Курсовая с практикой на тему Изучение фонематических операций детей младшего школьного возраста с акустико — фонематической дисграфией.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения изучение фонематических операций детей младшего школьного возраста с акустико-фонематической дисграфией 5
1.1 Аналитический отчёт…………………………………………………………5
1.2 Фонематические операции и их формирование в онтогенезе 6
1.3 Особенности фонематических операций у детей с акустико-фонематической дисграфией 8
1.4 Методики изучения фонематических операций детей младшего школьного возраста с акустико-фонематической дисграфией 12
Глава II. Экспериментальное изучение фонематических операций младшего школьного возраста с акустико-фонематической дисграфией 17
2.1 Организация и методики изучения фонематических операций младшего школьного возраста с акустико-фонематической дисграфией и нормой развития 17
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
Заключение 35
Список литературы 37
Введение:
У учащихся младших классов отмечается высокая распространённость нарушений письма. Одна из самых распространённых форм дисграфии – это акустико-фонематическая дисграфия, обусловленная нарушением акустико — перцептивных процессов и фонематических операций у детей.
Вследствие этого, ошибки на письме у детей с такой дисграфией обусловлены неполноценностью их фонематических операций, фонематического анализа, фонематического синтеза. Изучение фонематических операций у данной категории детей является актуальным.
Современная логопедия и педагогика рассматривает вопросы симптоматики, механизмов нарушений письменной речи (дисграфии), структуру этого речевого расстройства достаточно широко. Такие исследователи, как И.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, С.Б.Яковлев занимались изучением вопросов взаимосвязи развития и формирования фонематического восприятия и дисграфии.
Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.
Нарушения письменной речи называют дисграфиями, они отличаются от орфографических ошибок тем, что специфичны и многочисленны. Дисграфия на основе фонемного распознавания или акустическая дисграфия имеет особое место среди нарушений письменной речи. При акустической дисграфии у школьников наблюдается нарушение фонематических процессов, которые в свою очередь влияют на грамотное письмо детей.
Дети на письме допускают ряд ошибок, связанных с обозначением мягкости согласных, заменяют фонетически близкие звуки, часто становится невозможным процесс разделения слов на письме и др.
Цель: Изучение особенностей фонематических операций у младших школьников с акустико-фонематической дисграфией.
Объект: Фонематические операции у младших школьников с акустико-фонематической дисграфией и нормой речевого развития.
Предмет: Особенности фонематических операций детей младшего школьного возраста с акустико-фонематической дисграфией.
Методологическая база:
— Концепция методологического исследования речи в отечественной логопедии, Р. Е. Левин А. С. Жукова, Т. Б. Филичева
— Исследования развития фонематических операций и акустико-фонематических процессов в онтогенезе (Л. С. Волкова, Л. С. Выготский, И. М. Онищенко, В. К. Орфинская, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин , А.Н. Гвоздев и др.)
— Исследования нарушений письменной речи, в том числе дисграфии в отечественной логопедии Р. Е. Левина, И.Н. Садовникова, Р. И. Лалаева
Задачи
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
2. Подбор диагностических методик для исследования
3. Разработка методики и констатация по изучению фонематических операций у детей младшего школьного возраста с акустико-фонематической дисграфией и нормой речевого развития
4. Анализ результатов исследования и обобщение
Эмпирическая база исследования
МБОУ «СОШ» 1-2 класс
Практическая база Изучены особенности фонематических операций детей младшего школьного возраста с акустико-фонематической дисграфией. Модифицированы методики диагностики этих особенностей.
Структура работы
Курсовая работа состоит из: введения, теоретической и экспериментальной главы, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Дислексия выявляется у 3-10% учащихся в возрасте 7-9 лет (Р.Беккер, А.Н.Корнев и др.). Высокая распространенность нарушений чтения у младших школьников делает актуальной проблему выявления предрасположенности к дислексии у детей младшего школьного возраста (А.П.Воронова, Л.Ф.Ефименкова, А.Н.Корнев и др.).
Чтобы правильно организовать корректирующее образование, адекватное дефекту речи, для первоклассников, имеющих недостатки в фонемной системе, необходимо иметь четкое представление о проявлениях основного дефекта и возможных последствиях среднего и высшего образования.
Недостаточное развитие звуковой стороны речи, недостаточное формирование фонематических процессов и произношения звука препятствуют своевременному формированию предпосылок для спонтанного овладения практическими навыками анализа и синтеза звуковой композиции слова. Это условие можно рассматривать как первое следствие, создающее значительные трудности на пути овладения грамотой детьми.
Основой продуктивного овладения грамотой является умение анализировать звучащую речь и звуково-слоговую композицию слова. Вторым следствием можно считать трудности, возникающие у этой группы детей в процессе овладения грамотой. Подводя итог, они становятся заметным тормозом на пути изучения родного языка.
Наше исследование подтвердило особенности формирования фонемных операций анализа и синтеза у учащихся начальной школы с нарушением фонематической системы, а также влияние этих нарушений на навыки чтения. У этой категории детей элементарные формы анализа оказались более развитыми. Субъектами с наиболее нарушенными операциями являются количественный и последовательный фонематический анализ и синтез слов.
В ходе эксперимента было установлено, что у студентов с нарушением фонематической системы ошибки в речи и чтении вызваны не только отсутствием функций анализа и синтеза, но и влиянием ряда языковых факторов: длины слова слоговая структура слова, ударный слог, частота слова.
Была обнаружена связь между количеством дислексионных ошибок и степенью сложности языкового материала: со сложностью материала число ошибок при чтении увеличивается. Наиболее сложными для студентов с нарушением фонематической системы были слова из трех слогов и слова с слоговой конструкцией ССГ. Увеличение количества ошибок также наблюдалось при анализе и синтезе менее частых слов.
Фрагмент текста работы:
Глава I
Теоретические основы изучения изучение фонематических операций детей младшего школьного возраста с акустико-фонематической дисграфией
1.1 Аналитический отчёт
По данным Т. Аристовой [2], в 1950-1960-е годы статистика дисграфий среди учащихся младших классов российских общеобразовательных школ не превышала 10%, а сегодня (2017г.) дисграфия встречается у учащихся младших классов общеобразовательных школ уже в 50% случаев и более. Проблема дисграфии у младших школьников изучена достаточно широко. Однако, и сегодня наблюдается ряд противоречивых споров между отечественными и зарубежными учеными в отношении сопоставления терминов «дисграфия» и «дислалия» (А. Корнев [23]).
Впервые о такой проблеме в конце XIX- начале XX веков заговорили такие ученые, как Куссмауль А., Морган В., Беркан О., Гинельвунд Л., Варбург Ф., Рашбург П. и др. Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей, следует отметить такие имена: Ткачева Р.А., Мухина С.С., Хватцева М.Е., Левина Р.Е., Корнев А.Н., Лалаева Р.И. и др.
Дисграфии в научной литературе рассматриваются с разных сторон: как следствие зрительных нарушений, неспособности быстро перерабатывать визуальную информацию ( Ф. Веллютино, Е. Григоренко, О. Иншакова, Р. Лалаева, О. Левашов, Р. Левина, Г. Чиркина и другие); как следствие нарушения фонематических процессов, заключающиеся в трудностях обработки звуковой стороны речи, которые препятствуют овладению звуковым составом письма (Т. Бессонова, Л. Бенедиктова, Л. Ефименкова, Р. Лалаева, Р. Левина, Г. Мисаренко, И. Садовникова, Л. Спирова, О. Токарева, А. Ястребова и другие).
По мнению ряда зарубежных авторов (Г. Рид, П. Моррис и другие), дисграфия – это синдромом, который имеет неврологическое происхождение.