Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Система логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ
ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.. 7

1.1. Возрастные закономерности становления
звукопроизносительной стороны речи у дошкольников при нормальном речевом
развитии. 7

1.2. Понятие «нормы» и «нарушение речи» в логопедии,
педагогике и лингвистике  12

1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика
дошкольников с нарушениями звукопроизношения. 15

Выводы по первой главе. 20

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ
КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ГРУППЫ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 21

2.1. Экспериментальная работа по выявлению и коррекции
звукопроизносительной стороны речи у группы дошкольников. 21

2.2. Цель и задачи исследования звукопроизносительной
стороны речи. Методика выявления. 21

2.3. Результаты анализа состояния звукопроизношения у
группы дошкольников  25

2.4 Основные направления логопедической работы по
коррекции звукопроизносительной стороны речи у группы дошкольников. 30

Выводы по второй главе. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 38

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 41



 

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования.
У детей частота нарушений
звукопроизношения, возникающих в результате фонетико-фонематического
недоразвития речи, прежде всего, связана с частотой перинатальной патологии
(поражением нервной системы плода у новорожденного).

Каждая форма нарушения
звукопроизношения требует специфических приемов логопедической работы по
коррекции нарушений звукопроизношения. Очень важно установить тесный контакт с
ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение старших дошкольников
с фонетико-фонематических недоразвитием правильному звукопроизношению состоит в
коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации
зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

Изучением особенностей
овладения языковым анализом и синтезом у детей старшего дошкольного возраста с
дефектами произношения занимались Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина,
А.К. Маркова, В.П. Глухов, В.А. Ковшиков и др.

Однако, несмотря на
теоретическую разработанность, методический аспект проблемы освещен
недостаточно, что обусловливает актуальность исследования.

Цель
работы
– определить специфику логопедической работы по
коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Достижение поставленной
цели предполагает решение следующих задач:

1.               
Описать особенности развития навыков
фонематического анализа и синтеза в онтогенезе.

2.               
Дать характеристику проявлению нарушений
фонематических процессов и звукопроизношения у детей старшего дошкольного
возраста.

3.               
Описать специфику коррекции нарушения
звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи.

4.               
Провести экспериментальное изучение
состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

5.               
Разработать и апробировать систему
логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Методы
исследования:
анализ литературы по теме исследования;
синтез и обобщение;

Теоретическая
значимость
данной работы состоит в том, что собранный
нами теоретический и практический материал можно использовать в дальнейших
разработках данного вопроса.

Практическая
значимость
исследования состоит в том, что материалы данной
работы можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дефектами произношения.

Структура
работы
обусловлена целью и задачами исследования и включает в
себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и два
приложения.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нарушение речи в целом и
звукопроизношения в частности у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи влечет за собой нарушение в развитии познавательной, интеллектуальной и
волевой сферах. Ведущим в структуре дефекта при ФФНР является стойкое нарушение
фонетической стороны речи, которое с трудом поддается коррекционному
воздействию и отрицательно влияет на формирование других сторон речи, в том
числе и звукопроизношения. Поэтому и коррекционная логопедическая работа должна
быть комплексной.

Апробация предложенной
нами системы логопедической работы, направленной на коррекцию звукопроизношения
у детей с ФФНР показала валидность, поскольку в уровнях развития
звукопроизношения детей была намечена положительная динамика.

Разработанную систему
логопедической коррекционной работы следует рассматривать как первую и
обязательную ступень при подготовке детей к обучению грамоте. Разработанные приемы
оптимизации процесса коррекционно-логопедической помощи детям дошкольного
возраста с ФФНР целесообразно использовать при обучении детей в дошкольных
учебных заведениях специального и общеобразовательного назначения.

Таким образом, цель
исследования была достигнута, задачи решены.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Возрастные
закономерности становления звукопроизносительной стороны речи у дошкольников
при нормальном речевом развитии

 

Речь развивается в процессе онтогенеза
(индивидуального развития организма от момента рождения до конца жизни) наряду
с физическим и умственным компонентами развития ребенка и служит показателем
общего психофизического развития. Усвоение родной речи у детей происходит по
строго определенным закономерностям. Этому процессу характерным является ряд
черт, общих для всех [Игнатьева].

Для того, чтобы выявить патологию речи,
надо знать онтогенез речевого развития в норме, владеть знаниями о
закономерностях данного процесса и условиях, обеспечивающих его успешное
протекание [Архипова].

Г. Розенгард-Пупко [Розенгарт-Пупко] рассматривает два периода формирования речи: до 2
лет – подготовительный; от 2 лет и далее – период самостоятельного становления
речи.

Принимая во внимание исследования А.А.
Леонтьева, можем условно выделить следующие основные периоды в речевом развитии
[Леонтьев]: 1-й – подготовительный (с момента рождения – до 1 года); 2-й –
преддошкольный (от 1 до 3 лет); 3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й –
школьный (от 7 до 17 лет).

Поэтому
подготовительный период, характеризующийся появлением устной речи, при этом
предполагается в первые недели, месяцы жизни наличие у ребенка голоса и крика,
уже характеризует те врожденные механизмы, которые будут использоваться ею в
период становления речи. С такого крика на основе сосательного рефлекса с
первого месяца постепенно начинают возникать «намеки» на звуки согласного типа
м, п, д. На грани между первым и вторым месяцами в результате первых проявлений
приятного ощущения (радости) у младенца начинают возникать короткие звуки типа
«ги», «кхы», что сопровождаются часто испусканием пузырьков. В этот период у
ребенка рядом с криком появляются кряхтения, улыбка с широким открыванием рта,
возникают первые спокойные звуки, а-а, которые, как правило, появляются во
время пауз в «разговоре» с ним взрослого.

С 2-3 месяцев ребенок начинает прислушиваться к
звукам речи, находить взглядом источник звучания, возвращать в сторону
взрослого, сосредоточивая внимание на его лице, губах.

В так называемом «гулении» у детей
присутствуют звуки, которые по звучанию напоминают гласные звуки (
[а], [о], [у], [э]),
губные согласные (
[б], [м]), заднеязычные ([г], [к], [х]) звуки.
К концу 2-3-го месяцев жизни ребенка наблюдается возникновение звуковых
комплексов, состоящих из звуков: а-а-а, а-гу, а-ги, бу, бум-бу, которые звучат
заметно расчлененно, однако являются недостаточно четко протяженными и тому
подобное.

Артикуляция в лепете сравнению с гулением
приобретает большую точность и устойчивость, создаются определенные сочетания
звуков, появляются согласные звуки и различные комбинации их с гласными.

Благодаря чередованию гласных и сочетанию их с
согласными появляются склады и упор на них. Нередко в этот период уже
произносятся ш, ж, ч и даже р, но потом исчезают, когда ребенок начинает
произносить их сознательно.

В 4-5 месяцев у ребенка постепенно формируется
психофизиологический механизм слоготворения, что сопровождается аутоэхолалией
(многократное повторение открытого состава: ва-ва-ва и т.д.).

Автоиммитация
является подготовкой к подражанию речи других людей (гетероиммитация). Сначала
ребенок подражает те звуки окружающих его взрослых, которые он может
произносить сам и артикуляция которых ему хорошо видна. На начале этого периода
широко используется зрение, а затем звуки повторяются в основном на слух. К
восьмому-девятому месяцу ребенок

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы