Методика обучению русскому языку и литературному чтению в начальных классах Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Изучение главных членов предложения в начальных классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения главных членов предложения в начальной школе 6

1.1 Основные этапы в истории изучения и развития русского синтаксиса 6

1.2 Понятие о главных членах в русском языке и их типы 9

1.3 Особенности изучения главных и второстепенных членов предложения 16

Глава 2. Изучение главных членов предложения в начальной школе 19

2.1 Главные члены в школьном изучении 19

2.2 Практическая отработка навыков определения главных членов предложения 21

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Приложение 33

  

Введение:

 

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. от того, как будут сформированы азы речевого развития на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Современное состояние науки о языке характеризуется глубоким вниманием к содержательной стороне языка. Среди вопросов методики преподавания русского языка, требующих дальнейшей теоретической и практической разработки, важное место занимает вопрос о работе над предложением в начальных классах.

Основной целью всего обучения русскому языку в начальных классах является формирование у обучающихся умения свободно и связно выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией общения. Главным условием развития речи младшего школьника является разнообразие методов и приёмов обучения, используемых на уроках гуманитарной направленности, и их умелое применение педагогом.

Актуальность темы заключается в том, что на современном этапе развития языка проблема, связанная с главными членами предложения, еще до конца не разрешена. Трудности возникают при разграничении второстепенных и главных членов предложения, при построении предложений с главными членами, при расстановке знаков препинания в предложениях и др.

В настоящее время исследований по методике изучения предложения в начальной школе не много.

Вопросы изучения синтаксиса в начальных классах в методической литературе современного периода рассматриваются в работах таких исследователей-методистов, как: Л.В. Закожурникова, Н.А. Щербакова, И.В. Прокопович и др.

Объектом исследования являются являются учебники «Русский язык» в различных УМК.

Предметом исследования является способы морфологического выражения главных членов в упражнениях.

Цель работы определить свойства главных членов предложения как единицы синтаксиса, их разновидности и изучить примеры упражнений на нахождение главных членов предложения.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с историей изучения главных членов предложения в русском синтаксисе;

2. Дать определение понятию главных членов предложения в русском языке и изучить их типы;

3. Изучить особенности изучения главных и второстепенных членов предложения;

4. Рассмотреть главные члены в школьном изучении;

5. Проанализировать практическую отработку навыков определения главных членов предложения.

Методы исследования. Анализ материала в работе осуществляется с помощью методов теоретического изучения литературы по заданной тематике, изучение практики учителей, описания.

Теоретическая значимость работы заключается в использовании комплексного подхода к анализу: в работе рассматривается формальный, логико–грамматический подходы к изучению главных членов предложения, что вносит определенный вклад в развитие главных членов предложения в современном русском языке. В работе доказано, что данный материал может использоваться на практике.

Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что разработанная в ней научно- методическая система может быть использована в процессе обучения русскому языку в школе второстепенным членам предложения. Материалы работы могут найти применение в подготовке элективных курсов по технологию обучения русскому языку в школе, при подготовке учебных пособий и составлении учебных программ по русскому языку.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основными сторонами членов предложения являются логическая, структурная, семантическая и коммуникативная, характерные для предложения в целом. Стремление трактовать эти стороны членов предложения отдельно друг от друга разрушает целостность представления о структурно-смысловых компонентах предложения, которым свойственна диалектически взаимозависимая связь.

Новые направления в языкознании, разработка структурного, коммуникативного, семантического синтаксиса, изучение взаимосвязи синтаксиса с другими разделами науки о языке — все это обогащает теорию членов предложения и в конечном счете доказывает ее теоретическую жизнеспособность и практическую ценность. .

Члены предложения являются одними из самых сложных и совершенно неразрешенных синтаксических единиц грамматики. Однако морфологически и синтаксически учитываемая взаимозависимость предложений и словосочетаний приводит к противоречивым суждениям, важным не только для уточнения границ этой грамматической категории, но и для определения самих критериев ударения. члены предложения. С этим связано неоднозначное решение в языкознании и проблемы главных членов предложения. У представителей разных направлений были разные взгляды не только на трактовку принципов классификации главных членов предложения, но и на само понятие «второстепенные члены».

