ценности и идеалы «впаяны» в художественное произведение и извлекаются и осваиваются ребенком в процессе читательской деятельности.
Поэтому в основу построения курса литературного чтения заложено требование, «чтобы школьники все глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в построении, жанрах, выразительных средствах».
Это определяет практическую направленность курса литературного чтения. Все, что узнают учащиеся, они извлекают их текста в процессе усложняющейся читательской деятельности, направляемой и организуемой учителем. Понятий аппарат вводится осторожно и постепенно в соответствии с возрастом учащихся. формируются представления об образной природе художественного текста, закладывается фундамент целостного анализа.
Например, в программе «Литературное чтение» 3 класс. УМК «Школа России» Авторы программы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. При работе с разными видами текста определяются следующие умения: умение осознавать сущность поведения героев; определение темы и идеи, деление текста на смысловые части, их озаглавливание [22].
Умения, формирующееся при работе с текстом литературного произведения: определение выразительных средств языка и их функциональности; понимание морально-нравственной составляющей текста; характеристика героев с помощью средств выразительности данного текста; поиск характерных для героев слов и выражений; поиск авторского присутствия в тексте (авторское отношение к героям, авторских помет); развитие умения последовательности событий.
Умения при работе с научно-популярным, учебными и другими текстами: понимание смысла заглавия и его соотношение с содержанием текста; определение особенностей текстов различных функциональных стилей; ученик познакомится с простейшими приёмами анализа различных текстов.
Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие при чтении. Эстетические и нравственные переживания обогащают и духовно развивают личность ребенка.
На глазах одного поколения коренным образом меняется информационная культура человечества [24].
Уроки обучения чтению в начальной школе не просто нужны: они жизненно необходимы для каждого ребенка, чтобы он вовремя начал «искать себя, думать о себе и о жизни». В ряду проблем, касающихся функционирования и развития литературного чтения, одной из самых острых и трудно решаемых является потеря детьми интереса к чтению. Это комплексная проблема, возникновение которой имеет разнообразные причины. Например, появление новых информационных технологий, которые заменили реальную книгу; в кругу общения ребенка нет читающих людей, которые могли бы своим примером показать ребенку важность чтения и т.д
Изучение литературы как отдельной дисциплины ориентировано на освоение духовного содержания литературного творения и потому требует специфических методов художественного познания. Урок чтения призван приобщить ребенка к читательской культуре, поэтому учителю важно правильно построить его, грамотно использовать методический арсенал.
При обращении к каждому новому произведению одновременно формируется отдельное умение. Полноценное восприятие литературно-художественного произведения вытекает из умения воспринимать те изобразительно-выразительные средства, из которых оно соткано. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка лежит в основе полноценного восприятия. Только осознав функциональность тех средств, что использует автор, можно воссоздать в воображении описываемое им. Воссозданию образа – персонажа способствует умение воссоздавать картины. Все умения вбирает в себя умение определять идею текста. Читатель иначе отнесется ко всему выраженному и невыраженному в тексте, выделив его идею.
На уроке литературного чтения анализ текстов литературы является основным видом учебной деятельности, предварительным этапом которого является осмысленное чтение текста.
На современных разработках психологии, науки литературоведения и обширном опыте педагогического сообщества основывается методика чтения и анализа литературно-художественных произведений.
Принципы анализа литературного художественного произведения – это положения, позволяющие учителю методически грамотно организовать анализ конкретного текста [25, с.43].
В методике выделяются нижеследующие принципы анализа литературного произведения: целенаправленность; опора на непосредственное, целостное, эмоциональное восприятие прочитанного; учет возрастной и индивидуальной особенности восприятия текста читателем; учет уникальных потребностей младшего школьника; внимательное и бережное отношение к тексту художественного произведения; единство формы и содержания; целостность; избирательность; направленность анализа на развитие литературных навыков ребенка, на формирование системы базовых читательских умений, на совершенствование самого навыка чтения.
Итак, художественное произведение рассматривается в современном литературоведении как сложное системное целое, познать которое можно аналитически. Наличие между элементами системы взаимосвязей, обусловливающих появление нового качества, не свойственному каждому элементу в отдельности, ни сумме составляющих ее элементов — основное её свойство.
Следовательно, умение анализировать литературное произведение рассматривается как сложное умение, состоящее из специальных умений, направленных на постижение компонентов произведения в целом.
Для правильной организации работы над художественным произведением необходимо также исходить из положения о соотношении формы и содержания. Форма литературного произведения шире специфики художественных средств изображения, она охватывает в целом способ изображения писателем действительности и в соответствии с идеей рассказывает о жизни, используя образную форму.
В свою очередь, для создания того или иного образа писатель использует вполне определённые изобразительные средства, определяющие языковую форму, в наибольшей степени соответствующей сущности образа и максимально позволяющую передать его внутреннее содержание. Так форма и содержание вступают во взаимодействие. Это взаимодействие – довольно сложное явление и пронизывает все компоненты произведения, включая образы, композицию, сюжет, изобразительные средства. Не существует содержания без формы. Поэтому и при анализе произведения в комплексе рассматриваются его конкретное содержание, образы, художественные средства изображения.