Теория и методика развития дошкольника Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ И ШКОЛЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1 Роль преемственности детского сада и школы 6
1.2. Основные формы обеспечения преемственности детского сада и школы 14
Вывод по первой главе 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОУ И ШКОЛЫ 21
2.1. Уровень сформированности готовности детей к школе 21
2.2. Развивающие занятия, проходящие в процессе преемственности в работе ДОУ и школы 28
2.3. Результат преемственности ДОУ и школы 36
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 46

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Проблема готовности дошкольников к обучению в школе в нашей стране является актуальной на протяжении достаточно большого количества времени. Во многом это связано с тем, что происходящие динамичные социально-экономические преобразования в обществе, не могли не отразиться и на системе требований к выпускникам дошкольных образовательных организаций. Хотя по по-прежнему традиционно одной из основных целей дошкольного образования является подготовка детей к дальнейшему обучению в школе.
Современные социально-экономические преобразования в Российской Федерации, внедрение новых государственных образовательных стандартов предполагают обновление системы подготовки педагогических кадров и изменение в традиционной вузовской системе подготовки студентов, разработку нового содержания образования, вариативных форм построения образовательной деятельности, путей оптимизации педагогического процесса по освоению основной образовательной программы, новых технологий психолого-педагогического сопровождения образования и развития детей в условиях вариативного построения образовательной деятельности.
Преемственность между детским садом и школой предполагает направленность, ориентацию работы ДОУ на требования, которые предъявляются к ребенку, а также учет педагогами школы достигнутого уровня общего развития ребенка. Дошкольными образовательными учреждениями осуществляется широкая воспитательно-образовательная работа по подготовке детей к школе, которая должна быть разносторонней и начинаться именно в детском саду и семье. Наличие преемственности в работе детского сада и школы – условие успешного осуществления задачи по подготовке ребенка к школе.
Проблема непрерывности и преемственности во все времена была одной из наиболее важных проблем системы образования. Целью преемственности на сегодняшний день является обеспечение полноценного личностного развития, а также физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период.
Обеспечение преемственности направлено на перспективное формирование личности с опорой на накопленные им знания и предыдущий опыт. Именно этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы на сегодняшний день.
Объектом курсовой работы является преемственность ДОУ и школы.
В качестве предмета выступает проблема преемственности детского сада и школы.
Цель курсовой работы: изучить проблему преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школы.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
1. Рассмотреть роль преемственности детского сада и школы.
2. Определить основные формы обеспечения преемственности детского сада и школы.
3. Выявить уровень сформированности готовности детей к школе.
3. Разработать и апробировать развивающие занятия, проходящие в процессе преемственности в работе ДОУ и школы.
4. Проанализировать динамику сформированности готовности к школе у детей в условиях преемственности ДОУ и школы.
Рассмотрением проблем преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школы, занимались многие ученые, такие как: Божович Л. И., Выготский Л.С., Маханева М. А., Эльконин Д.Б., Бородина Г.В., Виноградова Н. Ф., и др..
Гипотеза исследования: дошкольники, посещающие подготовительные занятия в школе, будут успешней обучаться в школе.
В работе использовались методы теоретического исследования литературных источников по указанной проблематике (анализ, синтез, индукция, дедукция, а также обобщение, конкретизация и т.д.), метод эксперимента.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования доказанных теоретических положений при организации работы с детьми дошкольного возраста в рамках ДОУ, а также обоснованием возможных дальнейших исследований в этой области.
Эмпирическое исследование проходило в детском саду «Тополек» г. Бабушкин МО Кабанского района и школе.
Курсовая работа характеризуется следующей структурой: содержание, введение, основная часть работы, которая включает в себя две главы, заключение, а также список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ, проведенный в рамках данной курсовой работы, позволяет говорить об особой важности проблемы преемственности между детским садом и школой. Обеспечение преемственности – это двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, сохраняющая ценность дошкольного детства и формирующая фундаментальные качества ребенка. С другой стороны, начальная школа, которая должна подхватить накопленные достижения и развить весь детский потенциал.
Работа по организации преемственности должна проводиться систематически и целенаправленно педагогическими коллективами как ДОУ, так и школ. Условие обеспечения преемственности в формах и методах – единство их направленности на обеспечение прочного усвоения знаний, сознательности, развитие творческой активности и умственных способностей, как в школе, так и в ДОУ. Условие успешной подготовки ребенка к школе – единая, динамичная и перспективная система обучения и воспитания, позволяющая обеспечить полноценное формирование личности.
Особую роль в рассматриваемом аспекте играет проблема привлечения родителей. Семейное воспитание – один из наиболее важных и существенных аспектов во всем процессе воспитания, развития, а также социализации ребенка. На сегодняшний день выделяются самые разнообразные формы работы с семьей (массовые, индивидуальные мероприятия и т.д.), которые направлены на то, чтобы сделать переход из сада в школу безболезненным и успешным для каждого ребенка.
Таким образом, проблема преемственности между детским образовательным учреждением и школой является очень важной на сегодняшний день в условиях модернизации современного образования. Она требует особого внимания и детальной проработки.
При исследовании, мы использовали следующие методики определения готовности ребенка к школе: «Последовательность событий» Авт. Бернштейн А.Н., Тест Керна — Йерасика. (Рисунок мужчины), «Школьная зрелость» Я. Йерасика, «Исключение четвертого лишнего» Битянова М.Р., «Слуховое внимание». Нелепицы. Битянова М.Р., «Зрительное внимание». Нелепицы. Битянова М.Р. Были выделены три уровня сформированности готовности: низкий (не готов к школе), средний (условно готов) и высокий (готов к школе).
В ходе опытно-экспериментальной работы разработали и реализовали комплекс педагогических условий, направленных на развитие готовности старших дошкольников к школе. Были использованы игры на развитие логического мышления, сообразительности, способности к анализу, а также игры на развитие устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения произвольно его распределять и переключать.
На основании проведённой диагностики можно сделать вывод, что большинство детей – 9 человек из группы имеют высокий уровень логического мышления, 4 ребенка — средний уровень, а 2 ребенка низкий.
Развитие социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, большинство детей 7 чел из группы имеют средний уровень 6 чел высокий уровень, а 2 чел. низкий.
Слуховое внимание, большинство детей – 7 чел из группы имеют средний уровень, 6 чел. высокий уровень, а 2 чел. низкий.
Зрительное внимание, большинство детей – 9 чел. из группы имеют средний уровень, 3 чел. высокий уровень, и 3 чел. низкий.
По результатам всех испытаний, выяснилось, что 4 чел. всех испытуемых имеют средний уровень подготовки к школе, 2 чел. из группы не готовы к школьному обучению, 9 чел. имеют высокий уровень готовности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ И ШКОЛЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Роль преемственности детского сада и школы

В современных условиях модернизации системы образования, одной из наиболее актуальных проблем остается проблема его качества. Повышение качества и доступности – именно так звучит самая важная задача модернизации системы образования. Понятие качества образования на современном этапе развития российского общества связывается, в первую очередь, с обеспечением его соответствия установленным нормам, требованиям и образовательным стандартам. Так как понятие «образование», можно определить как результат (уровень образования), а также как процесс, который дает возможность получения желаемого результата, то и «качество образования» можно отнести и к процессу, и к результату.
Исходя из этого, качество образования – это его соответствие потребностям конкретного общества и личности, которые устанавливаются нормами, стандартами и требованиями. Качество современного образования обеспечивается путем реализации ряда взаимосвязанных тенденций общего и профессионального образования.
Одной из тенденций образования на современном этапе является осознание каждого уровня образования в качестве органической составной части системы непрерывного образования. Рассматриваемая тенденция предусматривает решение проблемы преемственности. В качестве принципиальных особенностей непрерывного образования можно отметить многообразие и гибкость используемых средств, организационных форм и способов, гуманизацию и демократизацию образования, а также дифференциацию образовательных процессов в зависимости от их направленности и содержания. Главным назначением непрерывного образования на современном этапе развития российского общества является развитие человеческой личности, а также всестороннее повышение культуры. Важнейшими признаками непрерывного образования являются: целостность, протяженность, системность, которые придают данному процессу новые интегративные свойства; а именно: прогностичность, преемственность, динамичность и гибкость .
Главной целью интеграции деятельности школы и детского сада является развитие в ребенке добрых чувств, глубокого ума и здорового тела. При этом специфическим приоритетным направлением для начальной школы является формирование у ребенка умения учиться, создание условий, при которых обучение станет для ребенка благом, основой для его самовыражения. Для ДОУ специфической задачей становится раннее развитие комплекса качеств личности и свойств, которые обеспечат легкий и естественный переход ребенка в школу.
Преемственность в системе образования предполагает установление взаимосвязи между ее смежными звеньями (детский сад и школа) для последовательного решения задач обучения и воспитания. Преемственность ДОУ и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Еще Н.К. Крупская отмечала органическую связь этих учреждений, считая, что правильная организация дошкольного воспитания детей в существенной степени повлияет на качество школьного образования . Еще в большей степени необходимость преемственности усиливается в связи с ростом на сегодняшний день роли общественного дошкольного воспитания. Дошкольное воспитание представляет собой важнейшее звено единой образовательной системы. Результат дошкольного образования находит отражение на каждом этапе обучения.
Дошкольное образование на официальном уровне, а также в представлениях граждан не входит в единую образовательную сеть. Оно носит рекомендательный характер (не является обязательным для граждан РФ). Согласно представлениям общественности, детский сад является не общественным институтом образования, а скорее местом комфортного пребывания ребенка в дошкольном возрасте.
Наряду с этим, качество дошкольного образования является гарантией успешного освоения программных требований на дальнейших ступенях системы образования, а также основой успешности человека в целом. Именно те способности, умения, навыки, которые развиваются у ребенка с самого раннего возраста, могут обеспечить успешность человека .
Можно выделить следующие основные задачи преемственности:
 установление связи между программами, методами и формами работы детского сада и школы;
 установление связи в умственном, физическом, нравственном, эстетическом и трудовом развитии;
 установление связи в развитии всей личности ребенка в целом;
 сформированность положительного отношения к детям со стороны родителей и педагогов;
 осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков;
 преемственность содержания образования и воспитания в ДОУ и первом классе школы.
Таким образом, преемственность обеспечивает тот необходимый базис развития, отсутствие которого не позволяет ребенку осуществлять успешное обучение в школе. Этот момент самым тесным образом связан с проблемой готовности ребенка к школьному обучению.
Поступление в школу – сложный, переломный период в жизни ребенка. Происходит изменение его места в системе общественных отношений, смена всего уклада жизни, наблюдается увеличение психоэмоциональной нагрузки. Беззаботные игры сменяют ежедневные занятия, требующие от ребенка сосредоточенности при работе на уроках, удержания нужной рабочей позы, активизации уровня внимания, достаточно напряженного умственного труда и т.д.
Первоклассника, впервые пришедшего в школу, встречает новый коллектив сверстников и взрослых. Ребенку требуется установить контакт с педагогами и сверстниками, выполнять строгие требования школьной дисциплины, он должен взять на себя обязанности, связанные с учением. Не все дети обладают готовностью к таким изменениям, некоторые из них с трудом переносят нагрузку, предъявляемую к ним школой. Здесь важна роль того факта, насколько конкретный ребенок оказывается готовым к школьному обучению.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы