Курсовая с практикой на тему Исследование Я — образа старшего дошкольника.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития Я образа у дошкольников 5
1.1. Образ Я как продукт самосознания 5
1.2. Теоретические основы формирования Я образа у детей дошкольного возраста 11
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей Я-образа детей старшего дошкольного возраста 21
2.1. Организация и методики исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 24
2.3. Методические рекомендации по формированию образа Я дошкольников 30
Заключение 42
Список литературы 44
Введение:
Проблема становления образа Я становится в наши дни во все большей степени одной из наиболее актуальных. Она прочно связана с потребностью определения степени важности человека, его способности и возможности решать задачи современности, с проблемами ценностей современного человека, и, наконец, определения последним себя как части социума. Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе.
Проблема самосознания – одна из самых сложных в психологии. Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе – своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.
Изучением особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их характера и особенностей формирования образа Я занимались многие педагоги и психологи. Среди них мы можем выделить работы таких исследователей как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, В.С. Мухина и многие другие. Среди современных исследователей можно назвать М.М. Безруких, М.Н. Ильину, Е.Е. Кравцова, Е.И. Рогова и др.
Однако в современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между структурным и содержательным развитием образа Я у индивида и стремительными переменами реальности, в которой строится самопознание и самооценивание у современных детей.
Социально-практическая значимость и теоретическая неразрешенность этого вопроса обусловило выбор темы нашего исследования «Исследование Я — образа старшего дошкольника».
Проблема исследования заключается в определении направлений по эффективному развитию Я образа старших дошкольников.
Объект исследования – формирование Я образа в дошкольном возрасте
Предмет исследования – исследование уровня сформированности Я образа у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальное изучение особенностей формирования Я образа у старших дошкольников.
Поставленная цель определяет необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать образ Я как продукт самосознания личности.
2. Изучить теоретическо основы формирования Я образа у детей дошкольного возраста.
3. Организовать исследование особенностей Я-образа детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать результаты исследования.
5. Составить методические рекомендации по эффективному формированию Я образа у дошкольников.
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что современные дошкольники имеют отставание в формировании образа Я в старшем возрасте.
В качестве методов исследования были использованы следующие:
1. Анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Проведение эксперимента, анкетирование и тестирование.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования – Детский сад № 167, Казань, Татарстан, дети, воспитывающиеся в старшей группе в количестве 20 человек.
Практическая значимость исследования – полученные результаты и составленные методические рекомендации по формированию образа Я у детей дошкольного возраста могут быть использованы при работе детского психолога, воспитателей и родителей. Также теоретические и практические результаты исследования могут быть использованы студентами педагогических и психологических факультетов при изучении темы работы.
Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Проблема становления образа Я прочно связана с потребностью определения степени важности человека, его способности и возможности решать задачи современности, с проблемами ценностей современного человека, и, наконец, определения последним себя как части социума. Среди новообразований дошкольного возраста можно выделить произвольность таких психических процессов как внимание, память и восприятие, что оказывают влияние на появление способности управлять своим поведением. В это же время происходят изменения в представлениях ребенка о самом себе, формируются самосознание и самооценка, на развитие которых влияют более сложные и содержательные отношения с взрослыми и другими детьми.
Результаты психологических исследований показывают, что на развитие и становление личности ребенка оказывает влияние множество факторов. Развивающийся ребенок находится в постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих уровней стоит семья. Именно от семьи в первую очередь зависит, каким будет расти ребенок, и какое место в обществе он займет. Определено, что тип семьи, в которой рождается ребенок, сильно влияет на его ожидания, установки, набор ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми. Семья оказывает влияние на когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие ребенка на протяжении всего жизненного пути. Поэтому влияние родителей является важным элементом успешной социализации ребенка, а также его поло-ролевого определения.
При изучении образа «Я» как продукта самосознания и особенностей его формирования у детей дошкольного возраста было установлено, что в начале жизненного пути человек не имеет собственного «Я». Ребенок сначала учится устанавливать различия между окружающими его людьми только по именам. Он осознает, что мужчина – это папа, а женщина – это мама. Постепенно его сознание фиксирует различные статусы, обозначающими отдельных индивидов, включая и его самого. Только к полуторагодовалому возрасту ребенок начинает использовать понятие «Я», понимая при этом, что он отдельный человек.
С продолжением накапливания социального опыта, ребенок начинает формировать образы различных личностей, на основе сопоставления себя с ними. Таким образом, происходит постепенного создание личности с индивидуальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми для ее социального окружения качества, постигаемыми через групповое общение и групповой опыт.
В исследовании было выявлено, что для большинства дошкольников характерен средний уровень сформированности представлений о себе. Однако, что касается особенностей полоролевого осознания себя, то полученные данные могут свидетельствовать о том, что формирование образа Я у детей старшего дошкольного возраста происходит с отставанием и не соответствует возрастной норме психосексуального развития.
В связи с полученными результатами были разработаны рекомендации педагогам по организации работы с родителями, которая будет направлена на оптимизацию детско-родительских взаимоотношений, оптимизацию самооценки детей и их представлений о себе как о личности. Целью исследования является выявление форм и методов работы воспитателей с родителями по формированию позитивного образа Я дошкольников, среди которых родительские собрания, тематические выставки, тематические папки, визиты в группу, дни открытых дверей, посещение семьи, педагогические беседы с родителями.
Таким образом, цель работы достигнута, а задачи решены. Перспективами дальнейшего исследования могут выступать практические разработки организации педагогического взаимодействия с родителями по оптимизации самосознания дошкольников, разработка тренингов, родительских собраний, тематических выставок или дней открытых дверей по теме исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ Я ОБРАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Образ Я как продукт самосознания
Проблема самосознания является центральной и основополагающей в научных изысканиях отечественной и зарубежной психологии. Понимание ключевых позиций о природе, сущности и структуре самосознания, а также его роли в развитии личности выступает основой для анализа проблемы изучения особенностей «образа-Я».
Отметим, что для характеристики самосознания психологи используют разные термины – «Я», «Я-концепция», «образ-Я», «самость» и др., которые имеют тесную связь между собой прежде всего, как свойство, процесс и результат [12].
Проблеме самосознания посвящено множество исследований в отечественной психологии, которые сконцентрированы вокруг двух групп вопросов:
1. Вопрос о становление самосознания в контексте более общей проблемы развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова).
2. Вопросы особенностей самооценок, их взаимосвязь с оценками окружающих (Н.Е. Анкудинова, А.И. Липкин, В.С. Магун, В.Ф. Сафинова), собственно философские исследования, в которых проанализированы проблемы, связанные с личностной отвественностью и моральным выбором (О.Г Дробницкий, А.Г. Спиркин, А.И. Титаренко) и философско-психологические исследования самосознания личности (М. Кальвиньо, В.М. Лейбин) [15].
Зарубежные исследователи так же имеют различные точки зрения по отношению к психологии самосознания. У. Джеймс был первым исследователем, начавшим разрабатывать проблематику Я-концепции. В своих трудах он говорит о том, что глобальное личностное Я является двойственным образованием, которое соединяет в себе Я-сознание и Я как объект. Автор подчеркивает, что это две стороны одной целостности, которые всегда существуют одновременно. Одна из них представляет собой чистый опыт, вторая – содержание этого опыта [10].
В теории другого исследователя, Э. Эриксона, проблематика Я-концепции раскрывается через призму эго-идентичности, которая понимается как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Автор говорит о том, что формирование идентичности Я является тем процессом, который выступает как основа для постоянного расширения самосознания и самопознания личности [48].
Следует отметить, что самосознание является свойством личности как существа социального, при этом объектом самосознания является человек, а личность выступает как познающий субъект, который осознает себя субъектом деятельности. Таким образом, человек, который осознает свои индивидуальные качества, является не только личностью, но и индивидом [13].
Некоторые психологи рассматривают самосознание, выделяя ее компоненты. Так, например, бытует мнение о трехкомпонентном строении самосознания, которое включает в себя когнитивную, аффективно-оценочную и регулятивную составляющие.
Когнитивной составляющей является та часть самосознания, которая представляет собой знания о себе, о своем Я, Эго, личностью (В.В. Столин, Э.Эриксон).
Аффективно-оценочная представляется множеством понятий, таких как самоуважение, самопринятие, самоотношение, самообвинение (Н.М. Розенберг, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
Регулятивная составляющая представляется как локус контроля, саморегуляция, самообладание, самоконтроль (К. Муздыбаев, О.А. Конопкин, А.Л. Корнилов).
Таким образом, когнитивный компонент отражает знания человека о себе, его обобщенность и осознанность, а эмоциональный компонент репрезентирует отношение личности к себе, ее оценку и меру удовлетворенности своими действиями. Регулятивный аспект выражается детерминацией поведения и деятельности человека, его знаниями о себе и отношением к ним. Отметим, что выделение вышеобозначенных составляющих самосознания как полностью самостоятельные независимые единицы является научной абстракцией, так как они неразрывно связаны между собой в функциональном плане [5].
С.Л. Рубинштейн понимает под понятием Я-концепции сложную структурированную картину, которая существует в сознании индивида как самостоятельная фигура и фон, включающая как собственно Я, так и отношения, в которое оно может вступить [39].
К.К. Платонов представляет образ-Я как интегративное установочное образование, которое включает в себя такие компоненты:
• Когнитивный – образ своих качеств, способностей, возможностей, внешности и т.п.;
• Аффективный – отношение к самому себе, самоуважение, себялюбие и т.п.;
• Поведенческий – реализация на практике мотивов, целей и условий в соответствующих поведенческих актах [34].
Д. Майерс говорит об этапности развития самосознания, выделяет несколько фаз его развития, которые заключаются в сознании тождественности своей личности, сознание Я как активного начала своей деятельности, осознание своих психических свойства, которые происходят в результате обобщения данных самонаблюдения и социально-нравственная самооценка [30].
В.А. Аверин рассматривает вертикальное строение самосознания в виде трех уровней – индивидного, социального и личностного. Индивидному уровню соответствует самосознание, которое выражается осознаванием человеком своих индивидуальных свойств. На социальном уровне самосознание выражается как социальная норма и роли, приобретенные социальные установки и ценностные ориентации. Личностный уровень выражается осознание человеком своих личностных свойств характера, способностей, мотивов, жизненного смысла [2].
В отечественной психологической науке одной из черт исследования проблемы роли самосознания в развитии личности выступают общие методологические принципы и теоретические основания, позволяющие определять позицию большинства авторов относительно роли самосознания в жизненном развитии человека в понятиях континуума «свобода-детерминизм».
В зарубежной психологии в рамках развития личности существует два противоположных взгляда на самосознание. «Я» трактуется либо в качестве образования, которое осуществляет саморегуляцию поведения, либо в качестве детерминированного, в связи с чем исследуются различные факты, которые определяют концепцию Я.
Отметим, что мнения о роли самосознания в развитии личности человека позволяет сделать вывод, что вклад самосознания в регуляцию жизнедеятельности человека по мере его взросления значительно увеличивается [11].
Самыми распространенными терминами, которые отражают ощущение человеком собственного «Я» степень его социализации личности – это идентичность и самоуважение.
Идентичностью принято понимать ощущение существования уникальной индивидуальности, отличной от других индивидов, либо ощущение себя как части какой-либо уникальной группы, отличной от других групп. Ощущение индивидом идентичности с группой в большой мере зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа среди других. Примером идентичности может выступать признак расы, национальность, религия или род занятий.
Также социально обусловлено чувство самоуважения. Личность начинает уважать себя в зависимости от восприятия того, как ее оценивают другие, особенно те, чье мнение для нее особенно важно. Если такое восприятие положительное, у человека развивается чувство самоуважения, в другом случае личность будет считать себя недостойной или неспособной [28].