Курсовая с практикой на тему Исследовательская культура учителя: диагностика , условия развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования исследовательской
культуры. 6
1.1. Исследовательская деятельность, как составляющий
компонент профессионально-педагогической культуры учителя. 6
1.2. Формирование исследовательской культуры.. 9
Глава 2. Практические аспекты становления и развития
исследовательской культуры учителя. 15
2.1. Анализ опыта подготовки учителя к исследовательской
деятельности. 15
2.2. Условия и поэтапная подготовка, необходимые для
успешности формирования исследовательских навыков у учителей. 17
Заключение. 28
Список используемой литературы.. 31
Введение:
Актуальность
работы. Современная образовательная практика в нашей стране
характеризуется расширением фонда педагогических исследований. Они проводятся в
РАО, научно-исследовательских институтах, профессиональных педагогических
учреждениях разного уровня. Активное участие в поисковой педагогической
деятельности принимают институты повышения квалификации педагогов, методические
кабинеты, педагогические коллективы школ
Все более широкий круг
учителей включается в той или иной степени в исследовательскую деятельность, и
к этому их побуждают необычайная сложность, динамичность, диалектичность
педагогического процесса. Вступая на творческий путь исследования, учитель приобщается
к новому виду деятельности, отличающемуся от обычной его преподавательской
работы по своим целям, методам и результатам.
На современном этапе развития
общества, в условиях обновления системы российского образования, важное место приобретает
повышение качества подготовки педагогических кадров. Особенностью современных
технологий обучения является профессиональная подготовка учителя к достижению
творческих личностных успехов.
Сегодня к учителю предъявляются
высокие требования в профессиональной подготовке. Пришел в действие механизм
саморазвития школы, выяснилось, что его источники находятся в творчестве
учителей, в их инновационной деятельности, которая нашла свое отражение в
создании школ нового типа, в разработке и внедрении элементов нового содержания
образования, новых образовательных технологий, укреплении связей школы с
наукой, обращении к мировому педагогическому опыту. Учитель как субъект
педагогического процесса является главным действующим лицом любых
преобразований в системе просвещения.
Темпы развития
педагогики, эффективность ее влияния на педагогическую деятельность в
значительной мере зависят от культуры исследовательской деятельности,
исследованию которой посвящены работы В.И. Загвязинского, В.И. Журавлева, В.В.
Краевского, Н.Д. Никандрова и др. В наибольшей мере сегодня разработана
проблема культуры научного педагогического исследования (М.Н. Скаткин, В.А.
Сластенин, В.И. Загвязинский и др.).
Особую роль приобретает
проблема поиска критериев эффективности педагогической деятельности, в том
числе и исследовательской, возрастает интерес к информационно-технологическому
обеспечению исследовательской работы (Н.Н. Суртаева).
Ориентируясь на
гуманизацию обучения, на формирование личности учителя, способного осуществлять
исследовательскую деятельность, необходимо создать все условия для роста
профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и
эффективная структура городской методической службы.
Педагогический процесс в
современной школе отражает сложности и противоречия в жизни нашего общества.
Школе необходимы специалисты, обладающие методологической культурой, не
игнорирующие научного знания в области педагогики и способные использовать его
в интересах преобразования практики.
По мнению ученых, в
условиях поиска новых целей, содержания, реформирования в России всей
образовательной системы, в которой принимают участие учителя-практики, их
методологическая культура играет решающую роль
Объект
исследования – исследовательская культура.
Предмет
исследования – условия
развития исследовательской культуры.
Цель
исследования – изучить особенности исследовательской
культуры учителя.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда
взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность исследовательской деятельности,
как составляющего компонента профессионально-педагогической культуры учителя;
2. изучить особенности формирования
исследовательской культуры;
3. проанализировать опыт
подготовки учителя к исследовательской деятельности;
4. определить условия и
поэтапную подготовку, необходимых для успешности формирования исследовательских
навыков у учителей.
Методы
исследования.
Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой
для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных
исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и
список используемой
литературы.
При написании работы были
использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых
рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
В результате анализа литературных источников мы
сделали следующие выводы.
В настоящее врем в
профессиональной подготовке педагогов явно просматриваются два направления.
Одно связано с
сохранением status quo в ней, когда, в сущности, дело сводится к обучению
практической работе – умению обучать и воспитывать.
Другое основано на
понимании того, что без методологической культуры, без ясного представления о
фундаментальном аспекте педагогической науки и без умения использовать ее
результаты в интересах обновления существующей практики невозможно быть хорошим
специалистом.
Совершенно очевидно, что
достаточно зрелые педагоги, решившие посвятить себя научно-исследовательской
деятельности, должны иметь возможность при институтах повышения квалификации
пройти специальное обучение педагог-практик, вступающий на путь научной
деятельности, далеко не всегда осознает, что ее смысл – в опережении практики,
хотя это различие кажется очевидным.
Переход от практической
деятельности к научной нередко понимается следующим образом: хороший учитель,
пополнив свой запас научных знаний на курсах повышения квалификации, обретя
исследовательские умения, как бы автоматически становится хорошим педагогом-исследователем.
Опасность таких заблуждений
в том, что они «могут привести начинающего исследователя к напрасной трате
времени, которое уходит не на получение нового знания, а на привлечение уже
бытующих в разных науках истин для подтверждения эффективности практической
работы, проведенной без научного обоснования, на базе интуиции и личного
мастерства».
При таком подходе смысл
научной работы исчезает, т.к. педагог лишний раз отстаивает и подтверждает
целесообразность и эффективность того, что уже делается
Думается, что во
избежание таких недоразумений учителя необходимо убедить в том, что проводимые
им наблюдения, базирующиеся на уже имеющемся научном знании, приводят к
пополнению запаса знаний и к повышению уровня профессиональной компетентности.
Однако это еще не научная
работа, т.к. использование уже полученного научного знания, с одной стороны, и
получение нового, с другой – это, естественно, не одно и то же.
А.М. Новиков отмечает,
что в науке и практике «нередко и сами эксперименты называют по типу творческих
механизмов, лежащих в их основе».
Мы разделяем точку зрения
В.В. Краевского, что «не обязательно требовать от учителя совмещения функций
исследователя и педагога-практика, т.е. чтобы он и пользовался научным знанием,
и производил его. Эти два аспекта отношения к науке не следует смешивать.
Учитель не обязан «делать» науку, а вот пользоваться научным знанием для
совершенствования своей практической работы всегда полезно».
Важно, чтобы педагог
осознавал, что, включаясь в научно-исследовательскую деятельность, он встает в
ряды тех, кто занимается наукой профессионально. Поэтому ни
психолого-педагогические знания, ни практический опыт не могут заменить ему
специальной научно-исследовательской подготовки, хотя и являются для нее
необходимой предпосылкой.
Исходя из
вышеизложенного, подготовка педагога-исследователя, формирование его
методологической культуры не завершается в период обучения в вузе.
Она продолжается в
процессе повышения квалификации и в профессиональной деятельности, направлена
на помощь исследователю, на формирование у него специальных умений в области
исследовательской работы, развитие педагогического мышления, преодоление
стереотипов, формирование творческого подхода к воспитанию и обучению.
Подготовка учителя к исследовательской
педагогической деятельности не может соответствовать современным требованиям,
если даются знания и умения, но не развиваются мотивы и потребности
исследовательской деятельности.
Эффективность подготовки к исследовательской
деятельности, а также формирование исследовательских умений в решающей степени
зависят от профессионально-педагогической направленности будущих учителей,
прежде всего от мотивационно-ценностных отношений к деятельности.