Эти и другие проблемы значительно усложняются в современном русском языке из-за присущей ему синтаксической конструкции предложения. Поэтому выбор, помимо подлежащего и сказуемого, главных членов предложения имеет первостепенное значение в плане изучения синтаксиса простого предложения в русском языке.

Таким образом, основанием для выделения главных артиклей является не просто выражение смысла, хотя главные артикли все же составляют основу содержания предложения. Значение главных членов заключается в организации структуры предложения и синтаксических связей в нем. Другими словами, главные члены являются основным структурным компонентом и предикативным ядром простого предложения, а вокруг них группируются более мелкие члены. Кроме того, если главные члены могут образовать предложение без главных членов предложения, то побочные члены не могут существовать без главных.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения главных членов предложения в начальной школе

1.1 Основные этапы в истории изучения и развития русского синтаксиса

В истории изучения и становления синтаксиса русского языка как науки выделяется ряд периодов, отличающихся друг от друга по содержанию и размаху исследовательских устремлений. Академик В. В. Виноградов в своей монографии «Из истории изучения русского синтаксиса», опубликованной в 1958 г.[5], в промежутке с середины XVIII в. по третью четверть XIX в. намечает следующие четыре этапа:

1. Ломоносовский период (с середины XVIII в. до 20-х годов XIX в.), когда не было еще цельного учения о строе предложения и отсутствовало достаточно четкое разграничение сфер морфологии и синтаксиса, когда только закладывались основы синтаксической теории, формировались общие подходы к описанию и осмыслению как отдельных синтаксических явлений и категорий, так и синтаксиса в качестве отрасли знания в целом. Облик этого периода наряду с «Российской грамматикой» М. В. Ломоносова определяли также труды его последователей проф. Н. Курганова, проф. А. А. Барсова, грамматика Императорской Российской Академии начала XIX в.

2. Период с конца 20-х годов до конца 50-х годов XIX в., когда синтаксис благодаря работам Н. И. Греча, А. X. Востокова, К. С. Аксакова, И. И. Давыдова и др. обретает самостоятельный статус и выделяется как отдельная наука. При этом сами синтаксические изыскания оказываются разноориентированными. В исследованиях А. X. Востокова, К. С. Аксакова, продолжавших принципиальную линию М. В. Ломоносова, в качестве важнейшей выдвигалась задача, связанная с научным описанием русского языка в соответствии с его природой, в самобытности его форм, категорий, с учетом его национальной специфики.

3. Период с конца 50-х годов и по 70-е годы XIX в., отмеченный прежде всего «Опытом исторической грамматики русского языка» Ф. И. Буслаева, опубликованным в 1858 г. и сыгравшим огромную роль в дальнейшем развитии синтаксических идей в России и в организации преподавания синтаксиса в высшей и средней школе, а также многочисленными публикациями участников лингвистической дискуссии 70-х годов XIX в.

В противовес Беккеру, не умевшему, как считал Ф. И. Буслаев, «определить настоящие границы между грамматикою и логикою» и принявшему «направление старинных, так называемых общих грамматик, имевших целью решение весьма странной задачи — оправдать язык логики», и тем самым понимавшему синтаксис как «отвлеченное рассуждение о применении законов логики к материалу языка», сам Ф. И. Буслаев провозглашает необходимость строить синтаксис «на этимологическом разборе форм», то есть на их собственной истории.

Изучать язык в его истории и в стремлении к выявлению национальной самобытности, свободной от удовлетворения требований логических грамматик, — становится с этого времени одной из неизменных концептуально-методологических установок русского языкознания вообще и синтаксиса в частности.

4. Период 70—80-х годов XIX в., когда отчетливо формулируются и блестяще реализуются последовательно исторические принципы изучения синтаксического строя русского языка, прослеживаются пути становления разных типов синтаксических структур, в особенности простых одночленных, сложных с подчинительной связью и относительными словами. А. А. Потебня же, по справедливому определению В. В. Виноградова, впервые тесно и прочно связал грамматические вопросы, вопросы языковой техники и речевого творчества с формами мышления и познания.

Познавательная деятельность народа, общества, человека, как и закрепление содержания, опыта познания, осуществляются, согласно А. А. Потебне, через три обязательные формы, три единицы языка — слово, предложение, часть речи. Эти единицы системно-исторически взаимосвязаны и в своем становлении представляют стадии развития как мышления, так и познавательной деятельности народа.

На этот период приходится объяснение многих процессов, связанных с зарождением типов одночленных предложений (полемика между А. А. Потебней и А. В. Поповым, лингвистическая полемика 70-х годов), сложных предложений (А. А. Потебня), сложных предложений с относительными словами (Ф. Корш), судьбы паратактических конструкций (А. А. Потебня, Д. Н. Овсянико-Куликовский), синтаксической типологии и т. д [16].

Это — периоды, выделенные В. В. Виноградовым применительно к истории русской синтаксической науки по 70-е годы XIX в. [6], не простирающиеся, однако, до рубежа XIX—XX веков. С учетом поступательного развития русских синтаксических теорий и идей они должны быть дополнены еще следующими тремя периодами, которые приходятся на рубеж XIX—XX веков и XX в.

5. 90-е годы XIX в., период распространения синтаксических идей А. А. Потебни, появления исследований А. В. Добиаша с его подчеркнутым вниманием к интонации, оформляющей синтаксические конструкции, к неделимым синтаксическим структурам; период, когда в качестве самостоятельного и важнейшего объекта синтаксиса выдвигается словосочетание (А. В. Добиаш, Ф. Ф. Фортунатов), в центр синтаксического изучения ставится форма слова и словосочетания, когда предпринимаются попытки соединить идеи А. А. Потебни и Ф. Ф. Фортунатова.

6. Совершенно особо в истории русской синтаксической науки стоит период 20—30-х годов XX в., отмеченный прежде всего выходом в свет в двух частях соответственно в 1925 и 1927 годах капитального, хотя и незавершенного труда акад. А. А. Шахматова «Синтаксис русского языка» (после смерти ученого в 1920 году, под ред. Е. С. Истриной), второе издание которого было осуществлено в 1941 г.[19], и «Русским синтаксисом в научном освещении» (начиная с 3-го издания, 1928 г.) А. М. Пешковского[15].

Взаимно дополняя друг друга, с привлечением огромного фактического материала, они представляли полную картину синтаксического строя русского национального литературного языка, снабженную глубокими и оригинальными историко-теоретическими и теоретическими комментариями, и объяснениями.

Именно эти работы определили внутреннее содержание периода и оказали огромное воздействие на все последующее развитие русской синтаксической мысли самых разных направлений, на определение долговременной стратегии в выборе исследовательской проблематики и практику университетского преподавания в СССР и России в XX в. в целом. В плане развития исторического синтаксиса русского языка в советский период важную роль сыграло также исследование Е. С. Истриной по синтаксису Синодального списка 1-й Новгородской летописи.

7. Наконец, последний период, начиная с 50-х годов XX в., когда была подготовлена и издана обобщающего типа и в то же время нормативная Академическая грамматика русского языка (первое издание — 1952 г.), когда появляются основополагающие в теоретическом и в историко-теоретическом планах работы В. В. Виноградова по синтаксису современного русского литературного языка, по словосочетаниям, важнейшим признакам предложения, объемные исследования по русскому историческому синтаксису (В. И. Борковский, Т. П. Ломтев и др.), по синтаксису диалектов, фольклора, художественной речи, сравнительному синтаксису восточнославянских языков.

Синтаксис русского языка имеет, таким образом, свою логику и самобытную историю развития, богатые научно-исследовательские традиции и составляет важнейшую часть европейского и мирового языкознания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы