Курсовая с практикой на тему Исследование логического ударения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
1. Теоретический анализ проблемы логического ударения у дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1. Понятие логического ударения, ее составляющие. Интонация, лингвистическое значение 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР 10
1.3. Логопедическая работа по формированию логического ударения у старших дошкольников с ОНР 12
2. Экспериментальное исследование логического ударения у дошкольников с ОНР 17
2.1. Обоснование методик исследования логического ударения у старших дошкольников с ОНР (констатирующий этап) 17
Общение полученных данных в первой главе послужило основанием для проведения нами эксперимента по исследованию логического ударения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 17
2.2. Результаты исследования логического ударения у старших дошкольников с ОНР (констатирующий этап) 19
2.3 Выводы и рекомендации по итогам констатирующего этапа 26
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 36
Введение:
Актуальность темы. Как отмечают специалисты, в последнее время заметно возросла доля детей с различными речевыми нарушениями. В связи с этим в настоящее время актуализируется поиск решения многих проблем логопедии, в частности, проблема интонационной стороны речи у детей, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение.
Одной из важнейших характеристик звучащей речи является интонационная ее сторона, на что указывают многие известные исследователи, в частности, Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова, С.Н. Цейтлин и др. Именно благодаря интонационной стороне (интонации, темпу, ритму, паузам, ударениям и другим элементам просодической стороны речи) обеспечивается выразительность речи, так как посредством их говорящий передаёт не только определенную информацию, но и своё эмоциональное состояние.
Наиболее часто нарушения элементов просодической стороны речи, в том числе логические ударения, наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи. Понимая свою особенность, ребенок, как правило, не заостряет внимание на выражении речи, на логическом ударении.
Степень разработанности проблемы. Изучением особенностей интонационной составляющей, использования логического ударения в речи детей с ОНР занимались такие ученые, как А.З. Андронова-Арутюнян, Г.В. Волкова, Л.И. Белякова, Н.Н. Трауготт, В.К. Воробьёва, Л.С. Волкова и др. Проблема изучения логического ударения в речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.В. Бондарко, Т.Н. Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова, Н.В. Черемисина и др.) и в логопедии (Е.Ф. Архипова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.).
Цель исследования – выявить умение использовать логическое ударение у старших дошкольников с ОНР. Объект исследования – логическое ударение у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Предмет – исследование логического ударения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза: дети с общим недоразвитием речи испытывают затруднения с использованием логического ударения в речи.
В соответствии с предметом и объектов в целях реализации поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме формирования логического ударения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
осуществить теоретический анализ методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования;
описать формирование логического ударения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
подобрать диагностические методики для исследования логического ударения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; обосновать выбор методик;
провести экспериментальное исследование логического ударения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
проанализировать результаты проведенной работы, сформулировать основные выводы и разработать рекомендации.
Методы: анализ, констатирующий эксперимент, наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ результатов.
База: ДОУ
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы, приложений. В первом разделе представлен обзор дана характеристика психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Во втором разделе приведены методики для выявления использования логического ударения детей старшего дошкольного возраста с ОНР и обоснован их выбор. В заключении представлены основные выводы.
Заключение:
Роль логического ударения в речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи, в том числе логического ударения.
Целью данной работы было исследование логического ударения в речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и направление логопедической работы в системе коррекционного воздействия.
В результате теоретического анализа был сделан вывод о том, что в трактовке термина интонация единства не существует. Под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла (Л.В. Бондарко, И.Г. Торсуева). В логопедии интонация – это сложный комплекс просадических элементов, включающих мелодику, ритм, темп, тембр и логическое ударений (М.А. Поваляева).
Несформированность логического ударения и интонационной стороны речи встречается у детей с различными формами речевой патологии. Сведения об особенностях интонации детей малочисленны, что явилось основанием для их изучения.
На основе результатов теоретического анализа было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого:
был подобран комплекс методик, направленных на исследование логического ударения у старших дошкольников с ОНР;
проведен констатирующий эксперимент, дан анализ полученных данных;
подобран и систематизирован игровой материал для работы над логическим ударением.
Констатирующий этап эксперимента выявил ряд особенностей, позволяющих выделить наиболее типичные затруднения. У детей с общим недоразвитием речи часто оказываются не сформированы способности продуцирования интонации, отражающей эмоциональное состояние, преобладание в репликах интонации сообщения. Возникают трудности в идентификации интонационных рисунков, наблюдается ограничение способности к преобразованию интонационного рисунка предлагаемых фраз.
Исследование показало, что для большинства детей с ОНР свойственны средний и низкий уровни сформированности интонационной стороны речи, низкий и средний уровень использования логического ударения.
С целью организации коррекционной работы были разработаны рекомендации, включающие комплекс занятий, направленных на развитие логического ударения в речи старших дошкольников с ОНР.
В ходе исследования получила подтверждение гипотеза о том, что дети с общим недоразвитием речи испытывают затруднения с использованием логического ударения в речи. Упражнения и задания, используемые в ходе индивидуальной и групповой работе с детьми с ОНР, направленные на развитие интонационной выразительности речи, будут способствовать коррекции речевого развития этой группы детей.
Таким образом, работа с логическим ударением с детьми старшего дошкольного возраста, то есть 5 – 6 лет, будет способствовать развитию выразительности речи, развивать мыслительные операции, так как приводит к более осознанному и осмысленному восприятию и воспроизведению речи – как диалогической, так и монологической. Для организации такой работы необходимо учитывать результаты диагностики для фиксации вызывающих наибольшие затруднения заданий (осмысление, восприятие интонации, восприятие и воспроизведение логического ударения) и применять разнообразные формы и методы логопедической работы, как в индивидуальной, так и в групповой формах.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретический анализ проблемы логического ударения у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Понятие логического ударения, ее составляющие. Интонация, лингвистическое значение
в речевом развитии ребенка большую роль играет просодическая сторона речи, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.
В программе обучения дошкольников Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, логопедическая работа по звукопроизношению не содержит раздела, посвященного формированию просодической стороны речи.
Ударение, являясь структурным компонентом просодии, имеет особое значение в логопедической практике с детьми й 5-6 лет на первом году обучения, поскольку именно от выразительности речи, обеспечиваемой в том числе посредством логического ударения, во многом зависит и будущее течение и формирование мыслительных операций.
Итак, ударение, будучи компонентом просодии, определенным образом представлено в системе языка, которая существует в целом для обеспечения речевой коммуникации.
Для интонирования речи принципиально значимы словесное ударение и ударения смысловые, к которым относят следующие его виды: синтагматическое, фразовое и логическое (рис. 2). Проанализируем их подробнее.
При рассмотрении фразового ударения выделяют три его подвида, среди которых присутствует и логическое ударение.
Фразовое ударение призвано квантовать текст на высказывания. В каждом высказывании присутствует только одно фразовое ударение.
Для интонирования речи большое значение имеет прежде всего синтагматическое ударение, которое связано с понятием синтагмы. Ее основная функция – организовать последовательность слов в семантико-синтаксическое и просодическое единство.
Интонационно значимо также эмфатическое ударение, которое всегда выступает как средство логического и одновременно эмоционально-экспрессивного выделения слова.
Помимо рассмотренных синтагматического и эмфатического ударения, во фразе занимает определенное место также логическое ударение. Его специфика – в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова. Логическое ударение чаще всего связывают с актуальным членением предложения с выделением ремы высказывания. Следовательно, логическим признается смысловое ударение, особенно четко и сильно акцентируемое, максимально выделенное интонационно (как правило, силой и значительным интервалом высоты тона по сравнению со словесным ударением).
Логическое ударение выполняет функцию акцентуации элементов скрытого либо явного противопоставления или(и) функцию выделения «психологического сказуемого», нового во фразе.
Наконец, логическое, или фразовое ударение, характеризуется наибольшей громкостью, а также замедленным темпом произнесения выделяемого слова. Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла.
Такое ударение может быть на разных словах, и в связи с этим предложение приобретает то большие, то меньшие различия в значении.
Определение лексического ударения вызывает большие затруднения на практике у детей при нарушении фонематического слуха.
У каждого говорящего свой средний тон речи, но в некоторых местах речевого такта и фразы происходит повышение или понижение тона. Движения тона вверх-вниз от среднего уровня называется интонацией.
Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений, модальности и эмоционально-экспрессивной окраски.
К основным интонационным средствам относят тональные, мелодику речи, которые связаны с повышением положения тона речи.
В качестве тембровых средств выступают разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок. Так, голос может быть нейтральным, грустным, мрачным, веселым, шутливым и т.д.
Количественно-динамические средства интонации (интенсивность, темп, ритм) включают увеличение или уменьшение громкости, изменения темпа произнесения отдельного участка фразы.
Ритм – это чередование ударных и безударных слогов поэтической речи.
Повышение и понижение тона – это главный показатель коммуникативной направленности высказывания. В этом плане различают ровный / нисходящий / восходящий / нисходяще-восходящий / восходяще-нисходящий тон. Указанные движения тона являются определяющими для реализации целей высказывания (повествование, вопрос, побуждение) и для выражения субъективной экспрессивности.
Таким образом, логическое ударение имеет очень большое значение для выразительного чтения. Фраза, прочитанная без вы¬деления голосом слова, несущего сановной смысл, зву¬чит неясно, ее сущность не доходит быстро до сознания слушателей. Логическое ударение достигается различными сред¬ствами: силой голоса, его понижением или повышением, паузой перед выделяемым словом или замедлением темпа три произнесении этого слова. Однако надо помнить, что при постановке логического ударения никогда не следует злоупотреблять чрезмерным нажимом на вы¬деляемое слово, так как это нарушает смысловую связь его с другими словами в фразе и вырывает из текста. Интонация – самостоятельный уровень языковой структуры. Интонационный уровень речевого звучания имеет сложное строение и выполняет многообразные функции. Компоненты речевой интонации универсальны, но их предпочтительная значимость, способы акустического выражения и характер взаимосвязи со смыслом, синтаксическим строем и ритмической организацией высказывания варьируются от языка к языку.