Являясь сложным личностным образованием,
мотивационно-ценностная готовность учителя к исследовательской деятельности
основывается на теории личностно-ориентированной педагогической технологии,
информационной культуры, базируется на интеграции всех преподаваемых курсов:
социально-гуманистических, психолого-педагогических, методических и
специальных.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования
исследовательской культуры
1.1. Исследовательская деятельность, как
составляющий компонент профессионально-педагогической культуры учителя В XXI веке отечественная
школа и педагогика постепенно входит в мировое образовательное и культурное
пространство. И перед педагогами высших учебных заведений всех уровней стоит
проблема решения педагогических задач с учетом мировых тенденций, с учетом
социально-экономического развития.
В руках педагога
находится будущее народа, страны. Еще в XYII веке Я.А. Коменский сравнивал
учителя с садовником, который выращивает растения в саду, учителя с
архитектором, который застраивает зданиями все уголки человеческого
существования, учителя с полководцем, который ведет наступление против
варварства и невежества.
Слово педагог произошло
(от греч. paidagogos — воспитатель). Это лицо, ведущее практическую работу по
обучению и воспитанию детей и молодежи[1].
Педагог – это не только
профессия, которая помогает транслировать знания от одного поколения к другому,
но и высокая миссия, характеризующаяся высоким профессионализмом,
гражданственностью, инновационным мышлением, интеллигентностью, педагогической
культурой.
Впервые понятие
«педагогическая культура» было определено А.В. Барабанщиковым в 70-е гг. XX
века. Позднее эта проблема нашла отражение в работах ученых В.А. Сластенина,
И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.И. Шиянова.
Параметрами
педагогической культуры ученые считают психолого-педагогическую эрудицию и
интеллигентность, педагогическое мастерство, нравственность, сочетание
педагогической и научной деятельности, самосовершенствование
Учитывая все
составляющие, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, определили модель профессионально-педагогической
культуры, которая состоит из аксиологического, технологического и
личностно-творческого элементов.
Профессионально-педагогическая
культура – это мера и способ творческой самореализации личности преподавателя в
разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленный на
освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий[2].
Современное общество
предъявляет к молодым специалистам высокие требования и особенно к учителям,
ведь от их профессионализма, творческого мышления, готовности к инновациям,
педагогической культуры зависит обучение и воспитание подрастающего поколения.
И исследовательская деятельность является составным компонентом в развитии
будущего учителя-профессионала.
Исследовательская деятельность – это процесс и
результат научной деятельности, позволяющий находить новые истины и
совершенствовать условия жизни, обучения и воспитания. Это понятие определяет
сущность профессиональной деятельности педагога.
Без научного
исследования, инноваций сложно работать в современной школе, лицее, колледже,
вузе, т.к. современные учащиеся, студенты прогрессивно мыслящее поколение,
стремящиеся овладеть новыми информационными технологиями, знаниями и
практическими навыками.
Исследовательская
деятельность помогает учителю гармонично сосуществовать с окружающей его
действительностью, адаптироваться в этом сложном противоречивом мире, найти в
себе то, на что можно опереться, что волнует и вдохновляет[3].
Исследовательская
деятельность учителей учит их проводить поиск материала, систематизировать и
обобщать полученные сведения, воспитывает коммуникативную культуру, развивает
умение применять теоретические знания на практике.
Первой ступенькой
исследовательской деятельности может стать краеведение. Краеведение – это форма
общественной деятельности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но
и широкий круг лиц, преимущественно местные жители.
Краеведение учит людей
любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться
историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень[4].
Краеведение является
средством развития умений и навыков. Краеведение немыслимо без применения
исследовательского метода. Педагог выступает как организатор и руководитель
поисково-исследовательской работы студентов. [1] Педагогический энциклопедический
словарь. гл.ред. Б.М. Бим-Бад, научное изд. «Большая Российская энциклопедия»,
М., 2002. – 528с. [2] Культурологический подход в теории
и практике педагогического образования. Монография //Под ред. проф. Исаева И.Ф.
– Белгород: Изд-во БГУ, 1999, — 151 с. [3] Сластенин В.А. Педагогика
профессионального образования. М.. «Академия», 2006. – 368с. [4] Строев К.Ф. Краеведение. М.: «Просвещение»,
1974. – 144с.