Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Исследование общительности в психологической науке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 5
1.1 Постановка проблемы общительности в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Основные концептуальные идеи и подходы исследования общительности 9
1.3 Современные исследования общительности в рамках системного подхода 11
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ 15
2.1. Анализ опыта исследования общительности личности 15
2.2. Специфика развития общительности 17
Выводы по второй главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Общение сегодня представляет собой специфический вид деятельности, предполагающий взаимодействие людей, при этом люди познают друг друга, формируют взаимоотношения, развиваются как личности.
Общение занимает особое место в жизни каждого человека. Так, для молодежи общение – это наиболее важная социально-психологическая особенность, помогающая наладить дружеские взаимоотношения с окружающими, создает стимул к саморазвитию личности, личностному росту, самосовершенствованию.
Большую роль в осуществлении общения как деятельности, в формировании взаимоотношений с окружающими играет такая черта личности, как общительность.
Исследуя понятие общительности, мы учитывали положения целостного подхода, поскольку общительность личности является системным образованием, которое состоит из ряда взаимодействующих компонентов.
Общительность нами понимается как индивидуальная характеристика личности, которая проявляется в стремлении этой личности к общению с окружающими, в инициативности, легкости, устойчивости, разнообразии и широком круга общения. Общительность также находит свое проявление в различных видах деятельности и в значительной степени влияет на результативность и эффективность этих видов деятельности.
В связи с изложенным выше отметим, что общительность относится к системе общепрофессиональных качеств личности.
Исследованию общительности посвятили свои труды такие исследователи, как К.А. Альбуханова-Славская, В.А. Ганзен, А.И. Крупнов, С.И. Кудинов и др. Однако на сегодняшний день сущность данного вопроса остается не до конца изученной, а также дальнейшего рассмотрения требует вопрос диагностики данного свойства личности.
Цель исследования состоит в изучении специфики исследования и развития общительности как важной черты личности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть постановку проблемы общительности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Описать основные концептуальные идеи и подходы исследования общительности.
3. Дать характеристику современным исследованиям общительности в рамках системного подхода.
4. Провести анализ опыта исследования общительности личности
5. Описать специфику развития общительности.
Предмет исследования – специфика исследования общительности в психологической науке.
Объект исследования – общительность как одна из базовых характеристик личности.
Теоретическая значимость данной работы состоит в обобщении материала о сущности общительности и опыта исследований общительности.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблемы с коммуникабельостью у людей связаны, в первую очередь, с таким понятием, как одиночество. Одинокие люди испытывают трудности в общении с окружающими. Одиночество может негативно сказываться как на психологическом, так и физическом здоровье человека.
Коммуникабельность человека реализуется в общении, представляющем собой взаимодействие людей, регулирующее их поведение и пр.
Общительность является индивидуальным свойством личности, развивающееся в процессе общения и приобретающее относительно самостоятельное существование в жизнедеятельности человека.
Сегодня исследователи можно выделяют три основных подхода к изучению проблемы общительности. К ним относятся: аналитический, поликомпонентный и системный.
Анализ современных исследование по теме данной работы показал, что в целом, все работы, которые были выполнены в контексте исследования общительности, позволяют описать основные е качественные и количественные характеристики общительности в разных ее аспектах. Но относительно индивидуально-типической специфика общительности отметим, что проблема эта не исследовалась.
Исследователи по-разному подходят к исследованию феномена общительности в психологии, что только подтверждает необходимость его изучения, так как общительность на сегодняшний день еще имеет множество не исследованных аспектов.
С целью развития общительности предлагаем использовать тренинговые занятия, которые в силу их универсальности, практической направленности и доступности становятся неотъемлемой частью личностного и профессионального совершенствования человека. 

 

Фрагмент текста работы:

 

Рисунок 1. Базовые человеческие качества

В.А. Богданов выделяет общительность главной составляющей при общении, антиподом которой является замкнутость. Термин общительность включает в себя два фактора:
− способность к общению;
− склонность к общению.
Человека, который умеет общаться, но не любит этого делать, нельзя назвать коммуникабельным. И наоборот – человека, который не умеет, но которому нравится общаться также нельзя назвать коммуникабельным [Вердербер, 2007].
Коммуникабельность проявляется:
 в умении правильно воспринимать и оценивать людей, а именно: индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния;
 в умении правильно оценивать жизненные ситуации и действовать с их учетом;
 в умении выбирать такие стили, средства, приемы общения, которые с минимальными затратами приводили к желаемой цели общения;
 в умении сочувствовать людям;
 в пластичности мышления, помогает в выборе эффективных средств убеждения и оказания влияния на собеседника.
Люди всегда находятся в контакте с окружающими – реальными, воображаемыми, выбранными, навязанными партнерами и пр. Партнеры-участники, коммуникативная задача и ситуация – это инвариантные составляющие общения. Вариативность обладает связью с характеристиками этих компонентов – партнеров в общении, ситуаций, цели общения. Поэтому коммуникабельность предусматривает развитие таких умений, как адекватная самооценка, ориентация личности в себе (собственном потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче) [Карпенко, 2006, С. 77-85].
Исследования Л.С. Выготского показали, что формы поведения, речи, психические функции и свойства не даются человеку при рождении, а формируются под воздействием решающего влияния, условий жизни человека в обществе и пр. [Выготский, 1960].
Как и общение, общительность – не исключение. Ее формирование происходит в течении жизни и деятельности человека в обществе. Л.И. Волк предпосылки развития общительности видит в темпераменте [Волк, 2011].
А.А. Бодалев и В.Н. Мясищев, исследуя теоретический аспект проблемы общительности, отмечают, что способность устанавливать взаимоотношения − это специфическая форма активности, свойственная субъекту [Бодалев, 1988, С. 10]. В процессе коммуникации людей раскрываются их личностные черты и качества. Исследователи отмечают, что важно как проявление личностных качеств субъекта в общения, так и их формирование и развитие в процессе коммуникации, поскольку именно в ходе общения люди усваивают знания, ценности, способы деятельности и общения, общечеловеческий опыт ир. Иначе говоря, согласно точке зрения А.А. Бодалева и В.Н. Мясищева, человек как личность и субъект деятельности формируется именно в коммуникации, что свидетельствует о важности и актуальности общительности в жизни каждого человека.
Некоторые исследователи представляют общительность как обобщенный показатель коммуникативных и интерактивных типов общения. Поэтому общительность можно рассматривать не только как свойство личности, но и как процесс реализации возможностей и развития способностей устанавливать и поддерживать контакты, формировать доверительные отношения осуществлять взаимодействие, преодолевать трудности общения [Мясищев, 1970].
Люди, у которых развита общительность, как правило, являются менее подверженными различным стрессам и болезням. Е.И. Головаха отмечает, что несмотря на наличие трудностей, возникающих в общении с окружающими, большинством людей в полной мере осознается вся важность и ценность коммуникации и общительности. Исследователь отмечает, что даже в случае неудовлетворенности личностью своей работой, условиями труда, заработной платой и пр., однако при наличии благоприятного климата в трудовом коллективе человек, как правило, работу не меняет, поскольку ему важны взаимоотношения с окружающими и созданный психологический климат [Головаха, 1989].
Отсутствие коммуникабельности (полная некоммуникабельность) определяется как «странность», которая может свидетельствовать о наличии нарушений в психическом нездоровье. Однако испытывать трудности в общении и испытывать чувство одиночества могут и совершенно здоровые психически люди.

1.2 Основные концептуальные идеи и подходы исследования общительности

Анализ литературы по теме нашего исследования показал важность и актуальность изучения в психологии проблемы общительности.
Общительность обладает тесной связью с явлением общения, являющимся взаимодействием двух либо большего количества людей. Общении заключается в осуществлении обмена информацией между людьми. Информация может быть познавательной либо аффективно-оценочной. Как правило, общение включается в процесс практического взаимодействия между людьми (совместный труд, учение, коллективная игра и т.д.), обеспечивая планирование, осуществление и контроль осуществления их деятельности [Сергеева, 2016, С. 757]. Наряду с этим общение способствует удовлетворению особой потребности человека, состоящей в контакте с другими окружающими. Стремление к общению часто является одним из ведущих мотивов, которые побуждают людей осуществлять совместную практическую деятельность. Процесс коммуникации может обособиться от других видов деятельности и стать относительной самостоятельным видом деятельности людей. Приведенное определение подчеркивает важные моменты, имеющие существенный смысл в контексте данной работы. С самого начала человек имеет активность, которая направлена на другого человека, на удовлетворение потребности в контакте с ним, поэтому в ходе общения формируются качества личности, которые: а) формируются в процессе коммуникации; б) способствуют эффективному осуществлению процесса коммуникации; в) в дальнейшем существенно воздействует на другие свойства и характеристики индивида, специфика общения и деятельности в частности.
Общительность и есть одним из этих свойств личности. Поэтому в свете изложенного необходимо разграничить такие понятия, как «общение» и «общительность». Общение является процессом межличностного взаимодействия, в то время, как общительность представляет собой индивидуальное свойство личности, развивающееся в процессе общения и приобретающего характеристики относительно самостоятельного существования в жизни и деятельности человека [Кудинов, 2009].
Сегодня в психологических исследованиях общительности существует три основных подхода: аналитический, поликомпонентный и системный.
Аналитический подход рассматривает генезис общительности как личностной характеристики и отдельные его стороны и не уделяется внимание связи и соотношению между собой.
Л.И. Божович и М.И. Лисина в своих исследованиях анализировали мотивационную сторону общительности. К мотивационным характеристикам они причисляют стремления и внутренние побуждения.
А.И. Ильина, Л.В. Жемчугова, В.Б. Щебетенко сосредоточили свое внимание на исследовании таких динамических и процессуальных признаков общительности, как приемы и способы общения; широта и устойчивость общительности.
Л.В. Жемчугова, А.А. Журавлев, Е.Д. Кокарева занимались анализом результативной, действенной стороны общительности и ее роли в успешности других видов деятельности [Жемчугова, 2003, С. 55] ().
В рамках поликомпонентного подхода к изучению общительности исследование проводится через сопоставление нескольких аспектов феномена общительности. Так, В.А. Домодедова и О.П. Санникова сопоставляют такие признаки общительности, как эмоциональность и динамичность. Исследователи обнаружили тесную взаимосвязь между динамическими признаками общительности и характеристиками эмоциональности. В.А. Домодедова и О.П. Санникова установили наличие более тесных связей между динамическими признаками общительности и эмоциями радости, в то время как эмоции страха обладают отрицательной корреляцией с этими признаками.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы